Толерантность – профессионально значимое качество педагога.


Лавник Фарида Вакильевна 
 учитель самопознания, зам. директора по ВР
 КГУ «СОШ 46 г. Караганда»

Толерантность – профессионально значимое качество педагога.

 

Учитель самопознания  КГУ «СОШ 46 г. Караганда»

Лавник Фарида Вакильевна.

 

«… учитель дает ученикам энергию для усвоения ценностей и понимания сути взаимоотношений. Обучение миру и толерантности зависит от наличия атмосферы толерантности и сотрудничества в классе.

А такая атмосфера создается толерантными и миролюбивыми учителями»

(1994 г., семинар учителей стран Азии)

 

“Понятие толерантности означает уважение, принятие и правильное понимание многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Это то, что делает возможным достижение мира и ведет от идеологии насилия и войн к культуре мира. Толерантность – это не уступка, не снисхождение или потворство. Это, прежде всего. активное отношение, сформированное на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательства на основные ценности. Толерантность должны проявлять отдельные лица, группы и государства” (Декларация принципов толерантности ООН, статья 1.1995г).

Современное образование является решающим ключом воспитания подрастающего поколения и «работает» на будущее, предопределяя личностные качества каждого человека, его знаний, умений и навыков, определяющие мировоззренческие и поведенческие ориентиры.  Сегодня в Казахстане формирование установок толерантного сознания приобретает особую значимость, в силу полиэтничности, многоязычия, поликультурности населения распублики (Казахстан является одним из самых многонациональных государств мира, соединивший в себе разнообразие около 140 этносов и 46 религиозных общин),  и выступает как условие успешного развития современного общества Казахстана. Толерантность рассматривается в контексте нравственности и как категория нравственной культуры личности и означает терпение в межчеловеческих отношениях к восприятию добра и зла.

Проводимая модернизация сферы образования требует от педагога  умений и навыков строить свою профессиональную деятельность в поликультурной среде с учётом особенностей  развития общества, следуя принципам толерантности, на основе диалога и сотрудничества, способности и готовности учитывать личностные и социальные различия субъектов образования. Стало актуальным введение понятия «педагогическая толерантность». Что же включают в содержание   понятия «педагогическая толерантность»?

В исследованиях О. Ю. Харламовой, О. Б. Нурлигаяновой, М. А. Перепелицына педагогическая толерантность представлена как профессионально важное качество, которое помогает  реализации педагогических функций (образовательной, организационной,  информационной, коммуникативной, контролирующей и др), выполнению профессиональных задач. Иными словами педагогическая толерантность – это «профессиональная способность учителя устанавливать диалогические отношения с субъектами образования». Ю. Тодорцева определяет педагогическую толерантность как «… профессионально важное качество личности педагога, которое в современных условиях обострения общественных отношений и увеличения фактов насилия способно обеспечить не только достижение им вершин педагогического профессионализма, но и успех в воспитании подрастающего поколения». Д. Крамаренко считает, что толерантность педагога «проявляет свою сущность как способность воспринимать без агрессии отличные от его собственных суждения, образ жизни, характер поведения, внешность и любые другие особенности людей, которые его окружают в сфере образовательного пространства и социокультурной среды, путём установления с ними отношений доверия, сотрудничества, компромисса, радости сопереживания и психологического комфорта». И. Козыч определяет понятие «толерантность преподавателя» как «его умение управлять собой в любых ситуациях и условиях, сохраняя при этом приветливость, вежливость, способность замечать не только себя, но прежде всего другого». Анализируя результаты исследования «Толерантность как личностный компонент профессиональной культуры педагога»,  Липаева Т. А., кандидат философских  наук, пришла к выводу: толерантность как  ценностную доминанту профессиональной культуры педагога необходимо подвергать развитию, стимулированию и коррекции, т.к. именно педагоги задают общий вектор развития нашей молодежи и общества в целом.

Своеобразие педагогической профессии состоит в том, что она по своей природе имеет человекообразующий характер, который определяет развитие личности.  И если предположить, что педагогическая толерантность является профессионально важным качеством, то она должна оказывать влияние на эффективность обучающей и воспитательной деятельности.

Цель педагогики толерантности – воспитание подрастающего поколения в духе толерантности, миролюбия, сотрудничества, уважения прав и свобод других людей. Толерантность в педагогическом общении – комплексное понятие, которое затрагивает вопросы нравственно-этического характера и охватывает профессиональные черты педагога.

Каковы же  основные положения  педагогики толерантности? В  педагогической теории и практике выделяют следующие основные положения  педагогики толерантности:

ü формирование толерантного пространства, характеризующегося единством всех субъектов образовательного процесса и форм организации их отношений, которые, с одной стороны, являются основным компонентом педагогической этики, а с другой – основой, образцом нравственного воспитания обучающихся;

ü культура общения, как постижение другого в диалоге, как взаимопонимание, взаимоуважение, соучастие и сопереживание, чувство партнерства;

ü личностно-ориентированный подход в образовательном процессе, основой которого являются субъект- субъектные отношения в системе «педагог – ученик».

В качестве основных принципов педагогики толерантности выделяют следующие:

ü принцип диалогизации образовательного пространства и опоры на сотрудничество как ведущий тип взаимодействия;

ü принцип правоведения – формирование чувства собственного достоинства, самоуважения, уважения к окружающим людям, независимо от их социальной принадлежности, национальности, расы, культуры, религии.

Толерантность – как качество личности не существует само по себе, вне зависимости от окружающих. Оно выделяется, систематизируется, изучается и формируется именно в процессе взаимодействия (общения) и с точки зрения других личностей.

Педагогическую толерантность следует рассматривать с позиции целостности и единства личностных и профессионально важных качеств педагога, таких как готовность к взаимодействию в различных социальных межэтнических ситуациях с целью построить конструктивные отношения в обществе;  дивергентность поведения – способность нестандартно решать обычные проблемы;  мобильность поведения – способность к быстрой смене стратегии или тактики в образовательно-воспитательном процессе с учетом обстоятельств;  эмпатия – адекватное представление о том, что происходит во внутреннем мире другого человека,  принятие индивидуальности других; устойчивость – сформированность социально-этических мотивов поведения педагога в процессе взаимодействия. Так как педагогическая толерантность как интегративное профессионально значимое качество специалиста сферы образования является динамическим образованием, то  педагогика толерантности со стороны педагога предполагает:

§  развитие навыков наблюдательности, способности к самоанализу, самопознанию, коррекции самооценки;

§  формирование навыков ведения позитивного внутреннего диалога с самим собой;

§  развитие умений познания других людей, анализ ситуации, обстановки в семье, учебной группе, трудовом коллективе;

§  умение обеспечивать внутригрупповое и межгрупповое общение;

§  освоение демократических механизмов в организации учебного и воспитательного процесса;

§  развитие эмоциональной устойчивости в сложных жизненных ситуациях;

§  освоение способов саморегуляции и реагирования на нетерпимость.

Толерантный путь – это путь человека, который хорошо знает себя, комфортно чувствует себя в окружающей среде, понимает других людей, всегда готов прийти на помощь, доброжелательно относится к другим культурам, взглядам и традициям. Стремитесь совершенствовать черты толерантности своей личности и формируйте толерантность у своих воспитанников. «Воспитание – это прежде всего человековедение»
В.А.Сухомлинский.
Список литературы.

1. Карманова Ж.А., Шкутина Л.А., Маженова Р.Б., Конхашева У.М., Алшинбаева Ж.Е. Толерантность – профессиональное качество современного педагога. Международный журнал экспериментального образования. 2013. № 10-1. – С. 33-35.

2. Перепелицына М. А. Формирование педагогической толерантности у будущих учителей: автореферат. канд. пед. наук. Волгоград, 2004. с.176.

3.Липаева Т.А. Толерантность как личностный компонент профессиональной культуры педагога. Автореферат,  канд. философ.  наук. Кострома, 2012.

4.Харланова Ю.В. История становления педагогики толерантности в отечественной науке. https://psihologia.biz/…/istoriya-stanovleniya-pedagogiki-tolerantnosti.

5.Декларация принципов толерантности ООН, статья 1.1995г.

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *