Урок русского языка в 4 классе на тему “Имя прилагательное”
Акмолинская область
Шортандинский район
с.Пригородное
учитель начальных классов
Стрельченко Ирина Владимировна
Цель: углубить представления учеников о роли в нашем языке слов, обозначающих признаки предметов.
Задачи: формировать грамматическое понятие «прилагательное», обогатить речь учащихся прилагательными: учить выделять прилагательные в тексте: развивать орфографическую зоркость: воспитывать аккуратность, трудолюбие.
Оборудование: карточки, таблица.
Методы: словесные, наглядные, частично- поисковые, практические.
Ход урока
1.Организационный момент.
На доске пословица: « Без труда не вынешь рыбки из пруда».
– Кто объяснит смысл этой пословицы? В каких случаях применяют эту пословицу?
- Минутка чистописания.
Посмотрите на буквы. Напишите только те , которые нужно проверять в безударном слоге в корне слова:
А Ю И О Ы Е Я
Какие гласные вы написали?
На второй половинке т
Строки напишите эти буквы с петлями вокруг каждой.
- Словарная работа
А)Вставь пропущенные буквы
К.. рова, к..стюм, кр..вать, к..рзина.
Б) Взаимопроверка.
- Сообщение темы, цели урока.
Загадка.
Круглый, круглый,
Сладкий, сладкий, с полосатой кожей гладкой.
А разрежешь – посмотри:
Красный-красный он внутри.
Какие слова помогли догадаться, что это арбуз? С какой стороны эти слова характеризуют арбуз? (Указывает на форму, на вкус, цвет)
Запишите в тетрадь: Арбуз (какой?) круглый, сладкий, красный.
- Работа над темой урока.
«Что знаем – повторяем!»
Что такое имя прилагательное? На какие вопросы отвечает? Что оно обозначает? Как изменяется имя прилагательное? Каким членом предложения чаще всего бывает прилагательное? С какой частью речи связано?
Наблюдаем, сравниваем, делаем выводы.
Какая? Зелёная лужайка (ж.р., ед,.ч., им.п.)
Какой? Зелёный лист (м.р.,ед.ч.,им.п.)
Какое? Зелёное ведро (ср.р.,ед.,ч., им.п.)
Какие? Зелёные лягушки (мн.ч.)
Вывод: Имя прилагательное обозначает……… предмета и отвечает на вопросы …………
Род и число прилагательного зависит от рода и числа………
- Работа по карточкам
Напиши признаки предметов.
Лыжи (какие?)……….. . Мороженое (какое?)……….. . Яблоко (какое?)………. .
«Хочу больше знать»
Имена прилагательные могут обозначать различные признаки предметов: форму, размер, вкус, качества характера и др: круглый стол, синий фартук, сладкий чай, дружный класс, хитрая лиса.
- Самостоятельная работа
Окончания имён прилагательных
Род | Вопрос | Число | Окончание |
М.р | Какой? | Ед.ч. | -ой,-ый, -ий |
Ж.р | Какая? | -ая,-яя | |
С.р | Какое? | -ое, -ее | |
Какие? | -ые, -ие |
Совпадает ли окончание вопроса с окончанием имени прилагательного?
Упр. 198.
- Физминутка.
Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, подтянулась,
Раз росой умылась, два- изящно покружилась,
Три – качнулась и присела,
На четвёртый улетела.
- Работа над текстом « Серебристая земля»
Поставь вопросы к выделенным словам. С какими словами связаны прилагательные? Выпиши из текста первое предложение. Докажи, что выделенное слово является прилагательным.
Слово ………. Имя прилагательное, так как оно обозначает ………..предмета и отвечает на вопрос……… стоит в ……. Роде, ….. числе, ………падеже. В предложении является ………… .
Проверка.
- Загадки – шутки.
Каких камней не найдёшь в море?
Под какими деревьями во время дождя прячутся зайцы?
В какую бочку нельзя налить воды?
Какой болезнью на земле никто не боллет?
- Обобщение.
Чему учились на уроке? Зачем в нашей речи нужны слова обозначающие признаки предметов?
- Оценивание работы.
- Домашнее задание . Упражнение 203.