Урок русского языка в 8 классе на тему “Обобщающие слова при однородных членах”


Карпова Наталья Михайловна
КГУ “Средняя школа №5” г. Усть-Каменогорска,

учитель русского языка и литературы.  

 

Скачать приложения

Класс: 8а

Место проведения: мультимедийный кабинет

Цели:

  • Познакомить учащихся с обобщающими словами при однородных членах предложения; обобщить и углубить знания учащихся по изучаемой теме.
  • Развивать умение правильно ставить знаки препинания при однородных членах предложения и обобщающих словах; составлять схемы предложений.
  • Воспитывать чувство гражданского патриотизма.
Время в минутах Действия учителя Действия учащихся Примечания, какие материалы используются.
1 этап.

Организационный момент.

1 минута

Приветствие учащихся.

 

Флипчарт1, слайд 1.
Повторение изученного на прошлом уроке

 

 

 

6 минут

– На прошлом уроке мы говорили об однородных членах предложения и знаках препинания при них. Используя таблиц, расскажите, что вы знаете об однородных членах предложения. 2 ученика рассказывают,   опираясь на таблицу, об однородных членах предложения. Флипчарт1, слайд2.
Запишите предложения, расставьте знаки препинания, подчеркните однородные члены предложения, составьте схемы предложений. Учащиеся записывают предложения. 1 – 1 ряд, 2 – 2 ряд, 3 – 3 ряд. По одному ученику выходят к доске с тетрадью, объясняют расстановку знаков препинания. Флипчарт1, слайд 3.
Изучение нового материала.

 

1 минута

Объявление темы  урока.

Чтение эпиграфа к уроку. Как вы понимаете слова М.Шаханова?

Предположительный ответ: если человек научится любить и понимать свой народ, свою культуру, свою природу, то он научится понимать и любить другой народ, будет толерантным. Флипчарт1, слайд 4
 

 

2 минуты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 минты

-Прочитайте предложения, найдите обобщающие слова, которые дают одно общее наименование всем однородным членам данного ряда. Что они выражают?

– Объявляет цели урока.

 

 

 

 

– В ходе урока вы будете заполнять таблицу, которая станет вашей шпаргалкой при  подготовке к ЕНТ. (Приложение1)

– Само понятие обобщающие слова вам знакомо с детства. В 5 классе вы уже научились  называть группу предметов одним словом. Наша задача в 8 классе  научиться не только правильно подбирать обобщающие слова, но и научиться расставлять знаки препинания в предложениях с обобщающими словами.

Задание: подобрать обобщающее слово к группе предметов.

Читают предложения, называют обобщающие слова.

Вывод: Обобщающее слово – это  одно более общее наименование всем однородным членам.

 

 

 

Знакомятся с таблицей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Устно подбирают слова, называют их.

 

Флипчарт 1, слайд 5

 

 

 

 

Флипчарт1, слайд 6

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Флипчарт 1, слайды 7,8,9,10,11,12,13,14,15,16,17.

3 минуты Изучают  правило об обобщающих словах по электронному учебнику, заполняют таблицу. Приложение2.модуль

14(грамматика),

объяснение 2.

Приложение1, задание 1

7 минут

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 минута

– В роли обобщающего слова могут выступать не только отдельные слова. В приведенных примерах найдите обобщающие слова, определите, чем они выражены, заполните таблицу.

(Во время работы консультирует  слабых учащихся)

– Чаще всего обобщающее слово выражено метосимением.

– Кроме того, что обобщающие слова могут быть выражены любой частью речи, они могут быть выражены фразеологическим оборотом.

Читают предложения, находят обобщающие слова, заполняют таблицу.

Вывод: обобщающие слова могут быть выражены любой частью речи.

 

Дополняют таблицу примером учителя.

Учебник «Русский язык» 8 класс упражнение 273, стр.130

Приложение1, задание 3

 

 

 

 

 

 

 

 

Флипчарт1, слайд 18

 

 

 

Флипчарт1, слайд 19

3 минуты – При изучении правила вы обратили внимание на то, что обобщающие слова являются тем же членом предложения, что и однородные члены предложения.  Докажите, что  обобщающее слово может быть любым членом предложения. Работают с предложениями. Подчеркивают обобщающие слова как члены предложения. В таблицу вносят варианты ответов.

Вывод: обобщающие  слова могут быть разными членами предложения.

Приложение 1, задание 2.

Приложение3.

3 минуты -Мы подошли к самому  сложному: постановке знаков препинания. Работают с электронным учебником, заполняют таблицу. Приложение 2, модуль 14, объяснение 4.

Приложение 1, задание4

1 минута -Чтобы правильно расставить знаки препинания, можно воспользоваться алгоритмом.

(Показывает алгоритм, предлагает привести примеры; возможно из уже отработанных предложений)

Изучают алгоритм, приводят устно примеры. Приложение 4.
2 минуты Решение пунктуационных задач. (Выступает в роли консультанта) Тренируются в постановке знаков препинания. Приложение 2, модуль14, задание4.
Тренировочные упражнения

2  минуты

– Распространите предложения однородными членами. Устно читают предложения, дополняя их однородными членами. Флипчарт1, слайд 20
3 минуты – Записать предложения, вставить подходящие по смыслу обобщающие слова. (выступает в роли консультанта) Работают в тетрадях. Несколько учащихся выходят к доске. Флипчарт1, слайд 21
5 минуты  (Выступает в роли консультанта) Работают с тренажером. (Слабые учащиеся – с функцией подсказки). Приложение5, слайд 16
Обобщение изученного

2 минуты

Задает наводящие вопросы Рассказывают изученный материал.
Домашнее задание

1 минута

Объясняет домашнее задание.

П.30, упр.274(2)

Записывают задание в дневники. Флипчарт1, слайд22

Приложение 1. Таблица «Обобщающие слова при однородных членах предложения».

Приложение 2. Электронный учебник «Русский язык для школ с казахским языком обучения» 8 класс, разработчик – АО «Национальный центр информатизации».

456

Приложение 3. Раздаточный материал. Лист с предложениями.

Приложение 4. Алгоритм постановки знаков препинания.

Приложение 5. Электронный учебник «Уроки русского языка» (Виртуальная школа Кирилла и Мефодия, Россия) 8-9 класс.

4567

Метки:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *