Урок русского языка в 4 классе на тему “Имя прилагательное”


Акмолинская область

Шортандинский район

с.Пригородное

учитель начальных классов

Стрельченко Ирина Владимировна

Цель: углубить представления учеников о роли в нашем языке слов, обозначающих признаки предметов.

Задачи: формировать грамматическое понятие «прилагательное», обогатить речь учащихся прилагательными: учить выделять прилагательные в тексте: развивать орфографическую зоркость: воспитывать аккуратность, трудолюбие.

Оборудование: карточки, таблица.

Методы: словесные, наглядные, частично- поисковые, практические.

                                                                             Ход урока

1.Организационный момент.

На доске пословица: « Без труда не вынешь рыбки из пруда».

– Кто  объяснит смысл этой пословицы? В каких случаях применяют эту пословицу?

  1. Минутка чистописания.

Посмотрите на буквы. Напишите только те , которые нужно проверять в безударном слоге в корне слова:

А Ю И О Ы Е Я

Какие гласные вы написали?

На второй половинке т

Строки напишите эти буквы с петлями вокруг каждой.

  1. Словарная работа

А)Вставь пропущенные буквы

К.. рова,  к..стюм,  кр..вать,  к..рзина.

Б) Взаимопроверка.

  1. Сообщение темы, цели урока.

Загадка.

Круглый, круглый,

Сладкий, сладкий, с полосатой кожей гладкой.

А  разрежешь  – посмотри:

Красный-красный он внутри.

Какие слова помогли догадаться, что это арбуз?  С какой стороны  эти слова   характеризуют арбуз? (Указывает на форму, на вкус, цвет)

Запишите в тетрадь: Арбуз (какой?) круглый, сладкий, красный.

  1. Работа над темой урока.

«Что знаем – повторяем!»

Что такое имя прилагательное? На какие вопросы отвечает? Что оно обозначает? Как изменяется имя прилагательное? Каким членом предложения чаще всего бывает прилагательное? С какой частью речи связано?

Наблюдаем, сравниваем, делаем выводы.

Какая? Зелёная лужайка (ж.р., ед,.ч., им.п.)

Какой? Зелёный лист (м.р.,ед.ч.,им.п.)

Какое? Зелёное ведро (ср.р.,ед.,ч., им.п.)

Какие? Зелёные лягушки (мн.ч.)

Вывод: Имя прилагательное обозначает……… предмета и отвечает на вопросы …………

Род и число прилагательного зависит от рода и числа………

  1. Работа по карточкам

Напиши признаки предметов.

Лыжи (какие?)……….. .  Мороженое (какое?)……….. .  Яблоко (какое?)………. .

«Хочу больше знать»

Имена прилагательные могут обозначать различные признаки предметов: форму, размер, вкус, качества характера и др: круглый стол, синий фартук, сладкий чай, дружный класс, хитрая лиса.

  1. Самостоятельная работа

Окончания имён прилагательных

Род Вопрос Число Окончание
М.р Какой? Ед.ч. -ой,-ый, -ий
Ж.р Какая? -ая,-яя
С.р Какое? -ое, -ее
Какие? -ые, -ие

Совпадает ли окончание вопроса с окончанием имени прилагательного?

Упр. 198.

  1. Физминутка.

Утром бабочка проснулась,

Улыбнулась, подтянулась,

Раз росой умылась, два- изящно покружилась,

Три – качнулась и присела,

На четвёртый улетела.

  1. Работа над текстом « Серебристая земля»

Поставь вопросы к выделенным словам. С какими словами связаны прилагательные?  Выпиши из текста первое предложение. Докажи, что выделенное слово является прилагательным.

Слово ………. Имя прилагательное, так как  оно обозначает ………..предмета и отвечает на вопрос………  стоит в ……. Роде,  ….. числе,   ………падеже. В предложении является …………  .

Проверка.

  1. Загадки – шутки.

Каких камней не найдёшь в море?

Под какими деревьями во время дождя прячутся зайцы?

В какую бочку нельзя налить воды?

Какой болезнью на земле никто не боллет?

  1. Обобщение.

Чему учились на уроке? Зачем в нашей речи нужны слова обозначающие признаки предметов?

  1. Оценивание работы.
  2. Домашнее задание . Упражнение 203.
Метки:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *