«Развитие креативного мышления, творческих способностей с применением элементов игровых технологий»

 Абдрахманова Наталья Конкаевна
 учитель ИЗО и черчения  КГУ «Ковыльненская СШ»

       Определяя направления своей работы, стремлюсь выбирать максимально эффективные виды деятельности. Одним из таких видов является работа по развитию креативного мышления (от английского creativity – способность к творчеству), творческих способностей детей, которые могут проявляться в мышлении, общении, характеризовать личность в целом.

Воспитатель, учитель в школе, как правило, ориентированы на среднего ребенка, и в круг их проблем не входит развитие творческих способностей.

Учебная программа направлена скорее на развитие памяти, чем мышления, тем более – творческого. Между тем развитие таланта может быть загублено, задержано на любом этапе развития. Особенность детского творчества заключается в том, что она является игрой, предэстетической деятельностью. Но эта игра – исходный пункт, из которого пойдет развитие личности. В процессе игры ребенок моделирует отношения между людьми, предметами, явлениями. Творческие игровые занятия должны помогать ему создавать свой образ мира и ориентироваться в нем. Поскольку игра является процессуальным, а не продуктивным видом деятельности – ребенок по своему преобразует окружающую среду, – активная игровая деятельность детей может благоприятно сказаться на росте их творческих способностей.

Используя естественную потребность детей играть и связанный с этим высокий уровень мотивации постепенно вовлекаю детей в более сложные и творческие формы игровой деятельности. Применение дидактических игр в процессе обучения, игровых технологий обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении. А развитие творческих способностей осуществляется в процессе той или иной практической или теоретической  деятельности. Использую в своей работе авторские технологии М.В. Межиевой, И.Б. Ремчукова (демонстрация видеофайла).

Применяю в своей работе тесты на изобразительное и творческое мышление, тесты на вербальное творческое мышление, субтесты на составление изображений, эскизы, спрятанная форма, творческие задания с теми или иными рисунками. Использование различных кроссвордов, ребусов, шарад активизирует творческие способности учащихся. Практикую задания на самостоятельное составление ребусов, что во-первых закрепляет навыки изобразительной деятельности и одновременно развивает логику, активизирует мышление, творческий потенциал. Использование в работе динамических таблиц, позволяет учащимся осваивать теорию изобразительной деятельности поэтапно. Ребенку должно быть интересно на уроке. Формирую его через самостоятельность и активность на уроке и дома, создание проблемных ситуаций, разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску урока. Интересно делать то, что

требует напряжения, но трудности должны быть посильными.

Многое в подаче материала даю по ступеням: осилил одну ступеньку – иди дальше, выше. На уроках изобразительного искусства практикуемся в рисовании простых форм предметов (лист, куб и др.), затем переходим к изображению более сложных предметов. Практически на всех уроках использование наглядностей повышает интерес учащихся к предмету, к конкретной теме.

Отбор лучших работ учащихся для внутришкольной выставки вызывает чувство гордости за свой труд, а возбужденное честолюбие – один из сильнейших приемов стимулирования их деятельности. Работы эти хранятся, служат наглядным материалом следующему поколению учеников. Использую не только информацию из учебника, но и занимательный, дополнительный материал значимый для учащихся.Например, в рисовании: собрать «разбитую картину», «найти 10 различий», дорисовать картину забывчивого художника, «продолжить рисунок» и др.

Ведущий мотив поведения младшего школьника – это занять достойное место в коллективе. Поэтому организовываю выполнение коллективных работ, коллективные дела, игровые моменты, где более значимы результаты игры. Варьирую задания так, чтобы каждый испытал чувство успеха, осознал, что без знаний и умений не обойтись. В старшем звене, применяю уровневую систему, где учащиеся сами стремятся определить уровень знаний, формы самостоятельной работы, самостоятельно разбирать теоретический материал, генерировать идеи.

Мотивация познавательной деятельности достигается за счет опоры на жизненный опыт. Многое из изученного материала связываю с жизнью, показываю его значимость, применение его в последующих выбранных профессиях.

Применение интегрированных моментов на уроках, которые являются эмоциональными методами мотивации, вызывают живой интерес к теме, показывают роль изучаемого предмета во всех областях науки и техники.

Интеграция дает возможность осуществлять межпредметную связь с литературой, математикой, биологией, трудовым обучением и т.д. Кроме традиционных методов и приемов работы с красками и карандашами, применяю технологии работы с различными художественными материалами: «граттаж» (процарапывание), «рисунок тушью» (выдувание капли туши через трубочку), «монотипия», «коллаж», «изонить», аппликации из оракала, рисование «по-сырому», объемная бумажная пластика, «квилинг», рисование восковыми мелками с тушью, «фальшвитраж», «батик», «папье-маше» и т.д. Использую на уроках дополнительный исторический материал, научные данные, где ученики учатся ценить духовное и материальное богатство, накопленное человечеством.

Эффективным методическим приемом , направленным на формирование у учащихся самостоятельности, усидчивости, творческого потенциала является подготовка к изучению нового материала, заблаговременное создание

необходимого опорного запаса знаний и умений.

Основную роль  в формировании творческих способностей играет практическая деятельность, задачей которой является решение заданий проблемного характера, требующих творческого подхода или задания, алгоритм выполнения которых учащимся неизвестен, но и те задания, основным назначением является выработка навыков и умений.

В заданиях должны появляться элементы новизны. Это не позволяет выполнять их механически, по аналогии, а требует повторного обращения к теории.

Широко используемым приемом активизации мышления, творческой активности является рассмотрение заданий, где идет поиск наиболее экономного и красивого.

Содержание курса изобразительного искусства , черчения предполагает дифференциацию содержания, по уровню сложности и объему. Используя приемы работы «от простого к сложному» достигаю той или иной цели, поставленного в курсе изучения этих предметов. Работая над расширением, углублением содержания курса предметов, делаю упор на усиление прикладного аспекта. Поэтому полученные знания, умения и навыки учащиеся могут применять в дальнейшей жизни.

Особенность организации учебно-познавательной деятельности школьников строится на нетрадиционной системе уроков: уроки-путешествия, экскурсии, творческие мастерские, уроки-викторины, блиц-опросы,  уроки с использованием ИКТ и др.

Широко использую на каждом уроке наглядный материал, макеты, плакаты, авторские работы, изготовленные самостоятельно, иллюстрации, репродукции при изучении новой темы, повторении, обобщении знаний.

Для контроля и оценки знаний, умений использую карточки-задания по теоретическому материалу, тестовые задания, терминокарты, а также задания творческого содержания.

Практикую на многих уроках коллективный анализ учащимися выполненных работ, что помогает каждому из них выявить свои ошибки, отметить положительные моменты, уметь критически относиться к своей работе, наглядно видеть пути достижения поставленной задачи.

Работа с одаренными детьми направлена на более глубокое изучение академических приемов работы, самостоятельного выполнения наглядного, дидактического материала, используемого на уроках. Методические кабинеты, стенды школы оформлены лучшими работами учащихся-кружковцев. Совместно с такими детьми работаю над эстетическим оформлением школы, кабинетов, изготовлением костюмов и реквизитов для участия в различных школьных проектах .

Учащиеся школы постоянные участники районных, внутришкольных конкурсов, выставок рисунков, плакатов, поделок к юбилейным и праздничным датам. Есть победители областного и районного конкурсов рисунков к юбилейным датам, участники районных творческих вернисажей.

 

Имеется обширная литература по изобразительному искусству и черчению, богатый набор творческих работ учащихся, выполненных в различной технике с использованием разнообразного художественного материала.

На пути достижения поставленных целей и задач изобразительного искусства и черчения, существует ряд трудностей. Это отсутствие многих наглядных макетов по машиностроению, муляжей, инструментов, технических средств, очень нужных при изучении курсов данных предметов. Удаленность культурных центров, музеев, художественных галерей обедняет эстетическое развитие детей, влияет на их духовное развитие. Несмотря на это, стремление строить уроки изобразительного искусства и черчения на научном уровне, возможность ознакомления учащихся с различными точками зрения на изучаемые проблемы, их использование, нахождение оптимального сочетания источников учебной информации позволяет организовать различные виды деятельности, углубить, закрепить, полнее осмыслить содержание курса изучаемых предметов.

В процессе самостоятельной работы, творческой деятельности, в которую включаются не только память ученика, но и активное мышление, креативность, чувства, развивается возможность самореализации, ответственного выбора в различных областях социальной деятельности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.