Открытый воспитательный час «Моя будущая профессия».


Остапенко Светлана Васильевна
воспитатель КГУ «Качирский детский дом»

Цель: Дать учащимся представления о профессиях, помочь выявить способности к определённому виду деятельности, формировать умения ориентироваться в современном мире профессий.

Задачи:

Образовательная: познакомить учащихся с понятиями «профессия», «специальность», «квалификация», «должность» расширить представление о мире профессий; – сформировать представление учащихся об основных способах классификации профессий;

Развивающая: -развивать способности правильной самооценки и ответственности в вопросах выбора профессии. -объяснить, какие факторы влияют на выбор будущей профессии;

Воспитательная: – воспитывать уважительное отношение к труду, людям труда и выбранной профессии, как жизненно важной ценности;

Ожидаемый результат:  Сформируется представления о наиболее востребованных на сегодняшний день профессиях, осознанность, ответственность за выбор будущей профессии, положительная  профессиональная мотивация.

Методы и приемы: Словесный, наглядный, практический, частично-поисковый, самостоятельная работа в группах, игровые моменты.

Форма проведения: Игровой конкурс

Оборудование: Проектор со слайдами, видеоролик о колледже, ручки, карандаши для конкурсов.

Ход воспитательного часа.  Слайды №1 Думающий ребенок

1.Актуализация темы.

Рекламная тумба, на которой развешаны объявления о предоставлении и поисках работы.

Выходят юноша и девушка

Вова: Привет, Женя! Что объявления читаешь? Работу ищешь?

Женя: Да вот читаю объявления и думаю, какую профессию выбрать. Какие специалисты более востребованы на рынке труда, а проучишься 5 лет и будешь без работы сидеть.

Вова: Будущую профессию не на рекламной тумбе искать нужно, а сердцем ее чувствовать, стремиться к ней, представлять себя в ее роли. Ты вообще-то кем хочешь стать?

Женя: Я? Ну…. Может быть, менеджером, а может, экономистом. Нет лучше дизайнером!

Вова: А почему ты решила выбрать такие профессии?

Женя: Престижно, модно Приходишь куда – нибудь, подаешь визитку, а в ней написано: «Известный дизайнер Аминова Евгения».

Вова (передразнивает): Известный дизайнерАминова.

А что знаешь об этой профессии?

Женя: Вот поступлю, тогда узнаю.

Вова: А я так не хочу. Я хочу стать программистом. Но не потому что это модно или денежно. А потому, что мне нравится работать на компьютере. И я уже сегодня много что умею. Я покупаю книги о компьютерах, выписываю журналы. Я хочу быть профессионалом в этой области

Женя: Ты серьезно?

Вова: Вполне! И тебе советую выбирать профессию, так чтобы она тебя тоже выбрала.

Женя: Ты думаешь, у меня получится?

Вова: Если чего – то очень сильно хочешь – непременно получится

Женя: А давайте поговорим о профессиях, ведь мы скоро заканчиваем школу.

Восп-ль:  Именно об этом мы сегодня и погорим. Кем быть? Какую профессию выбрать? Некоторым из вас на этот вопрос через несколько месяцев  нужно будет найти ответ.

Скоро вам придется сделать в своей жизни очень серьезный выбор: выбрать профессию.

Успешность этого выбора зависит от того, насколько широко может ознакомиться подросток с миром профессий и специальностей, насколько реальны его представления о будущей собственной трудовой деятельности. Чтобы сделать правильный выбор, нужно иметь представление о существующих профессиях и, зная собственные склонности, реально оценивать свои возможности.

А скажите, кто может объяснить понятие – ПРОФЕССИЯ?

ВаняС. – это трудовая деятельность человека

ДанилА.- труд- требующий знания и умения.

РавильА. -труд- служит обычно источником дохода.

Слайд№2

ПРОФЕССИЯ (лат. Professio, от profiteor – объявляю своим делом) – вид трудовой деятельности человека, который требует определённой подготовки (соответствующего уровня специальных знаний и умений) и служит обычно источником дохода.

Давайте прочитаем поговорки.

(О каких профессиях идет речь?)

Куй железо, пока горячо. (Кузнец).

Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть. (Рыбак).

Не игла шьет, а руки. (Портной, швея).

Не бравшись за топор, избы не срубишь. (Плотник).

Кто пахать не лениться, у того и хлеб родится. (Пахарь).

Не надевай хомут с хвоста, не начинай дела с конца. (Конюх). ?

Слайд№3 ПОФЕССИЯ,СПЕЦИАЛЬНОСТЬ, КВАЛИФИКАЦИЯ, ДОЛЖНОСТЬ

Восп-ль: Здесь  написаны 4 слова, которые имеют отношение к профессиональной деятельности человека: профессия, специальность, квалификация, должность. Как бы вы объяснили различие между этими словами?

Антон К. – СПЕЦИАЛЬНОСТЬ – вид занятий в рамках одной профессии.

Слайд№4

Специальность – более узкая область приложения физических и духовных сил человека в рамках той или иной профессии..

Например, профессия – врач. Специальность – стоматолог, хирург, терапевт, Учитель- химии, физики, физкультуры).

Таким образом, профессия – это группа родственных специальностей.

Ваня А.-КВАЛИФИКАЦИЯ – степень подготовки к какому – либо виду труда.

Тима З. это уровень профессионального мастерства.(Врач высшей категории, сварщик 5разряда)

Слайд№5

Квалификация (от лат. qualis — какой по качеству и facio — делаю), 1) степень и вид профессиональной обученности работника, наличие у него знаний, умения и навыков, необходимых для выполнения им определённой работы.

ВоваБ.-ДОЛЖНОСТЬ – это место, занимаемое человеком в организации.(директор, замдиректор)

Слайд№6

ДОЛЖНОСТЬ — служебное положение работника, определяющее круг его полномочий и ответственности, определенный вид деятельности в рамках специальности работника.

Как видим, многие из вас дали правильные определение всех этих слов. Все эти слова вместе содержат профессиональную характеристику человека.

Что же нужно для того чтобы сделать свой профессиональный выбор? Чтобы выбрать своё дело, свою профессию разумно? Ответы детей.

Денис – познакомиться с  профессиями.

Антон – узнать, какие требования предъявляет профессия к человеку.

Валера -узнать свои  особенности(мышления, памяти, внимания

Женя – свои интересы и склонности

Юля – узнать какие профессии сейчас нужны(         рынок труда)

Данил Ц. – какая будет зарплата

Тима З. – свои возможности (поступить вМоскву или в Германию, Америку)

А вот например Максим сможет работать сварщиком?

– состояния своего здоровья.

Восп-ль: Вы всё правильно сказали, нужно познакомиться с миром профессий, узнать, какие требования предъявляет профессия к человеку, и только после этого соотнести их со своими личностными особенностями, всё то, что делает каждого из нас единственным и неповторимым – свои интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания, особенности  нервной системы.

Одни профессии требуют от человека силы и ловкости, другие – ума или скорости реакции, третьи – общительности, аккуратности или сдержанности.

Давайте мы сейчас вместе с вами выделим основные  факторы которые  влияют на выбор будущей профессии?

Ваня С. – интересы и склонности.

Денис –  желания и потребности в определенных видах деятельности

Дима К. –  от склонностей зависит привлекательность и  интерес к работе.

Итак склонности условно обозначим  выражением «Я хочу»;

Гульнара  –особенности человека

Женя – индивидуальные качества человека

Вова – способности

Способности условно выражают словами «Я могу»;

Антон –  узнать какие профессии нужны

Ваня А. – какие профессии пользуются спросом

Тима З. – по каким профессиям можно найти себе работу.

Иначе говоря, определить, что сегодня «Надо».

Коротко формула правильного выбора профессии выражается тремя словами:

слайд №7

«Хочу» — желания, интересы, склонности личности,

«Могу» — человеческие возможности (физиологические и психологические, образовательные ресурсы личности), возможность поступления.

«Надо» — потребности рынка труда, востребованность профессии в обществе.

Слайд№8

Если вы сумеете совместить «Хочу», «Могу» и «Надо», ваш профессиональный выбор будет удачным.

Восп-ль:  Во все времена люди по-разному относились к своей работе, к труду, что им приходилось выполнять. Послушайте легенду.

Давным-давно во французском городе Шартре строился большой собор. Троих рабочих, подвозивших на тачках строительный камень, спросили, чем они занимаются. Первый ответил: «Обтёсываю эти проклятые камни, вон какие мозоли на руках набил!» Второй молвил: «Я обтёсываю и вожу камни, зарабатываю на кусок хлеба своей жене и дочкам». А третий сказал с улыбкой: «Я строю прекрасный, великолепный собор». Занимаясь одной работой, все трое дали различные ответы на заданный вопрос. Почему?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ

Максим – Работа ему не нравилась.

Юля – Работал, чтобы прокормить семью.

Витя З. – Работа ему нравилась.

Восп-ль: В ответах каждого прозвучало их особенное отношение к одной и той же деятельности: строительству собора. Не секрет, что и в наше время развития науки, техники, телевидения, компьютеров далеко не все люди относятся к своей работе с любовью, получая от труда удовлетворение и радость; не каждый испытывает любовь к своей профессии. Для того, чтобы этого не случилось с вами, мы сегодня и обсуждаем данную тему.

И мы сегодня с вами тоже приоткроем дверцу в мир профессий. Их насчитывается в мире около 50 тысяч. Выбор профессии – жизненно важный вопрос.

Чтобы получше познакомить с профессиями и тем, чем занимаются люди этих профессий,  мы совершим с вами путешествие в ваше будущее  и  проверим ваши знания о профессиях.

Чтобы интереснее было путешествовать, мы разделились на две команды и проведем конкурс о профессиях.

Итак в нашем конкурсе будут участвовать две команды.

Оценивать нашу игру сегодня будет жюри

Итак. Мы начинаем!

Наш конкурс состоит из 9 заданий.

Перед началом конкурса наши команды представятся.

Команда « «Эрудиты»

Наш девиз: «Эрудиты всегда впереди, если хочешь, за нами иди!».

Команда «Знатоки»

Наш девиз: «Много знать – успешным стать!»

Конкурс №1 Разминка «Угадай профессию»

Вопросы №1

1. Специалист по отделке зданий (помещений)  – Маляр.

2.Специалист по изготовлению  изделий из металла  – Токарь

3.Перед кем все люди снимают шапки?  (парикмахер)

4.Специалист по воспитанию и обучению детей. – Педагог

5. Специалист по сборке и наладке механического оборудования – Слесарь.

6. Какой водитель смотрит свысока? (летчик, пилот)

7. Мастер по обработке металлов давлением. – Чеканщик.

8. Специалист по обслуживанию и ремонту радиоаппаратуры. – Радиомастер

9. Мастер  по ручной ковке металла. – Кузнец.

10. Специалист с высшим техническим образованием – Инженер.

11. Владелец сельскохозяйственного предприятия с использованием земельного участка. –         Фермер.

Вопросы№2

12. Специалист по разведению фруктово-ягодных кустарников. – Садовод.

13. Специалист по технологии соединения деталей конструкции путем их местного сплавления – Сварщик

14. Специалист по духовым и клавишным инструментам. – Музыкант.

15.Сидит дед, в сто шуб одет – кто мимо него пробегает, у того он шубу отбирает  (гардеробщик)

16. Специалист, владеющий ножницами и расческой. – Парикмахер.

17. Специалист по изучению  процессов, происходящих в земной  атмосфере. Метеоролог.

18. Специалист по обработке дерева. – Столяр.

19.Кто обслуживает и корову и ЭВМ? (оператор)

20. Специалист по обслуживанию  электрических сетей и электрического оборудования. – Электромонтер.

21. Работник торговли – Продавец.

22. Кто использует тонометр в своей работе? (врач)

Конкурс №2 « Классификация профессий»  Слайд№9

Мы с Вами уже обсудили, какими факторами необходимо руководствоваться при выборе профессии.

Чтобы облегчить выпускникам эту задачу ученые многих стран  создали классификацию профессий и разделили профессии на 5типов.  Мы с вами об этом уже говорили. Давайте вспомним.(дети называют человек-природа и т.д.)

Женя -1тип. Человек – природа этот тип объединяет профессии, представители которых имеют дело с объектами, явлениями и процессами живой природы. (ветеринар, пчеловод, гидролог, биолог)

ВаняА. -2тип.Человек – техника – люди этого типа работают с техническими устройствами (пилот, водитель, слесарь, электрик)

Денис – 3тип. Человек – человек – обладатель профессии данного типа тесно связан с другими людьми. Воздействует на них (учитель, врач, журналист, психолог, экскурсовод)

Равиль -4тип. Человек – знаковая система – люди этой профессии должны уметь оперировать абстрактными понятиями, иметь широкий кругозор (бухгалтер, ученый, оператор ЭВМ)

Юля -5тип. Человек – художественный образ – людей этого типа профессии отличает наличие живого образа мышления. Наличие фантазии, таланта (художник, композитор, актер, поэт)

А какой тип профессий самый распространенный,  как вы считаете? Человек – техника

Внимание, задание для команд.  За одну минуту. Подберите как можно больше примеров профессий определенного типа.

Команда№1 подбирает профессии Человек-природа и Человек – знаковая система

Команда№2 подбирает профессии Человек – человек и Человек – художественный образ

Человек – техника подбираю обе команды.

(Первая группа – «Человек – природа», вторая группа – «Человек – техника» и т. д.)

1минуты. Звучит музыка.

Время истекло. Какая группа подобрала больше всего профессий? Слушаем ваши ответы.

– Ветеринар, агроном, гидролог, овцевод, селекционер, зоотехник, кинолог, геолог, охотовед, эколог, мелиоратор и т. п.

– Водитель, слесарь, инженер, конструктор, летчик, машинист, электрик, строитель, автослесарь, сантехник, горнорабочий и т. п.

– Учитель, врач, журналист и продавец, медсестра, воспитатель, официант, юрист, продавец, парикмахер, экскурсовод и т. п.

– Бухгалтер, ученый, экономист, лингвист, математик, программист, нотариус и т. п.

– Художник, актер, режиссер, артист, дизайнер, скульптор, дирижер, фокусник, поэт, композитор, балерина, фотограф и т. п.

 

Конкурс №3  «Рабочие профессии».

Именно сейчас в  современном мире особенно востребованы люди рабочих профессий и специальностей.

Какие рабочие профессии вы знаете (слесарь, сварщик, токарь, тракторист, повар)

Современный рабочий должен обладать знаниями в разных областях, в том числе и умением работы на компьютере. Управлять сложными современными машинами, работать у станков без знаний профессии невозможно

А кто знает, где можно получить рабочую профессию?

Ответы детей: профессию можно получить в профессиональных училищах (ПУ), лицеях, колледжах.

Вы ходили на экскурсию в Качирский аграрно- технологический колледж.

Специалистов каких профессий готовит этот колледж?

Ответы детей-повар, сварщик, тракторист ???

А сейчас давайте посмотрим видеоролик о Павлодарском колледже цветной металлургии (лицей№7).

Внимание задание: Нужно охарактеризовать профессию и зарисовать орудиетруда

Каждой команде  дается набор карточек с общей характеристикой, требованиям к индивидуальным особенностям, медицинским противопоказаниям, требованиям профессиональной подготовке. Вам нужно выбрать из предложенных карточек одну и для данной профессии составить проект (на альбомном листе), где необходимо ответить на следующие вопросы:

Слайд №10

1.Название профессии

2.К какому типу профессий относится.

3. Характеристика профессий (чем занимается человек, что делает). Нарисовать предметы труда.

4. Перечислить качествами, которыми должен обладать человек этой профессии.

5. Перечислить медицинские противопоказания.

6. Учебное заведение, где можно получить профессию

7. Востребованность профессии.

 

Физминутка – Флешмоб

 

Конкурс №4 «Найди профессию»  Слайд№ 19

Команде№1

1.Какой писатель познакомил детишек всего мира с тем, чем пахнут ремесла?

а) Агния Барто; б) Сергей Михалков; в) Джанни Родари

2. Где работает брокер?

А) в банке; б) на бирже; в) на ипподроме.

3. За чем мужчина обращается к флористу?

А) за табаком; б) за цветами; в) за морепродуктами.

4. Представителями какой профессии в середине века успешно заменяли врачей?

А) кузнецы; б) цирюльники; в) алхимики.

5. Где работает крупье?

А) в казино; б) на конюшне; в) на мельнице.

6. Как называется ученый, исследующий духовную культуру народа?

А) культиватор; б) культуролог; в) культурист.

7.С представителями какой уважаемой профессии сравнивают грязнулю?

А) трубочист; б) шахтер; в) нефтяник.

8. Кто в больнице погружает в глубокий сон пациента перед операцией?

А)физиотерапевт; б)гипнотизер; в) анестезиолог.

Команде№2

9. Представитель какой профессии в послереволюционной России назывался шкрабом?

А) посудомойка; б)сторож; в) учитель (шкраб – работник).

10..Как называется специалист по монтажу в кинематографии?

А) монтажер; б)монтер; в)монтажист.

11. Что делает визажист?

А) визы; б) пластические операции; в) макияж.

12. Как называется артист, объявляющий и комментирующий номера эстрадной программы?

А) спикер; б) конферансье; в) диктор.

13. Кто должен заверить завещание, чтобы оно вступило в законную силу?

А) прокурор; б) адвокат; в) нотариус.

14. Кто осуществляет в суде защиту подсудимого?

А) прокурор; б )адвокат; в) следователь.

15. Кто из перечисленных лиц работает в аптеке?

А) провизор; б) прозектор; в)проректор.

16.Как называется специалист, который проверяет ухо-горло-нос?

А) окулист; б) фаниатор; в) лор.

Конкурс №5  «Бюро находок». Слайд№20

В мешке находится набор различных инструментов, ваша задача определить человеку,  какой профессии принадлежат та или иная вещь из мешочка. За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу, если команда затрудняется ответить, ход переходит к другой команде.

Ножницы-швее, молоток-плотник, очки сварщика,ключи от машины- водитель, лампочка-розетка-электромонтер, поварёшка- повар, плойка- парикмахер, ключи на 12-слесарь, кисточка красить маляр, грабельки рыхлить –садовод.

Конкурс №6  Пантомима Слайд№21

Каждая команда  получает задание изобразить особенности какой-либо профессии. Время на подготовку – 1 минут. Команды выступают по очереди друг перед другом.

«Знатоки» Хирург – делают операцию.

«Эрудиты» Водитель- едут на автобусе по кочкам.

Конкурс №7  «Найди свою пару». Слайд№22

Команды строятся в шеренгу лицом друг к другу. На спину играющим прикрепляют  таблички  с  названиями  профессий,  специальностей  и  должностей.  По  команде ведущего  участники отыскивают свои пары. Побеждает та команда, которая быстрее организуется в пары.

1)  учитель – учитель начальных классов, учитель информатики – завуч;

2)  продавец  – заведующий  отделом  – продавец продовольственных  /  промышленных товаров;

3)  врач – врач-окулист, терапевт – заведующий отделением / поликлиникой;

4)  актёр – комедийный актёр – директор театра / помощник режиссера;

5)  водитель – водитель троллейбуса – начальник гаража / механик.

Конкурс №8  «Расшифруй названия профессий» 23

1.Кинолог – собаковед.

Спелеолог – изучает пещеры.

Бондарь – изготавливает бочки.

Гравер – делает надписи на изделиях из металла, стекла, пластика.

Суфлер – показывает текст актеру.

Маркетолог- специалист, изучающий рынок

Дилер -осуществляет биржевое или торговое посредничество

2.Ихтиолог – разводит и изучает рыб.

Корректор – исправляет ошибки в тексте перед их напечатанием.

Аудитор – проверяет финансовую деятельность предприятий.

Фитодизайнер – составляет композиции, картины из цветов и растений.

Инкасатор – забирает и перевозит выручку из магазина в банк.

Бренд-менеджер – специалист, который придумывает образ продукта – бренд – и продвигает этот образ в массы.

Фаниатор – врач лечит голос

9Тур Музыкальный конкурс Слайд№24

Слушают песню и называют профессию.

Рефлексия

Есть в русском языке хорошее выражение – «найти себя». Как вы его понимаете?

Женя – Узнать себя, открыть в себе таланты, способности, дарования.

Максим -Узнать, что тебе нравится, чем хочешь заниматься.

Валера – Найти применение своим талантам.

Данил Ц.- Найти свое призвание.

Данил А. -выбрать любимую профессию

Найти себя – значит понять свое призвание, назначение, определить свои интересы, склонности. Как вы думаете, можно ли сделать это быстро, допустим, в день окончания школы? (Дети высказывают свои мнения.)

Действительно, поиски себя – это длительный процесс. И он может продолжаться всю жизнь. Однако в какой-то момент приходится делать выбор.

Слайд№25

« Если ты не знаешь, чего хочешь, берись за любое дело и делай его с максимальной отдачей. А в труде обязательно найдешь себя и свое счастье. Об этом говорил и великий русский педагог К. Ушинский (читает эпиграф).

VII. Подведение итогов (рефлексия) ,

Итак давайте подведем итог воспитаельного часа

Вы получили информацию о мире профессий, изучили формулу правильного выбора профессии.

1.Любой ли профессией может овладеть человек?

Способность –это дар или результат труда?

2.Связан ли уровень образования человека с определенной областью его интересов? 3.Заинтересовал ли вас сегодняшний разговор?

4.Что именно запомнилось? (Ответы детей.)

5. Поможет ли наш сегодняшний разговор в вашем профессиональном самоопределении?

Я хочу чтобы вы оценили работу нашего занятия. Итак, какую оценку вы поставите нашей работе.) Я тоже ставлю вам сегодня 5.

Вам, ребята, молодым, умным, смелым и настойчивым, должна покориться жизнь. Счастлив тот человек, который занимается любимым делом, кто правильно выбрал профессию. О таком человеке говорят, что он на своем месте, или, что у него золотые руки. Я надеюсь и верю в вас. Однажды размышляя о вашем будущем, я попробовала представить будущее каждого из вас. И вот что у меня получилось. Просмотр презентаци

Анализ

Воспитательный час проведен в рамках данной темы «Моя будущая профессия».

Тема нужная, необходимая детям. Профессий очень много. Детям трудно разобраться в этом многообразии и правильно сделать свой выбор.

Успешность этого выбора зависит от того, насколько широко может ознакомиться подросток с  профессиями  и специальностями, насколько реальны его представления о будущей собственной трудовой деятельности. Чтобы сделать правильный выбор, нужно иметь представление о существующих профессиях и, зная собственные склонности, реально оценивать свои возможностиБеседы о  профессиях, о требованиях, которые профессия предъявляет к человеку.

Дети объяснили понятие словам профессия, специальность, квалификация, должность –

Все они относятся к профессиональной деятельности человека. Выделили основные факторы , которые влияют на выбор будущей профессии. Составили формулу выбора профессии.Повторили классификацию профессий все 5типов. . Была проведена большая предварительная работа.

Основная часть восп. часа проведена в игровой форме, в виде конкурса, чтобы детям было интересно, показали свои знания, расширили свой кругозор. Были активны , работали в группах хорошо.

Детям было интересно, я чувствовала их сотрудничество, они были заинтересованы, активны, сами подвели итог воспитательного часа.

Считаю, что поставленная цель и задачи в ходе проведения воспитательного часа были выполнены.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *