Русская сказка «Ворона и рак»
Минтагирова Евгения Владимировна
учитель начальных классов Коммунальное государственное учреждение «Лисаковская специальная школа-интернат для детей с особыми образовательными потребностями» Управления образования акимата Костанайской области
Цель: Формировать навыки правильного, осознанного чтения.
Задачи:
1.Образовательные.
Продолжать работу с учащимися по формированию навыков правильного, осознанного, выразительного чтения целыми словами, учить давать полные ответы на поставленные вопросы;
2. Коррекционно-развивающие. Корректировать и развивать связную устную речь при работе над предложением и текстом, пополнять и обогащать словарный запас, корректировать фонетическую сторону речи учащихся корректировать и развивать мыслительную деятельность через упражнения в запоминании слов, умение ориентироваться в тексте, чтении по ролям;
3. Воспитательные. Воспитывать наблюдательность, самостоятельность.
Оборудование: таблица для речевой разминки, карточки со словарными словами и пословицами, иллюстрации к сказке, использование аудиозаписи.
Ход урока
1. Оргмомент.
Прозвенел и смолк звонок,
Начинаем наш урок.
2. Артикуляционная гимнастика.
– Чтобы мы говорили с вами правильно, проведем разминку для нашего язычка:
– улыбочка, трубочка
– часики
– иголочка
– кошечка
– лошадка
3. Речевая разминка
Чтение слов «волной»
м ц м и б
о е а д р
р т т ю а
е о ь л т
Чтение слов слева-направо и справа-налево
летел лес
ворон рак А лес у села. Хорош шорох. Мир им.
– Начинаем наш урок чтения, где снова придется встретиться с хитростью, мудростью и смекалкой. (Это раздел нашего учебника, где хранятся поучительные сказки и рассказы).
На доске ранее изученные слова «хитрость», «мудрость», «смекалка». Дети дают расшифровку и соотносят их с данными словами «уловка, изворотливость», «ум, знания», «сообразительность».
4. Изучение нового материала
Итак,
В путешествие пойдём.
В страну сказок попадём.
Слушай, думай, наблюдай,
Сказку нашу отгадай.
На доске название сказки в виде ребуса « и » (Русская сказка «Ворона и рак»)
– Кто такая ворона? (Птица) Где ее можно встретить? (В лесу, в парке)
– Кто такой рак? Где он живет? (В реке, в море)
А) Чтение сказки учителем с остановками:
Глазки дружно закрывайте.
Сказку в душу пропускайте
– Слушайте внимательно, о чем эта сказка.
Летела ворона над морем, смотрит: рак ползет, – хап его! И понесла в лес, чтобы, усевшись где-нибудь на ветке, хорошенько закусить.
– Где летела ворона? Кого она увидела? Куда она его понесла? Зачем? (Полные ответы детей)
Видит рак, что приходится пропадать, и говорит вороне:
– Как вы думаете, что говорит вороне рак? Помните, что мы должны встретиться с мудростью, смекалкой и хитростью. (Ответы детей)
– Эй, ворона, ворона! Знал я твоего отца и мать, славные были люди!
– Кого знал рак? Как понять, «славные были люди»? (Мудрые, добрые, хорошие)
– Угу! – ответила ворона, не раскрывая рта.
– И братьев, и сестёр твоих знаю. Тоже добрые люди.
– Кого еще знал рак? Какие это были люди?
– Угу! – угучит ворона.
– Да, все они хорошие люди, а тебе неровня. Сдается мне, разумнее тебя никого нет на свете.
– Объясните слово «неровня». Какой кажется ворона раку?
Понравились эти речи вороне, каркнула она громко и упустила рака в море.
– Как ворона упустила рака? Когда?
Б) Слушание сказки в аудиозаписи:
Летела ворона над морем, смотрит: рак ползет, – хап его! И понесла в лес, чтобы, усевшись где-нибудь на ветке, хорошенько закусить. Видит рак, что приходится пропадать, и говорит вороне:
– Эй, ворона, ворона! Знал я твоего отца и мать, славные были люди!
– Угу! – ответила ворона, не раскрывая рта.
– И братьев, и сестёр твоих знаю. Тоже добрые люди.
– Угу! – угучит ворона.
– Да, все они хорошие люди, а тебе неровня. Сдается мне, разумнее тебя никого нет на свете.
Понравились эти речи вороне, каркнула она громко и упустила рака в море.
– О ком сказка? (О вороне и раке)
– О чем в ней говорится? (Как ворона поймала рака и хотела съесть его, а рак ее обхитрил)
– Встретились ли вам новые или непонятные слова?
Физминутка
Дети передвигаются по классу, находят слова из текста и прикрепляют их на доску, объясняют смысл выделенных слов
смот-рит у-сев-шись при-хо-дит-ся не рас-кры-ва-я рта
сда-ёт-ся мне по-нра-ви-лись карк-ну-ла у-гу-чит
В) Чтение сказки учащимися:
– «жужжащее чтение»
Ученики Андрей Л., Саша Ч, Женис К. читают под контролем учителя.
– «по цепочке»
– «выборочное чтение»
– Найдите в тексте и прочитайте предложение, к которому относится иллюстрация.
1. Летела ворона над морем, смотрит: рак ползет, – хап его!
2. Видит рак, что приходится пропадать, и говорит вороне:
3. Понравились эти речи вороне, каркнула она громко и упустила рака в море.
Гимнастика для глаз
Г) Чтение по ролям:
Отработать чтение отрывка
Видит рак, что приходится пропадать, и говорит вороне:
– Эй, ворона, ворона! Знал я твоего отца и мать, славные были люди!
– Угу! – ответила ворона, не раскрывая рта.
– И братьев, и сестёр твоих знаю. Тоже добрые люди.
– Угу! – угучит ворона.
– Да, все они хорошие люди, а тебе неровня. Сдается мне, разумнее тебя никого нет на свете.
Понравились эти речи вороне, каркнула она громко и упустила рака в море.
Ворона –Саша Ч., Женис К.
Рак – Тамерлан М., Максим Т.
Автор – Саша П., Динара Б.
Настя Б., Андрей Л. демонстрируют сказку с помощью действующей игрушки-оригами.
5.Обобщение знаний
– О чем эта сказка?
– Какой оказалась ворона? (Хвастливой, глупой). Докажите.
– Каким оказался рак? (Хитрым, умным). Докажите.
– Что помогло раку вернуться в море? (Смекалка)
– Какие пословицы подойдут к нашей сказке?
Хитрость и смекалка – родные сёстры.
Где силой не возьмёшь – там хитрость на подмогу.
Ворона и за море летала, да вороной и осталась.
– Чему учит сказка?
6.Итог, оценивание работы учащихся.
7.Домашнее задание: с.79-80, отработать выразительное чтение по ролям, правильное чтение – Андрей Л., Саша Ч., Женис К.
Всё хорошее проходит,
Вот от нас урок уходит.
Мы по сказке побродили,
Сказку всю мы изучили.