«Путешествие к сердцу» Открытое занятие по самопознанию
Лухменёва Галина Петровна
воспитатель старшей группы ГККП дошкольная организация № 40 «Балдәурен» г.Актобе
Цель: пробуждать и развивать в детях духовные Ценности: любовь, добро.
Программные задачи: развивать навыки доброжелательного отношения;
Побуждать стремление к добрым поступкам;
Воспитывать умение приносить радость себе и окружающим.
Ценность: любовь, внутренний мир, покой.
Качества: помощь другим, доброта, добродушие, отзывчивость, забота.
Материал: Аудиозапись. Цветок, волшебная палочка, конверт, сердечки разноцветные, листы голубой бумаги, гуашь, акварельные краски, кисточки, коктейльные трубочки, зубные щетки, листочки дерева, деревянные палочки, салфетки, волшебное колечко, салфетки. Мнемотаблицы.
Звучит музыка: «Счастья тебе».
Воспитатель: Сегодня к нам пришли гости.
Давайте поздороваемся.
Воспитатель обращает внимание на оформление группы.
Группа украшена семейными фотографиями, шарами в виде сердец).
Милые ребята! Я очень рада встрече с вами!
Нашу сегодняшнюю встречу, я назвала «Путешествие к «Сердцу»,
— У меня сегодня прекрасное настроение и я хочу его передать всем вам. А поможет мне в этом — этот цветок.
Я назвала его « Цветком желаний ».
Я приглашаю всех встать в Круг радости, и сказать друг другу добрые пожелания,
Желаю счастья и добра (Руки к сердцу).
Кому я дам в руки «Волшебный цветок», произнесут свои добрые пожелания).
(Передаю по кругу цветок).
Всем детям с самого утра!
Я желаю всем здоровья!
Я желаю всем радости!
Я желаю всем доброты!
Я желаю всем солнечного дня!
Я желаю всем верных друзей!
— Сейчас я приглашаю вас отправиться в интересное путешествие, и в этом нам поможет — хорошее настроение, сердечная теплота и конечно – волшебный цветок.
Мы оторвём лепесток и …представим, что мы совершаем своё путешествие на поезде. За окном мелькают деревья, светит яркое солнышко, дует тёплый нежный ветерок. Радость и счастье наполняют ваши сердца.
И мы сейчас отправимся в Волшебную страну.
Мы оторвали лепесток и скажем такие слова: Лети, лети лепесток- сделай так, чтобы мы оказались в стране «Добрых дел».
(дети сидят полукругом на ковре).
Игра-инсценировка по рассказу В. Осеевой «Три товарища»
Однажды мальчик,которого звали Витя
потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя один стоял в сторонке.
– Почему ты не ешь? – спросил его Коля.
– Завтрак потерял.
– Плохо, – сказал Коля, приготовившись откусывать большой кусок белого хлеба.
– До обеда далеко еще!
– А ты где его потерял? – спросил Миша.
– Не знаю. – тихо сказал Витя и отвернулся.
– Ты, наверное, в кармане нес, а надо в сумку класть, – сказал Миша.
А Володя ничего не спросил. Он подошел к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:
– Бери, ешь!
Беседа:
— Почему Витя стоял в сторонке во время завтрака?
— Какое доброе дело сделал Володя?
(Воспитатель выслушивает детей.)
(Звучит музыка, дети стоят в кругу).
В этой стране мы поиграем в игру «Добрые дела».
Дети становятся друг против друга. Когда воспитатель проговаривает предложение, они одновременно хлопают в ладоши, подняв ладони вверх, говоря при этом «Да».
Я, готов для всех всегда
Делать добрые дела.
Совершив такой поступок,
Говорю я — да, да, да!
Будем старших уважать? — Да!
Будем дерево сажать? — Да!
Будем маме помогать? — Да!
А братишку одевать? — Да!
Позаботимся о кошке? — Да!
Птицам мы насыплем крошки? — Да!
Позаботимся о друге? — Да!
И цветы польем на клумбе? — Да!
Будем добрыми всегда?
Кто мне скажет— Да! Да! Да!
Поиграли, отдохнули? А теперь пришел черед, оторвать нам лепесток.
Отрываем – Лети, лети, лепесток-сделай так, чтобы мы оказались на волшебной поляне…
Представьте, что-
Вы летите на белом, мягком и пушистом облаке.
Лучи солнца касаются вас, и вы чувствуете, как тело наполняется бодростью, энергией и теплом.
1. 2…3Мы оказались на чудесной полянке, здесь так тихо и спокойно. Хочется посидеть в тишине и послушать что-нибудь интересное. Послушаем-как стучит у нас сердечко…(слушают).
— Посмотрите, какая волшебная поляна! Сколько на ней разноцветных сердец! Это самая настоящая радуга любви: красные сердечки — это любовь к семье,
оранжевые — это любовь к друзьям,
зеленые — это любовь к природе,
желтые — это любовь к солнышку,
голубые — это любовь к Родине, а
фиолетовые — это любовь к самому себе.
Давайте вместе посчитаем, каких сердечек больше? (красных).
А каких меньше? (голубых).
-Возьмите поодному сердечку.
Давайте подбросим сердечки вверх и вместе дружно скажем.
Дети:
Прими, планета наш салют!
-Летит он выше крыши,
-А мир наполнила любовь
Девчонок и мальчишек.
Звучит музыка: «Песенка про дружбу».
Воспитатель:
— Теперь обнимитесь друг с другом, улыбнитесь. Как здорово наша группа наполнилась любовью и радостью.
Звучит волшебная мелодия.
Ребята, что это за звуки за окном? (звучит мелодия «Летающая Фея»).
Ах, посмотрите, мимо окна промчалась карета Феи Любви.И кто- то подбросил нам конверт…
Сейчас посмотрим, – что же здесь лежит…
Воспитатель распечатывает конверт, в нем лежит колечко и открытка, с правилами игры «Лучший комплимент».
Ребята, а давайте, я буду Феей…
— Я предлагаю вам поиграть, в конверте лежит волшебное колечко доброты, тот кому в руки попадает это колечко, становится добрее и внимательнее к людям, как фея и сразу хочется дарить всем комплименты. Сюда ко мне выйдет Даша, она будет моей помощницей доброты, а все ребята встанут в круг, руки отведут назад, и не будут подглядывать. Даша будет ходить за вашими спинами и незаметно положит кому-нибудь в руку колечко. Затем Даша зайдет в круг и скажет: «Кто на свете всех добрей выходи ко мне скорей!» Тот. у кого в руках колечко, входит в центр круга, говорит комплимент Даше и сама (сам) становится маленькой Феей.
Дети играют под легкую музыку, последней выходит воспитатель.
—Мне очень понравились ваши добрые, сердечные комплименты, я в знак благодарности хочу подарить вам сказку, садитесь на стульчики поудобнее.
«Сказка про цыпленка».
— Жил на свете маленький цыпленок. Ему очень хотелось, чтобы солнышко подарило ему лучик света и осветило его сердечко, чтобы все вокруг говорили: «У него светлое сердце». Но, как попасть к солнышку он не знал. Однажды цыпленок отправился в путь, чтобы встретить того, кто покажет ему дорогу. Шел он шел и встретил медведя.
Он такой большой, — он, наверное, знает, как попасть к солнышку. Медведь посмотрел на цыпленка грустными глазами и спросил:
«Ты не мог бы мне помочь, найти моих медвежат?
«Хоть мне и некогда, но я с радостью помогу тебе».
И цыпленок поспешил на поиски медвежат.
Вскоре он нашел их на солнечной полянке,
И радостные медвежата кинулись обнимать медведя.
А маленький цыпленок почувствовал какое-то нежное щекотание в своем сердце и важно зашагал дальше по дороге.
Пройдя еще немного он встретил зайчишку, который занозил лапку.
«Ты не знаешь, как попасть к солнышку?» — спросил его цыпленок. «Нет извини — а ты не мог бы мне помочь, вытащить занозу?»
«Я с удовольствием помогу тебе, несмотря на то, что я должен спешить, ведь скоро солнышко совсем скроется.»
Цыпленок вытащил занозу и снова почувствовал нежное щекотание в своем сердце. Он дальше отправился в путь. По дороге он встретил маленькую девочку,которая с грустью смотрела, где зацепился ее шарик. «О, миленький цыпленок, взлети, пожалуйста, и достань мне шарик» — попросила девочка. «Конечно-конечно» — быстро проговорил цыпленок, отчаянно захлопал крыльями и взлетел на дерево. Когда он спустился с шариком, глаза девочки сияли так радостно, что он
снова почувствовал какое-то нежное щекотание в своем сердце. Но несмотря на это цыпленок с грустью смотрел на закат солнца «Почему ты грустишь» — спросила девочка, переводя свой радостный взгляд на цыпленка. «Я так и не встретил того, кто показал бы мне дорогу к солнышку, мне так хочется, чтобы оно осветило мое сердечко.
— Это была умная девочка, она подошла к цыпленку, нежно обняла его и сказала: «Не огорчайся, милый цыпленок, твое сердце такое светлое, ведь ты всем приходишь на помощь несмотря ни на что».
Цыпленок встрепенулся и сказал:
«Ты такая маленькая, откуда ты можешь знать это?»
«Я хожу на занятие по самопознанию, а ты знаешь, о чем говорят на этих занятиях?» «Нет» — сказал цыпленок и доверчиво посмотрел на девочку.
— На занятии по самопознанию учат понимать себя и других, приходить на помощь всем, кто тебя окружает, кто нуждается в помощи.
Цыпленок поблагодарил девочку и с гордостью зашагал домой, теперь он знал, что у него светлое сердце и чувствовал, как оно греет его и всех вокруг.
Понравилась вам сказка?
— Кого встретил цыпленок на своем пути?
— Какие добрые дела совершал цыпленок?
— Вам бы хотелось быть похожим на цыпленка, почему?
— Какие хорошие поступки совершили вы?
Обобщаем:
— Я еще раз убедилась, что вы умеете делать добрые дела, у вас светлые сердца.
А вы знаете такую казахскую пословицу?
«Добрые дела – сердце греют).
Воспитатель и дети хором повторяют пословицу.
Замечательно мы пообщались, можно снова оторвать лепесток от нашего волшебного цветка:
Лети, лети лепесток -сделай так, чтобы здесь появилась Фея Добра!
Звучит волшебная музыка.
Входит Фея Добра. Она идёт по залу и касается каждого своей волшебной палочкой.
Фея:- Здравствуйте ребята! Обо мне говорят, что доброта, как солнце, каждый лучик которого дарит людям теплоту души, и я хочу подарить её вам, дорогие мои! В руках у меня волшебная палочка, коснувшись её, каждый человек становится чище, добрее внимательнее.
И сейчас я прошу произнести человеческие добрые качества вслух того, кого я коснусь своей волшебной палочкой.
(Идёт, касаясь волшебной палочкой, дети произносят слова).
Молодцы, моя волшебная палочка дарит душевную теплоту. А вот и мои верные добрые помощники… Фея указывает волшебной палочкой на воспитателя.
Фея Добра читает стихотворение:
Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет.
Не забывайте подарить добро-
Соседям. Родственнику, Другу.
Оно, как истинное волшебство вернётся к вам по кругу!
Воспитатель:
У человека много разных чувств. Мы можем радоваться, грустить, бояться, сердиться, беспокоиться.
Как вы думаете, что хочется делать человеку, когда ему радостно?
Какое у него настроение?
-А что делает человек, когда ему грустно? Какое у него настроение?
-Каждый из вас знает, что он – человек.
А человек может управлять своими чувствами.
-Давайте поиграем и научимся создавать настроение.
Игра называется: «Топни, хлопни, повернись».
Будем с вами мы играть
И команду себе давать:
«Топни, хлопни, повернись»
И сердитым покажись!
-Ух, ты! Получилось!
Топни, хлопни, повернись
И весёлым покажись!
-Здорово!
Топни, хлопни, повернись
Удивлённым покажись!
-Получается!
Топни, хлопни, повернись
И спокойным покажись!
-Хорошо!
Топни, хлопни, повернись
И печальным покажись!
-Вот так!
Топни, хлопни, повернись,
Добрым снова появись!
Воспитатель сопровождает движения детей показом смайликов.
Фея Добра подходит к детям:
-Молодцы, дети! Как хорошо, что вы умеете создавать разное настроение!
Думайте только о… хорошем,
Говорите только… хорошее,
Делайте только… хорошее,
Я хожу только дорогами добра! (уходит).
Воспитатель:
А сейчас я предлагаю вам сесть на свои места.
Я предлагаю вам рассмотреть мнемотаблицы.
Мнемотаблица (стихотворение «Зайку бросила хозяйка»).
Воспитатель:
-Ребята, скажите кого вы любите больше всех на свете?
-Маму!
Мнемотаблица (Посидим в тишине. Е. Благинина).
А сейчас я оторву лепесток…
Лети- лети, лепесток -сделай так, чтобы мы все стали художниками!
и мы станем все художниками.
И нарисуем для наших мам красивый рисунок.
Назовем наш рисунок: «Волшебная поляна».
Будем рисовать нетрадиционными методами. Очень необычные рисунки.
(Используя в работе: губку, гуашь, кисти, акварельные краски, коктейльные трубочки (метод Триза), зубные щетки, листочки дерева и маленькие деревянные палочки (можно зубочистки).
(губкой рисуем –радугу зубной щеткой -травку, солнце, облако…).
Нарисуем радугу.( звучит музыка Шопена «Мелодия Рая»).
Ребята, а как называется наша группа?
-Шугыла.
А как переводится это слово с казахского языка на русский?
-Радуга.
Правильно. Молодцы!
Воспитатель читает:
Каждый охотник желает знать, где сидит фазан. (семь цветов у радуги-
(Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).
Понравилось вам путешествие?
Воспитатель: Мы живём с вами в удивительно- прекрасной стране …
На уроках «Самопознания» вы учитесь любить свою Родину, свой родной край, природу, которая окружает его. Познавая мир, мы познаём себя: кто мы? Какие мы? На эти и многие другие вопросы мы получаем ответы.
Давайте скажем «Спасибо» друг другу, солнышку, сегодняшнему дню,
«Спасибо» – нашим родным и близким людям за любовь к нам, «Спасибо» за добрые слова, за игры и песни, «Спасибо» за мир, в котором мы живём.
Ребята, скажите- кто самый любимый, самый родной и дорогой человек на Земле?
-Мама.
-Конечно- мама!
Остался последний лепесток.
Лети, лети, лепесток…
Пусть наши дети исполнят песню: «Мамочка любимая».
Итог занятия.
А сейчас мы хотим поделиться своим счастьем,
любовью и добротой с нашими гостями.
И подарим им красивые открытки.
В конце занятия дети дарят гостям открытки «Дарим вам счастье в дом»!