ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА ЯЗЫКОВЫХ ПРЕДМЕТАХ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ


Болгарина Айман Мубаракзяновна

учитель русского языка и литературы КГУ «Буденновская средняя школа» ,р-он им.Г.Мусрепова СКО, Казахстан

В настоящее время происходит смена парадигм в  образовании. На первый план выходит деятельностный подход,  ученик становиться главным участником учебного процесса, а  учитель играет роль координатора, направляющего и  рекомендующего. В традиционную схему «учитель – ученик –  учебник» прочно вошло новое звено – «компьютер». Учащиеся с  ранних лет владеют навыками работы с различными гаджетами:  компьютерами, планшетами, ноутбуками, поэтому учителю  необходимо использовать данные навыки учащихся и  направлять их в нужное русло, в частности для развития  языковых компетенций. При удачном и правильном сочетании  применяемых технологий и форм проведения уроков с  использованием ИКТ, уроки оказываются интересными и  эффективными как для ученика, так и для учителя.

Информационные технологии значительно расширяют  возможности предъявления учебной информации, это могут  быть презентации Microsoft Power Point, On-line уроки,  электронные учебники, видео- и аудиоресурсы. Тем самым ИКТ  вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее  широкому раскрытию их способностей, активизации  умственной деятельности. Использование ИКТ в учебном  процессе увеличивает возможности постановки учебных целей и управления  процессом их выполнения. ИКТ позволяют  качественно     изменять    контроль деятельности учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом и дифференциацию заданий. Обучающая программа дает  возможность обучающимся наглядно представить результат  своих действий, произвести оценивание (самооценивание или взаимооценивание) для дальнейшего обучения.

В данной статье мы остановимся на формировании у учащихся коммуникативных навыков: слушания, говорения,  чтения и письма в соответствии с требованиями  Интегрированной Образовательной Программы по языковым  дисциплинам.

При формирования навыка чтения, учащиеся развивают  навыки различных видов чтения, понимания, поиска и  извлечения информации из прочитанного текста. В данной  работе использование принтера, сканера, интерактивной доски,

планшетов, ноутбуков, электронных книг для отображения  текста становиться просто необходимостью на уроке в  современной школе.

На уроках литературы и языка часто  присутствует работа с экранизацией произведений, которая  необходима для развития ознакомительного, поискового чтения  учащихся. Здесь можно использовать видеофильмы и спектакли,  а также демонстрировать эпизоды. Благодаря программе  Windows Live Movie Maker фильм можно обрезать, вставить в видео комментарии в виде текста или аудиозаписи, добавить  картинки или фото. Эту работу может выполнить учитель,  готовясь к уроку, или учащиеся, выполняя задания по анализу  эпизодов литературного произведения, добавляя в видеоотрывок  комментарии по образу героев, их речевой характеристике,  художественному времени и пространству, деталям и т.д. Извлекая информацию из прочитанного текста, учащиеся  могут представить ее в виде диаграмм, кластеров, флип-чартов.  Для этого учитель может посоветовать учащимся использовать Интернет платформу. Это простая технология для  отображения текстовой информации в диаграммах, вместо того  чтобы писать его в предложениях. Диаграммы имеют  древовидную структуру, дерево состоит из слов или коротких  фраз, соединенных линиями. В диаграмму можно вставить  видео, картинки, ссылку на ресурс в Интернете, текст и  комментарии. Данный вид работы вызывает большой интерес у  учащихся,  так  как  им  необходимо  воспользоваться  не  одним ресурсом, а проанализировать несколько, выбрать из них  необходимую информацию и структурировать ее. Составление  диаграмм по прочитанному отлично развивают навыки чтения,  анализа, синтеза и оценки информации.

При правильном формировании навыка чтения  необходимо проводить на каждом уроке словарную работу,  которая может включать в себя деятельность с лексическим  значением слова, подбором к слову синонимов и антонимов,  однокоренных слов и т.д. Данный вид работы тоже может подразумевать использование ИКТ, это могут быть – он-лайн  словари     и энциклопедии, или же электронное облако слов,  которое можно создать используя Интернет платформу.  Это инструмент аналогичный Wordle, но имеющий больше  возможностей настройки и визуализации, который оформляет  любой текст в креативное облако слов. Данное облако слов  может быть использовано при работе с однокоренными словами,  синонимами, антонимами, ассоциациями, цитатами, фразеологизмами, пословицами и т.д. Например, задания:  составьте цитату из произведения «Война и мир», используя  слова, предложенные в облаке; или же, составьте облако слов из  однокоренных слов к слову «вода» и др.

Развивая навык говорения у учащихся, учителю  необходимо формировать их навыки построения  конструктивной монологической и диалогической устной речи.  Как же здесь можно использовать ИКТ? Во-первых, это запись  устной речи, диалога, интервью на диктофон, камеру мобильного телефона, веб-камеру. Это нехитрое действие  помогает учащимся учиться структурировать свою речь, делая  ее логичной и последовательной. Так как прежде чем записать  аудиоречь, учащийся продумает свои аргументы, выстроит план,  подберет материал для наполнения речи аргументами. Затем,  записав высказывание, ученики имеют возможность прослушать  его со стороны, исправить речевые ошибки, избавиться от слов-  паразитов, улучшить текст и, если необходимо, записать его снова. Оценивать устную речь можно предоставить  одноклассникам, учителю, родителям, Интернет-пользователям,  передав аудиосообщение через WhatsApp, Bluetooth, социальные  сети или другие инструменты связи.

Кроме описанных выше форм работы для формирования  навыка говорения можно предложить учащимся озвучить  видеорепортаж, футбольный матч, сцену из кинофильма, где  просто отсутствует звук. Этот вид деятельности поможет  учащимся не только сформировать навыки грамотной речи, но и поспособствует формированию навыка создавать устное  высказывание в разных типах, стилях, жанрах, подбирать  соответствующие языковые единицы, использовать тон речи,  интонацию для достижения цели высказывания.

Если учитель хочет дифференцировать работу учащихся  по говорению, то он может предложить одной группе учеников  озвучить готовый видеорепортаж или мультфильм, а другой –  для начала создать собственный комикс, а потом уже  представить к нему диалог героев.

При слушании учащиеся развивают навыки понимания и  оценивания информации путем прослушивания аудио- и  аудиовизуального текста. Учитель может организовать работу  учащихся как классом, используя интерактивную доску и  колонки, так группой, применяя ноутбуки, и индивидуально,  предложив учащимся наушники. Работа по проверки навыка  слушания может проходить по рабочим листам, составленным  учителем или учащимися. В заданиях учащимся предлагается  выписать ключевые слова прослушанного текста, определить  тему и идею высказывания, ответить на вопросы по тексту,  определить главную и второстепенную информацию, составить  конспект прослушанной информации, написать изложения с  изменением лица, составить «толстые» и «тонкие» вопросы,  выделить речевые ошибки, заполнить таблицу ЗХУ и др. в зависимости     от      цели урока.         По     литературе          учащиеся  прослушивают художественное чтение         стихотворений аудиокниг и таким же образом выполняют задания на  понимание,        анализ,       интерпретацию,  оценивание  художественного произведения.

На уроках языка особое место занимает формирование  навыков письма. При этом учитель должен научить учащихся  создавать тексты различных типов и стилей. Этому может  способствовать публикация репортажей в социальных сетях, где  ученики не только печатают собственные репортажи, но и  участвуют в обсуждении затронутой темы, а также получают комментарии к своей работе.

Учащиеся имеют возможность создавать страницы WiKi,  где самостоятельно могут писать тексты научного характера.  Это веб-сайт, структуру и содержимое которого пользователи  могут самостоятельно изменять с помощью инструментов,  предоставляемых самим сайтом. Вики предлагает всем  пользователям редактировать любую страницу или создавать  новые страницы на вики-сайте, используя обычный веб-браузер.  Вики поддерживает связи между разными страницами за счёт  почти интуитивно понятного создания ссылок на другие  страницы и отображения того, существуют данные страницы  или нет.

Для рефлексии или обратной связи в конце или в начале  урока помимо традиционных способов «Светофор», «Лестница  успеха», «ХИМС», представляемых на интерактивной доске,  учитель может использовать более инновационный способ в  виде он-лайн опроса или анкетирования. Каждый ученик имеет  возможность с помощью мобильного телефона или планшета  зайти на сайт и проголосовать за урок, деятельность на уроке,  оценить свою работу и работу одноклассников, ответить на  вопросы о трудностях, которые он испытывал. Подобную рефлексию могут  проводить и сами учащиеся после презентации своей работы на  уроке. Для этого они заранее должны создать анкетирование с перечнем вопросов по своему продукту, а после презентации  попросить одноклассников ответить на вопросы он-лайн.

Эффективность любого урока определяется не тем, что  даёт детям учитель, а тем, что они взяли в процессе обучения.  Если учитель подходит к своим урокам творчески, то можно  ожидать от детей такого же творческого подхода к выполнению  заданий. Имея возможность пользоваться на уроке планшетами,  ноутбуками, телефонами, Интернетом, учащиеся чувствуют себя более    свободными,       креативно  мыслящими им   хочется пробовать,   создавать,         улучшать   свои не       только информационные  компетенции, но и языковые.

Как же меняется учебный процесс при использовании ИКТ?

Повышается качество подготовки учащихся по предмету;  применяются активные методы обучения, которые в свою  очередь       повышают творческую         и интеллектуальную составляющую учебной деятельности; появляется возможность интеграции различных видов  образовательной деятельности (учебной, исследовательской и  т.д.); происходит адаптация информационных технологий  обучения к индивидуальным особенностям обучаемого; обеспечивается непрерывность и преемственность в  обучении; разрабатываются информационные технологии  дистанционного обучения; совершенствуется        программно-методическое  обеспечение учебного процесса; совершенствуются коммуникативные навыки учащихся.

Главное, каждый учитель должен планировать свои  уроки таким образом, чтобы использование компьютерной  поддержки было наиболее продуктивным, уместным  и интересным для учащихся. Поэтому при использовании ИКТ  необходимо соблюдать дозированность, не нужно использовать  на уроке всё и сразу, так как основная функция мультимедийной поддержки – это наглядность, вовлечение учеников в учебный  процесс, мотивация их к самостоятельному творчеству, но никак  не отвлечение от поставленной учителем и учащимися цели  обучения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *