Возможности использования метода проектов в школе

 Нурмухамедова Эльнура Оразовна
 Учитель английского языка
 КГУ «Общеобразовательная средняя школа-гимназия №11»

Аннотация.

В статье рассказывается об использовании метода проектов на занятиях по иностранному языку как средстве активизации самостоятельной деятельности школьников .

Ключевые слова: метод проектов, психология, педагогика, преподавание иностранных языков.

 

Поиск новых педагогических технологий связан с отсутствием позитивной мотивации учеников в изучении английского языка, хотя в целом общество осознает его важность. Этот факт в наши дни можно легко объяснить, если мы рассмотрим социальные проблемы.

С одной стороны, ученик средней школы понимает важность получения высшего образования (в противном случае трудно быть успешным в жизни), но, с другой стороны, он понимает недоступность его для своей семьи. Как правило, государственная школа полна учеников из обычных семей среднего (или даже низкого) дохода. Родители не могут отправлять своих детей на учебу за границу, даже если ребенок получает высшее образование бесплатно. Эти ученики не видят перспектив для себя. Они не заинтересованы в изучении иностранного языка. Поскольку они не считают, что это может быть полезно для их карьеры водителя, водопроводчика и т. д. Также у некоторых учеников нет мотивации, потому что они сталкиваются с большим количеством трудностей при изучении нового языка и, следовательно, они не могут получить его должным образом, например, из-за их психологических особенностей: памяти, восприятия, мышления и т. д.

Метод проектов – помогает решить проблему мотивации, вдохновлять учащихся изучать иностранный язык с энтузиазмом, открывать свои скрытые потенциальные способности.

В последнее время существует тенденция называть практически любое событие «проектом», оно может даже не обрабатываться подробно. Нет необходимости оспаривать такое толкование этого термина. Возможно  поэтому некоторые школьные мероприятия (такие как неделя английского языка, создание школьной газеты, любые спортивные соревнования) часто называются «проектами»; в настоящее время это действительно громкое слово. Иногда это справедливо для жизни, но, с другой стороны, некоторые «проекты» на самом деле являются всего лишь типом работ, посвященных определенной теме, или групповым работам, или общим событиям.

Каждый предмет имеет свой специфический характер, и поэтому им нужны специальные подходы и методы, методы обучения. В последнее время метод проектов становится все более популярным.

По словам Полат Е.С., метод – это дидактическая категория, единство методов, операций, направленных на овладение некоторой областью практических или теоретических знаний или некоторым умением. Это также способ познания, способ организации процесса познания. Вот почему, когда мы говорим о методе проектов, мы подразумеваем способ достижения цели посредством детальной разработки проблемы [1; с. 7].

Метод проектов основан на идее, которая является сутью концепции «проект» и ее практического направления в результате, которую можно получить при решении какой-либо важной проблемы. Этот результат можно увидеть и реализовать на практике. Чтобы получить этот результат, необходимо научить детей думать самостоятельно; находить и решать проблемы, используя знания из разных областей; предвидеть результаты и возможные последствия различных вариантов решения этих проблем.

Метод проектов появился  когда все педагоги и философы пытались найти способы развития активного, независимого детского мышления, чтобы научить его не только запоминать и воспроизводить полученные знания в школе, но уметь применять их на практике.

Метод проектов может быть использован при преподавании английского языка на любом уроке, посвященном любой теме, поскольку выбор тем в учебной программе был сделан с учетом его практической ценности для учащихся.

Почему мы должны использовать метод проектов в обучении иностранному языку и каким образом это должно быть сделано? Какие проблемы могут быть решены с помощью доступных лингвистических средств?

Учитель иностранного языка развивает разговорные навыки учащихся, поэтому мы полагаем, что коммуникативная компетентность является одной из основных целей преподавания иностранного языка. Но коммуникативная компетенция может быть сформирована только на основе лингвистической компетенции соответствующего уровня. Однако Н. Д. Гальскова считает, что главная цель преподавания иностранного языка во всех школах – это не знание системы языка, а говорение как средство межкультурной коммуникации [2; с. 150].

Для того, чтобы учащиеся могли сформировать коммуникативную компетенцию без реальной языковой среды, недостаточно заполнить урок относительно коммуникативными действиями, которые позволяют решать коммуникативные задачи. Важно, чтобы учащиеся думали, решали проблемы, что приводит к появлению большого количества мыслей; были более внимательны к содержанию их речи.

Для того, чтобы учащиеся воспринимали язык как средство взаимодействия между разными культурами, необходимо не только познакомить их с региональными особенностями страны данного языка, но и вовлечь их в активный диалог между культурами, реализовать практическую ценность языка, его особенности функционирования в близкой к жизни среде.

Таким образом, основная идея такого подхода в преподавании иностранного языка заключается в том, чтобы перенести акцент с разных упражнений на реальный активный процесс мышления, что потребует от учащихся приобретение некоторых лингвистических навыков. Метод проектов прекрасно поможет решить эту дидактическую проблему, превратить уроки иностранного языка в дискуссионный клуб, где учащиеся будут размышлять над реальными, интересными, практически ценными и доступными проблемами, принимая во внимание культурные особенности страны и, по возможности, работая на основе взаимодействия между культурами.

Любой проект основан на некоторой проблеме. Чтобы решить эту проблему, учащимся необходимо не только знание языка, но и большое количество различных предметных знаний, необходимых для решения этой проблемы.

Кроме того, ученики должны обладать определенными интеллектуальными, творческими и коммуникативными навыками. Первые включают работу с информацией, с текстом текст, анализ информации, обобщение, заключение и работу с различными ссылками. Что касается творческих способностей, психологи отмечают следующие: создание идей (этот навык требует глубоких знаний в разных областях), умение находить множество вариантов решения проблемы, способность предвидеть последовательности своих решений. И, наконец, коммуникативные навыки: умение вести дискуссию, слушать и слышать партнера, стоять за собственную точку зрения. [3; с. 20].

Итак, чтобы правильно использовать этот метод, ученики должны быть готовы, и этот процесс должен проводиться во всей системе школьного образования (не только на при изучении иностранного языка). И нет необходимости делать это до работы над проектом. Такая предварительная деятельность должна проводиться регулярно, систематически, одновременно с работой над проектом.

Метод проектов является основой развивающегося подхода, ориентированного на учащихся. Конечно, он более подходит в гимназиях, работающих по 2-й и 4-й модели образования. Но, честно говоря, он может применяться на любом уровне (даже в начальной школе) в любой модели образования. Главное – выбор проблемы, которая потребует обработки и решения определенных лингвистических знаний и навыков.

Рассмотрим основные требования при использовании метода проектов

– наличие проблемы в исследовательском творческом плане, которая потребует решения комплекса знаний, например, изучение происхождения разных праздников в англоязычных странах: День Святого Патрика, День благодарения, Хэллоуин, Рождество, День матери, Организация различных поездок и поездок, проблема семейных отношений, проблема молодежи и их досуг и т. д.;

– практическая и теоретическая ценность ожидаемых результатов, например, отчет о факторах, влияющих на окружающую среду, коллективный выпуск газеты, дизайнерский план дома, парка, планировка квартиры и т. д.;
– независимая деятельность учащихся на уроках и внеклассных мероприятиях (индивидуальные, парные, групповые);

– использование различных методов,  например,  «мозговой штурм», «круглый стол», творческие отчеты, защита проектов и т. д..

Принимая во внимание эту информацию, мы можем выделить следующие этапы разработки и реализации проектов:

1) Представить ситуации, позволяющие выявить одну или несколько проблем в соответствии с темой обсуждения.

2) Предложить гипотезы, варианты решения взятой проблемы («мозговой штурм», обсуждение).

3) Работа в небольших группах: каждая группа принимает гипотезу и обсуждает способы ее проверки; после этого все идеи суммируются.

4) Те же группы ищут факты, аргументы, чтобы доказать или опровергнуть их гипотезу.

5) Каждая группа защищает свой проект.

Далее рассмотрим классификацию общедидактических типов проектов.

Прежде всего, мы должны определить основные критерии, по которым дифференцируются проекты:

– деятельность, преобладающая в проекте (исследовательские проекты, творческие, ролевые игры, информационные, практические проекты);

– субъект (ы), вовлеченный в проект (монопроекты: в рамках одного предмета, одна область знаний, проект, выполненный на границе некоторых предметов);

– характер координации (открытый, ясный и неопределенный, имитирующий участников);

– характер контактов (среди одноклассников, одноклассников, участников из одного города, региона, страны или разных стран мира, внутренний характер, региональный или международный);

– количество участников (индивидуальные, парные или групповые проекты);

– продолжительность проекта (краткосрочные, среднесрочные или долгосрочные проекты).

Следует отметить, что координация проектов и организация внешней оценки должна быть подчеркнута, как известно, лучшей импровизацией является то, что она была хорошо подготовлена. Вот почему, если учитель решил использовать метод проектов при обучении любому вопросу об учебной программе, он должен тщательно продумать все, чтобы подробно разобраться.

Если ученики должны формулировать проблему при работе в конкретной ситуации, учитель должен предвидеть несколько возможных вариантов. Учащиеся, скорее всего, назовут некоторые из них, и учитель должен вести своих детей к остальным с помощью специальных вопросов, ситуаций.  Учитель должен определить цели учеников (что они должны делать во время своей деятельности), собирать необходимую информацию (печатную, звуковую, видео и т. д.) или давать рекомендации, где учащиеся могут ее найти (Интернет, компакт-диск и т. д.). Он должен подумать о том, какую помощь он может предложить учащимся, не давая им готовых ответов. Желательно, чтобы учитель планировал серию уроков, которые он посвятит работе над проектом. Кроме того, важно следить за деятельностью каждого учащегося в течение всего процесса на каждом этапе. Будет полезен самоконтроль и взаимный контроль. На заключительном этапе (защита проекта) в качестве экспертов могут быть приглашены другие учителя иностранных языков. Внешняя оценка будет в значительной степени зависеть от типа проекта, его темы и содержания, от условий всего процесса. Если это исследовательский проект, он должен включать определенные этапы, и, кроме того, успех всей сделки зависит от надлежащей работы на каждом отдельном этапе. Правильная последовательность действий также очень важна. Вот почему учитель должен поэтапно следить за деятельностью своих учеников, оценивать и координировать. Он может использовать различные формы поощрения, включая самые простыею

В творческих проектах иногда невозможно оценить промежуточные результаты, но необходимо контролировать работу, чтобы помочь вовремя, если учащиеся нуждаются в ней (но это не должен быть готовый ответ или решение проблемы, а просто совет).

Другими словами, внешняя оценка (как промежуточная, так и конечная) необходима, но она может принимать разные формы, в зависимости от разных факторов.

Проведенное нами исследование показало следующие результаты: в целом проектная методика является эффективной инновационной технологией, которая значительно повышает уровень владения языковым материалом, внутреннюю мотивацию учащихся, уровень самостоятельности школьников и сплоченность коллектива, а также общее интеллектуальное развитие учащихся.

Таким образом, проектная методика  помогает учащимся осознать роль знаний в жизни и обучении – знания перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании.

 

 

Список литературы

 

1                   Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е.С. Полат // Иностр. языки в школе. – 2000. – № 2. – С. 3-10.

2                   Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: АРКТИ, 2003. — 192 с.

3                   Ариян М.А. Повышение самостоятельности учебного труда школьников при обучении иностранным языкам / М.А. Ариян // Иностр. языки в школе. – 1999. – № 6. – С. 20 – 22.

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.