Применение компьютерных технологий на уроках как средство активизации познавательной деятельности обучающихся


Баирова Раушан Трижановна
Преподаватель математики, информатики и вычислительной техники
Учреждение “Костанайский высший экономический колледж Казпотребсоюза”

Современный век – это век компьютерных технологий. Пожалуй, нет ни одной области человеческой деятельности, где бы компьютерные технологии не нашли свое применение.   И сфера образования не осталась  в стороне от всеобщего процесса компьютеризации. Использование информационных и коммуникационных технологий  в учебном процессе является актуальной проблемой современного образования. Информационные технологии, как один из компонентов целостной системы обучения, не только облегчают доступ к информации, открывают  новые возможности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов  процесса обучения, построить  более эффективную образовательную систему, в которой  каждый обучающийся был бы активным и равноправным ее участником. Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать познавательную деятельность обучающихся, повысить мотивацию к учению, которая  является основой  формирования   позитивного отношения к восприятию окружающего мира и  самого процесса познания. Использование информационных технологий в системе  развивающего обучения способствует эффективной организации учебных занятий,  развитию творческой самостоятельности обучающихся и  активному включению их в процесс освоения знаний.

Проведение учебных занятий  с использованием компьютерных технологий – это один из современных видов организации процесса обучения. Обучающиеся  легко включаются в процесс выполнения предложенных заданий,  при этом   демонстрируют  быструю реакцию, натренированную в компьютерных играх, умение быстро переключаться с одного задания на другое, проявляют заинтересованность в разработке проектов и проведении   исследований. Они владеют информационными технологиями значительно лучше, чем преподаватели, и это понятно. Как говорит известный психолог Александр Асмолов, «учитель лишь осваивает этот мир, а дети в нем живут». Но, современный педагог должен обладать информационно – коммуникативной компетентностью,  идти в ногу со временем, осваивать и активно внедрять в практическую деятельность новые образовательные технологии,  поскольку от  его  профессиональной мобильности зависит качество  самого процесса обучения.   И в этом отношении, большую роль играет разработка и внедрение собственных электронных образовательных ресурсов в учебный процесс, что позволяет учитывать специфику преподаваемого предмета в соответствии с требованиями  государственных программ и особенностями учебных возможностей  обучающихся. При этом, как показывает практика, важно включать в процесс создания электронных продуктов обучающихся. Это неоценимый фактор в повышении учебной и познавательной мотивации обучающихся, возможности  проявить свои способности,  инициативу, творчество и самореализации.

Применение компьютера кардинально расширяет выбор материалов и форм учебной работы, делает учебные занятия яркими и увлекательными, эмоционально и информационно насыщенными. Он избавляет преподавателя от рутинной работы по подбору дидактического материала, составлению заданий, тестов, позволяет внести в работу новые творческие возможности.

Компьютер может использоваться на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, его закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков. Но самое главное,  то, что компьютерная среда – это среда обучающей и познавательной деятельности современных обучающихся.  И применение компьютерных технологий  на учебных занятиях  способствует повышению  не только мотивация к самообучению,  но и  возникновению уверенности  обучающихся в своих учебных способностях и желание самостоятельно, на основе индивидуальных особенностей  идти к успеху вверх «по лестнице знаний». На уроках информатики, применение компьютерных технологий   дает возможность:

·       обрабатывать различную информацию при помощи соответствующих процессоров и редакторов для подготовки дидактического материала: схем, рисунков, таблиц, диаграмм, тестовых заданий;

·       использовать готовые программные продукты по своей дисциплине;

·       организовать  работу обучающихся  с электронным учебником на уроке и во внеурочное время;

·       создавать презентации, используя редактор презентации MS Power Point;

·       осуществлять поиск необходимой информации в Интернете в процессе подготовки к урокам, внеклассным и воспитательным мероприятиям;

·       разрабатывать тесты, используя готовые программы – оболочки  и  самостоятельно проводить компьютерное тестирование;

·       создавать интерактивные плакаты, собственные методические разработки, УМК дисциплины.

Компьютерные технологи  на учебных занятиях по информатики целесообразно использовать при изучении нового материала. Применение электронных учебных ресурсов  позволяет обогатить учебный процесс иллюстративным и справочным материалом, значительно расширить зрительный ряд предъявляемой информации. В базе данных электронных пособий имеются изображения, схемы процессов, видео фрагменты опытов и т.д.

В  качестве игрового момента, в целях мотивации обучающихся, можно использовать слайд презентации, где зашифрована тема урока, разгадать которую позволяют ответы на предложенные вопросы изученных тем. Содержание материала курса лекций эффективно применять  при закреплении и обобщении  изученного материала (различные виды заданий, тесты), а также при организации самостоятельной и  индивидуальной  работы. Например, текстовый редактор Word, используется  во время опроса: обучающимся предлагаются задания  на слайдах или  видеофрагментах, в которых изначально заложены ошибки. Такие задания усиливают мотивацию мобилизуют память, заставляют их быть внимательными, активизируют умственную деятельность и ставят перед необходимостью осуществлять самопроверку. Для самостоятельных упражнений предлагаются интерактивные игры, например, «восхождение на гору», «крестики-нолики», «кто хочет стать отличником»,  на установление соответствия и т.д.

Эффективна   организация работы обучающихся по индивидуальным заданиям на компьютере. Возможности компьютера при проведении практических работ безграничны.

Компьютерные технологии предполагают выполнение обучающимися творческих, исследовательских  проектов,  создание мультимедийных презентаций, участие в  подготовке мультимедийных уроков.

Преподаватель, самостоятельно разрабатывая электронный дидактический материал, имеет возможность включать, и постоянно обновлять, в содержание  изучаемого материала информацию   справочного, научного и краеведческого  характера,  статистические данные.

Коллектив нашего колледжа все свои усилия направляет на то, чтобы каждый учащийся, обучающийся у нас, нашел свое место в жизни, смог реализовать себя как специалист, научился и полюбил учиться. Для этого он должен освоить тонкости выбранной профессии, впоследствии использовать их в своей практической деятельности.

И хотя предпочтение отдается традиционным методам обучения: лекциям, комбинированным урокам, практическим и лабораторным работам  – в учебный процесс все больше внедряются информационные технологии.

Материальная база Костанайского высшего экономического колледжа Казпотребсоюза, укомплектованная современными компьютерами и средствами мультимедиа, позволяет каждому преподавателю внедрить информационные технологии в учебный процесс, а каждому обучающемуся – не только получить навыки работы с компьютером, но и использовать эти навыки на различных этапах обучения. При этом используются разные виды программного обеспечения. В колледже функционируют семь компьютерных классов, пять интерактивных досок, медиатека, где преподаватели могут качественно готовиться к уроку, творчески подходят к разработке плана занятий и созданию презентаций.

На рынке программных продуктов существует множество различных обучающих программ, однако лишь немногие из них, по разным причинам, можно эффективно применить в учебном процессе сами же обучающиеся не всегда могут освоить работу со многими прикладными программами. Обучающиеся второго и третьего курсов по специальностям «Учет и аудит» и «Финансы» на учебной практике по дисциплине «Автоматизированная обработка экономической информации» активно занимаясь успешно усваивают программу «1С: Бухгалтерия».

Начальную компьютерную подготовку ребята  получают на предмете «Информатика», а также дома, поскольку подавляющее большинство из них имеют компьютеры. Однако таких знаний все же недостаточно для того, чтобы грамотно и квалифицированно выполнить расчеты, составить и отредактировать какую либо схему в практической или курсовой работе. Для восполнения этого пробела в колледже создан кружок при кабинете Информатики и компьютерной техники.

Этот кружок призван систематизировать и упорядочить знания и навыки, которыми обладает определенная часть обучающихся, и познакомить с ними тех, кто таких знаний не имеет совсем. Причем акцент сделан именно на получении навыков работы с прикладными программами, поскольку, с одной стороны, обучающиеся уже имеют определенную компьютерную подготовку, полученную на предмете «Информатика», а  с другой – эти программы не требуют знания технологии составления программ. На первых занятиях изучаются такие прикладные программы, как MS Word, MS Excel, MS Power Point. Используя их, обучающиеся пишут различные текстовые документы: отчеты, рефераты, курсовые проекты, производят расчеты, составляют таблицы.

Подготовка обучающихся к восприятию и освоению актуальных и современных целостных знаний в области информационных технологий должна осуществляется при помощи современных методик и современной техники. Однако важно не забывать использовать и проверенные многими поколениями традиционные методы обучения. Только разумное сочетание современных и традиционных методов обучения даст положительный эффект – подготовку знающих, творческих специалистов, что полностью соответствует реализации «Стратегия «Казахстан – 2050»: новый политический курс состоявшегося государства».

Средства ИКТ являются эффективным средством повышения познавательного интереса обучающихся, создают условия для построения индивидуальных образовательных траекторий обучающихся.

Применение педагогом  на учебных занятиях электронных образовательных ресурсов показывает позитивные возможности эффективной организации учебного процесса, что позволяет создать благоприятные условия для усвоения обучающимися максимума из того, что  им дается.  Фактически на практике реализуется индивидуальный подход – это возможности выбора индивидуальной траектории изучения учебного материала и регулирования темпа его освоения.

Практика использования компьютерных технологий в учебном процессе показала, что на уроках даже «слабые» обучающиеся работают более активно, заинтересованно выполняют задания.

И в заключении можно сделать вывод, что компьютер и ИКТ становятся полноправными коллегами преподавателя, достойными и значимыми проводниками в мир знаний.  Компьютер – хранитель  информации, накопленной преподавателем за годы работы,  которую в  любой момент, можно получить.

Таким образом, использование компьютерных  технологий способствует обогащению средств, приемов и методов обучения, которые повышают  интерес не только к предмету, но и к самому процессу обучения и познания,  активизируя  познавательную деятельность обучающихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

1.Волков П.Б. Подготовка преподавателей к применению информационных технологий в учебном процессе – теоретический и научно-методический журнал, М.: автономная некоммерческая организация «Редакция журнала «Среднее профессиональное образование» – № 12, 2009. – 23 с.

2.Дьякова Т.М. Активные и интерактивные формы и методы обучения в формировании конкурентоспособного специалиста/ Т.М.Дьякова, Е.В. Андрианова  – издательский дом «Методист» – № 8, 2011.

3.Журнал. Народное образование – АНО «Издательский дом «Народное образование» – № 6, 2012. – 12 с., № 2, 2011. – 8 с.

4.Мастерская учителя – республиканский, научно-методический и педагогический журнал, АО «АРНА LTD» – № 1, 2013. – 17с.

5.Научно-методический журнал. Профессионал Казахстана – Астана, издательский центр НАО им. Ы.Алтынсарина – № 5, 2011. – 5 с.

6.Силкина Т.В. Управление качеством образовательного процесса в колледже – теоретический и научно-методический журнал, М.: автономная некоммерческая организация «Редакция журнала «Среднее профессиональное образование» – № 10, 2005. – 34 с.

7.Трайнев В.А. Информационные коммуникационные педагогические технологии/ В.А.Трайнев, И.В. Трайнев – учебное пособие – 2-е изд. – М.: Дашков и К,  2005. – 280 с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *