Современные методы преподавания географии как средство повышения качества знаний учащихся


Жиенгалиева Аида Сериковна
Учитель географии
Коммунальное государственное учреждение «Средняя школа гимназия № 9»

Современному стремительно развивающемуся обществу в процессе социально-экономической модернизации необходим грамотный человек. Современный человек получает и обрабатывает огромный поток информации, которая растёт ежесекундно. Чтобы подготовить школьника для жизни в таких условиях, необходимы абсолютно новые качества. В современном мире недостаточно быть «человеком знающим». Любому государству необходим человек, способный творчески мыслить, действовать, саморазвиваться, самосовершенствоваться. В таких условиях правильно построенный учебно-воспитательный процесс в школе способствует развитию таких качеств, которые нужны современному обществу. Перед современным учителем стоит задача: повышение качества знаний учащихся через применение современных методов преподавания, получить более высокие показатели, чем имеются на сегодняшний день.

В Казахстане ведётся большая работа по развитию системы образования. Целью принятого в 2007 году Закона «Об образовании» является создание конкурентоспособной образовательной системы. В 2010 году была утверждена Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2010 годы.

Основная цель Госпрограммы – повышение конкурентоспособности образования, развитие человеческого капитала путём обеспечения доступности качественного образования для устойчивого развития экономики.

Приняты и другие подзаконные акты, проводятся реформы по повышению качества образования, ведётся большая работа по модернизации и улучшению материально-технической базы системы образования и повышению квалификации учительских кадров [2, с. 102].

В соответствии с Государственной программой развития образования и науки Республики Казахстан на 2016-2019 годы, утверждённой Указом Президента Республики Казахстан от 1 марта 2016 года № 205, основными направлениями работы по повышению качества образования являются обеспечение равного доступа всех участников образовательного процесса к лучшим образовательным ресурсам и технологиям; удовлетворение потребности учащихся в получении образования, обеспечивающего успех в быстро меняющемся мире; формирование в общеобразовательных школах интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина Республики Казахстан.

Сегодня образование вступило в стадию фундаментальных реформ, основу которых составляет принципиально новое мышление.

Всемирный экономический форум обозначил 16 видов знаний и умений человека, успешного в XXI веке это:

-навыки работы в команде;

-лидерские качества;

-инициативность;

-IT-компетентность (айти-компетентность);

-финансовая и гражданская грамотность и другие [3, с. 3].

Сегодня образование отказывается от традиционных подходов в обучении, а принципиальные изменения в деятельности учителя связываются с переходом к обновлённой образовательной парадигме. Также изменяются и технологии обучения. Современные методы обучения создают необходимые условия для развития умений самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению проблем, устанавливать деловые контакты с аудиторией.

В результате использования современных методов в учебном процессе повышается эмоциональный отклик учащихся на процесс познания, мотивацию учебной деятельности, интерес на овладение новыми знаниями, умениями и практическом их применении способствуют развитию творческих способностей учащихся, устной речи, умения формулировать и высказывать свою точку зрения, активизируют мышление.

Использование учителем современных методов обучения в процессе обучения способствует преодолению стереотипов в обучении, выработке новых подходов к практическим ситуациям, развитию творческих способностей учащихся. На пути формирования научной функциональной грамотности учащихся учителю географии необходимо выбирать новые методы обучения из предложенных современных технологий обучения.

Метод обучения (преподавания) – понятие весьма сложное и неоднозначное. До сих пор дидакты, занимающиеся этой проблемой, не пришли к единому пониманию и толкованию сути этой педагогической категории. По мере накопления знаний о человеке, его психических возможностях и способностях меняются взгляды на процесс обучения, открываются новые стороны и направления работы, новые ориентиры. Это приводит к разработке и созданию новых способов обучения и вследствие этого появлению других определений понятия «метод». Слово «метод» происходит от греческого «methodos», что в до словном переводе на русский язык означает «путь исследования, теория» и способ достижения какой-либо цели или решения конкретной задачи [5, с. 806].

И. Ф. Харламов наряду с организацией учебной деятельности учащихся выделяет в методах обучающую работу учителя. Он даёт следующее определение: «Под методами обучения следует понимать способы “обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических, задач, направленных на овладение изучаемым материалом» [6, с. 194-195].

Автор ставит деятельность учителя на первое место. По его мнению, метод обучения органически включает в себя обучающую работу учителя (изложение, объяснение изучаемого материала) и организацию активной учебно-познавательной деятельности учащихся. Но эта классическая модель, когда учитель обучает, уже не даёт необходимых результатов, а тем более высоких показателей качества знаний. Уход от традиционных методов к современным технологиям позволяет устранить однообразие, монотонность, скуку.

Сегодня необходимо выбирать модульное обучение, рефлексивное обучение, проектное обучение и т. д. [1, с.2].

В условиях реализации требований новых стандартов наиболее актуальными становятся технология развития критического мышления, проблемное обучение, педагогика сотрудничества и т. д. Сегодня, в рамках обновления содержания общего среднего образования, повсеместно активно внедряется технология развития критического мышления.

Критическое мышление (с англ. – critical thinking) — система суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам. Критическое мышление – это ведущее современное педагогическое понятие, актуальное для развития преподавания и обучения в Казахстане. Оно может быть представлено как «мышление о мышлении», подразумевая умение рассуждать по принципиальным вопросам и размышлять над практическим опытом. Критическое мышление предполагает развитие таких навыков, как приобретение доказательств посредством наблюдения и слушания, с учётом контекста, и применение соответствующих критериев для принятия решений [4, с. 154].

Основу технологии критического мышления составляет базовая модель из трёх этапов организации урока:

-1 этап – вызов – актуализация знаний и представлений об изучаемом, определение целей;

-2 этап – осмысление – изучение нового, формирование собственной позиции понимания материала;

-3 этап – рефлексия – построение умозаключений и доказательств, выражение своих мыслей, представление кластеров, построение вопросов сложного порядка.

В процессе работы активно используются общеизвестные приёмы, практикуемые многими учителями: кластер (постер), мозговой штурм, инсерт, корзина идей, синквейн, да-нет, взаимоопрос, взаимообучение, чтение с остановками, таблица ЗХУ (Знаю, Хочу узнать, Узнал) и т. д. Всё это даёт хороший положительный отклик в работе с учащимися. Как результат, повышается качество знаний по географии, увеличивается число детей, которые ищут новые знания за пределами учебника и активно делятся информацией с другими детьми.

Появляется, так называемый, «дух соревновательности». А то, что в процессе соревнования (взаимообучения, передачи информации, которую никто не знает) повторяется неоднократно, остаётся у учащихся прочными знаниями, что опять же способствует повышению качества знаний.

География – это, пожалуй, один из немногих предметов, который охватывает широкие межпредметные связи и обладает громадным развивающим потенциалом. Поэтому урок географии, организованный с использованием технологии развития критического мышления учащихся, обладает рядом преимуществ:

-цель и задачи урока, в соответствии с таксономией Блума, формулируются вместе с учащимися, при их активном участии, а не просто транслируются учителем;

-новые знания «наращиваются» через активную мыслительную деятельность, как правило в групповой работе;

-рефлексия проводится совместно учащимися с учителем, при координирующей роли последнего;

-оценка знаний проводится в перспективе самими учащимися по определённым критериям, причём как самооценка, так и в последствие, адекватная взаимооценка, без примесей симпатии и антипатии.

Подобная работа на уроках географии даёт хорошую основу для развития таких ценностей, как самостоятельность, инициативность, независимость, толерантность, ответственность; развиваются лидерские качества, умение работать в команде и отвечать за свою работу и т. д.

На сегодняшний день могу сказать, что применение технологии развития критического мышления даёт хороший результат в повышении качества знаний. Существует много других технологий, и здесь каждый педагог волен выбирать ту, которая даст именно ему и его учащимся нужный результат, так как выбор зависит от очень многих факторов, как объективных, так и субъективных. Но безусловно можно отметить, что стратегии данной технологии перспективны, так как очень хорошо совмещаются с использованием информационных образовательных платформ в сети Интернет.

Используемая литература:

1. Кабдолова К. Л., Кунакова Г. У. Формирование компетенций как необходимое условие повышения

качества образования; география в школах и вузах Казахстана, 2006 г., № 4, 44 с.; с. 2.

2. Концепция и Комплексная программа повышения качества общего среднего образования Республики

Казахстан на 2015-2029 годы; рук. Группы разработчиков А. К. Кусаинов. – Алматы: Академия

Педагогических наук, 2015 г. – 144 с; с. 102

3. Об особенностях организации образовательного процесса в общеобразовательных школах Республики

Казахстан в 2017-2018 учебном году: Инструктивно-методическое письмо. – Астана: Национальная академия

образования им. И. Алтынсарина, 2017. – 370 с.; с. 3

4. Руководство для учителя. Третий (базовый) уровень: АОО «НИШ», 2012 г.; 306 с.; с. 154

5. Советский энциклопедический словарь: – М, 1981. -с. 806

6. Харламов И. Ф. Педагогика. – 2-е изд. – М., 1990. – с. 194-195

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *