Программа  курса по русскому языку “Система подготовки учащихся к ЕНТ по русскому языку”


Болгарина  А.М

 учитель русского языка

КГУ «Буденновская средняя школа»  района им. Г.Мусрепова СКО  

 

  1. Введение.

С начала введения ЕНТ педагогов, выпускников школ и их родителей интересуют вопросы подготовки к сдаче ЕНТ. Успешность сдачи тестирования  во многом зависит от уровня подготовленности учащихся. ЕНТ требует обобщения знаний по предмету, умения организовать работу по подготовке.

Данный курс предлагается учащимся  11 классов, чтобы можно было качественно подготовиться к итоговой аттестации в форме ЕНТ. Программа курса разработана на основе действующих образовательных стандартов по русскому языку, развивает содержание базового курса “Русский язык”, позволяет удовлетворить познавательные потребности учащихся,  создает условия для дополнительной подготовки к сдаче ЕНТ по русскому языку.

 

Пояснительная записка

Обоснование необходимости данного курса. Единое национальное тестирование  проводится уже пятнадцать  лет, и накопившийся опыт показывает, что эта форма аттестации позволяет объективно оценить подготовку школьников по русскому языку. Анализ результатов тестирования позволяет сделать некоторые выводы: невысока общая лингвистическая подготовка по русскому языку, низка практическая грамотность. Возможно, одной из причин является низкое количество часов, выделяемых на русский язык в 10 и 11 классах с направлением ЕМЦ, когда происходит целенаправленная подготовка к сдаче ЕНТ . Но, на наш взгляд, главной причиной является неумение школьников обобщать закономерности русского языка. Именно поэтому появилась  необходимость в подготовке  учащихся к ЕНТ.

Данная программа предназначена для подготовки учащихся 10-11 классов к сдаче экзамена по русскому языку в форме ЕНТ. Материал, содержащийся в сборнике, не является абсолютно новым для восприятия. Поэтому, создавая  данный  сборник, мы делали ставки на уже имеющиеся знания у учащихся из области русского языка. В сборнике систематизирован  и обобщен материал по русскому языку за курс основной  школы.               Сборник рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).

Цель подготовительного факультатива

  • обеспечить качественную подготовку учащихся 11 класса к итоговой аттестации по русскому языку в форме ЕНТ;
  • упорядочить процесс обучения путем алгоритмизации всех правил: орфографических, пунктуационных, речевых

Задачи обучения:

  • создать условия, способствующие эффективной организации деятельности учащихся по освоению и закреплению учебного материала;
  • познакомить с основными разделами языка, входящими в объем знаний, требуемых для выполнения тестовых заданий на ЕНТ;
  • использовать при подготовке к ЕНТ эффективные образовательные технологии, позволяющие повысить у учащихся языковую, лингвистическую, коммуникативную компетенции.

Особая установка факультатива – целенаправленная подготовка учащихся к сдаче единого национального тестирования по русскому языку.  Поэтому преподавание факультатива должно обеспечить систематизацию знаний и углубление  умений учащихся на уровне, предусмотренном программой итоговой аттестации.

В программе факультатива указана тематика занятий.  Соответствующие теоретические вопросы входят в программу основного курса, на факультативных занятиях они при необходимости повторяются в ходе решения тренировочных  упражнений, тестов.

Многие особенности подготовительного факультатива должны определяться особенностями итоговой аттестации.  Так в практике преподавания русского языка

  • усиливается коммуникативная направленность школьного курса;
  • внедряется компетентности подход в обучении;
  • в практику работы учителя русского языка внедряется личностно-ориентированное обучение, что позволяет реализовать уровневый подход в изучении русского языка;
  • актуальным становится изучение языка во взаимосвязи,  взаимозависимости единиц различных языковых уровней;
  • более последовательно реализуется  сознательно-коммуникативный принцип обучения русскому языку, основная идея которого заключается в признании важности теоретических (лингвистических) знаний для успешного формирования практических речевых умений.

Итак, данная программа по русскому языку формирует следующие компетенции:

  • лингвистическую, определяющую знание основных сведений о языке и речи и умение применять их на практике;
  • языковую, основанную на практическим владением русским языком, знании языковых норм, орфоэпии, грамматики, орфографии, пунктуации;

 

  1. Учебный план.

 

нп Разделы программы Кол-во часов Теория

(лекции)

Практика Формы контроля
1. Обобщающее повторение основных разделов науки о языке. Фонетика.Графика.Орфоэпия. 3 2 1 к/тест
2. Морфемика и словообразование. 2 1 1 к/тест
3. Орфография. 6 3 3 Теоретико-практич. задания по карточкам
4. Лексика и фразеология. 2 1 1 к/тест
5. Морфология 13 8 5 к/тест,

задания по карточкам

6. Синтаксис и пунктуация. 5 4 1 к/тест,

задания по карточкам, к/работа

7. Стилистика 2 1 1 к/тест
8. Итоговый контрольный тест 1 1 к/работа, анализ
Итого 34 20 14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Учебно-тематический план
№ пп Раздел программы К-во часов Дата

 

Лек

ции

Прак

тика

Формы контро

ля

1 Раздел 1. Обобщающее повторение основных разделов науки о языке. Фонетика. Графика. Орфоэпия. 3 2 1
1 1.1 Введение. Задачи курса. Содержание программы. Обобщающее повторение фонетики. Предмет изучения данного раздела. Звуко-буквенный состав русского языка. Звуки речи: гласные и согласные, состав согласных звуков, звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные звуки. 1
2 1.2 Фонетическая транскрипция. Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Перенос слов при письме. Фонетический разбор слова. Основные фонетические процессы, происходящие в слове. 1
3 1.3 Практикум по разделу “Фонетика”:  работа с текстами, задания по фонетике и орфоэпии. 1 к/тест
2 Раздел 2. Морфемика и словообразование. 2 1 1
4 2.1 Значимые части слова, их особенности. Понятие производной и непроизводной основы. Разбор слова по составу. Способы словообразования в русском языке. 1
5 2.2 Вопросы словообразования в заданиях ЕНТ. 1 к/тест
3 Раздел 3. Орфография. 6 3 3
6 3.1 Принципы русской орфографии. Безударные гласные корня, проверяемые и непроверяемые ударением. Чередование в корнях. 1 Теоретико-практич. задания по карточк
7 3.2 Правописание корней. 1 к/тест
8 3.3 Правописание приставок. Четыре группы приставок. 1 1
9 3.4 Правописание приставок. Четыре группы приставок 1 к/тест
10 3.5 Правописание суффиксов и окончаний различных частей речи. 1
11 3.6 Правописание суффиксов и окончаний различных частей речи. 1 к/тест
4 Раздел 4. Лексика и фразеология. 2 1 1
12 4.1 Повторение ранее приобретенных учащимися знаний о лексике русского языка. Разграничение лексических и грамматических значений слова. Лексические омонимы. Паронимы. Лексические синонимы и антонимы. 1
13 4.2 Контрольный тест по теме “Лексика” 1 к/тест
5 Раздел 5. Морфология. 13 8 5
14 5.1 Классификация частей речи в русском языке. Имя существительное, его морфологические признаки и синтаксическая функция. 1
15 5.2 Основные признаки имени прилагательного. Качественные, относительные, притяжательные прилагательные. Склонение прилагательных. 1
16 5.3 Правописание существительных и прилагательных. 1 к/тест
17 5.4 Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Склонение числительных, употребление в речи. 0,5 0,5 Теоретико-практич. задания по карточкам
18 5.5 Разряды местоимений, склонение местоимений. 1
19 5.6 Разряды местоимений, склонение местоимений. 1 к/р
20 5.7 Глагол. Значение глагола, его морфологические признаки. Спряжение глагола. 1
21 5.8 Правописание глаголов. 1 к/тест
22 5.9 Причастие, его признаки. Правописание причастий. Деепричастие. Разряды по значению, образование деепричастий 1
23

 

5.10 Правописание глагольных форм: причастий и деепричастий. 1 к/р
24 5.11 Правописание наречий. 0,5 0,5 Задания по карточкам
25 5.12 Особенности служебных частей речи: предлог, союз, частица. 1
26 5.13 Правописание служебных частей речи. 1 к/тест
6 Раздел 6. Синтаксис и пунктуация. 5 4 1
27 6.1 Строение и грамматическое значение словосочетаний и предложений. Однородные члены предложения. Тире в простом предложении. 1 Задания по карточкам
28 6.2 Вводные конструкции. Обращение. Обособление определений и приложений. Обособление обстоятельств. 1 Задания по карточкам
29 6.3 Сложносочиненные предложения. Сложноподчиненные предложения. 1 Задания по карточкам
30 6.4 Бессоюзные сложные предложения. 1 Задания по карточкам
31 6.5 Тест по разделу “Синтаксис и пунктуация”. 1 к/тест
7 Раздел 7. Стилистика. 2 1 1
32 7.1 Стили речи и типы речи. Основные признаки. 1
33 7.2 Учебно-тренировочные задания. Самостоятельная работа. 1 сам/работа
34 Итоговый контрольный тест 1 к/тест
Итого 34 20 14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *