«Моя профессия — нужна, моя профессия важна!»


 Акпарова Гульвера Асановна
 воспитатель КГКП «Ясли-сад №185»

Детство – уникальный период в жизни человека. Детство – счастливая, безмятежная пора. Сколько открытий готовит каждый миг, каждый день. С самого раннего детства я хотела быть воспитателем, я так и отвечала, что буду «мамой». Ведь для своих воспитанников я вторая мама. Когда пришло время получать профессию, у меня не было никаких сомнений. Я очень люблю детей. Поэтому после окончания школы я поступила в Алматинский Государственный Университет имени Абая.

Да, детский сад для каждого из нас остается светлым, радостным островком детства. Взрослому никогда уже на него не вернуться. Только воспитатели на этом острове имеют постоянную прописку. Ведь детский сад для них – родной дом, а все воспитанники – их дети, помощники, друзья. К. Д. Ушинский писал: «Если вы удачно выберете труд и вложите в него свою душу, то счастье само отыщет вас». А счастливого воспитателя сразу видно – он живет в среде детей, понимает их потребности, налаживает контакты с их родителями, вдумчиво относиться ко всему, что окружает его, стойко переносит невзгоды беспокойной педагогической жизни. Труд воспитателя может быть трудным, нелегким, отнимающим порой все и физические, и моральные силы, но рутинным, неинтересным его не назовешь.

Анализируя прошедшие годы, размышляя о том, каким должен быть воспитатель, я естественно, вспоминаю своих воспитателей, наставников, т. е. всех тех, с кем мне встретиться на своем педагогическом пути.

Не последнюю роль в приобретении авторитета играет доброжелательность и умение расположить к себе окружающих. Доброта и милосердие должны быть присущи любому человеку, а тем более воспитателю. Без этих качеств работать с детьми невозможно. Доброта педагога, заключается в том, чтобы с готовностью помогать ребенку осваивать мир, а семье – гармонично воспитать его.

Так кто же воспитатель детского сада? Конечно же человек! Человек, воспитывающий детей, любящий их, и поэтому он и они счастливы. Воспитатель, как гончар, в руках которого мягкая, податливая глина превращается в изящный сосуд. Но самое главное, чем этот сосуд будет наполнен. И задача воспитателя, заполнить этот сосуд добром, милосердием, творчеством, знаниями, умениями и навыками, чтобы этот сосуд нёс не только красоту, но и был полезным и востребованным для нашего общества.

 

 

 

Авторитет воспитателя зависит и от его отношения к делу, к труду. Все дети с очень разными характерами, поэтому без индивидуального подхода здесь не обойтись, кого-то надо приласкать и пожалеть, а кого-то и пожурить не помешает, ведь воспитатель – это вторая мама, а у нее должен быть ключик к каждому ребенку.

Многие представляют труд воспитателя лишь как игру с детьми, веселое времяпровождение, и не подозревают, что требуется много кропотливого труда, терпения, чтобы каждый воспитанник вырос настоящим человеком. Сколькими знаниями и умениями должен обладать воспитатель! Ему приходиться делать все: шить и рисовать, вязать, заниматься садоводством и огородничеством, в определенной степени владеть столярным, малярным, актерским, режиссерским делом, петь с детьми, танцевать, выступать перед родителями, обладать художественным вкусом, четкой дикцией, знать правила хорошего тона, разбираться в событиях, происходящих в социальной, политической, культурной жизни нашей страны и во всем мире, знать в должном объеме медицину, гигиену, дошкольную, русскую, советскую, зарубежную литературу, иметь твердые представления о морали и нравственности. Да можно ли предсказать все, что встретится педагогу на его тернистом пути?

Если задуматься над словом воспитатель, что оно означает? Слово без приставки «вос» звучит как «питание». Приставка «вос» меняет его значение. Как ребенок не может выжить без питания, так он не может выжить и без хорошего воспитания, без умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми. Воспитатель – человек питающий душу, сердце ребенка, его сознание, способствующий росту лучших качеств и формирующий его внутренний мир. Как сказал В. А. Сухомлинский «Наш важный педагогический инструмент – умение глубоко уважать человеческую личность в своем воспитаннике. Мы этим инструментом призваны творить очень нежную, тонкую вещь: желание быть хорошим, стать сегодня лучше, чем вчера. Это желание не возникает само по себе, его можно только воспитать». Значит воспитателю необходимо научить детей любить себя и всех, кто их окружает, помочь преодолеть все страхи и тревоги.

Воспитатель для детей – учитель, который все знает, всему учит, и товарищ по игре, и близкий человек, который все поймет и поможет в трудную минуту. Для этого воспитателю необходим жизнерадостный и веселый характер, если сердиться, то не долго, избегать монотонности, скуки, поэтому воспитатель должен разумно чередовать игры, отдых, развивающие ситуации, чтобы дети не скучали. Всегда должен оставаться интересным для своих детей. Важно не стать скучным взрослым, всегда быть «чуть-чуть» ребенком, уметь учиться у детей их видению мира, их наивности. А как важно уметь вместе смеяться, думать, чувствовать!

Воспитатель – это мудрец, к которому дети идут с любым вопросом, и он должен дать ответ каждому. Я знаю одно: чем больше воспитатель знает и умеет, тем легче и интереснее ему работать с детьми.

Творчество в работе воспитателю крайне необходимо, но это не значит, что он может не считаться с требованиями программы ДО. Программные задачи должны выполняться. Однако рекомендуемая методика требует иногда корректировки, поскольку каждый ребенок индивидуален.

Профессионализм воспитателя… Что это? Это его умение анализировать идеи, лежащие в основе современных программ и технологий, конструировать процесс в ДОУ с учетом богатейшего опыта отечественной педагогической мысли, вести исследовательскую деятельность, систематически повышать свою квалификацию.

Я горжусь профессией своей за то, что детство проживаю многократно. Действительно – это так. Ведь вместе с детьми мы растем, развиваемся, проживаем самые счастливые годы – детство. Чем больше радости у ребенка в детстве, тем больше он ее подарит людям, став взрослыми. Впечатления детства оставляют в жизни ребенка глубокий след. И поэтому мы, воспитатели, стремимся к тому, чтобы эти впечатления были светлыми, яркими, радостными. То, что вынесет ребенок из детства, будет с ним всю его жизнь. И если оно окажется счастливым, то и всю жизнь человек будет помнить это.

Дети – самое лучшее, что есть в нашей жизни. Именно поэтому мы любыми путями стараемся сделать их счастливыми. Мне важно, что люди доверяют мне самое дорогое, что у них есть – своих детей, которые вырастут и внесут свой непосильный вклад во благо нашей Родины. А кто-то из них может быть станет знаменитым и даже совершит подвиг. А я буду знать, что в этом есть и моя заслуга, т. к. я наполнила сосуд каждого своего воспитанника своим трудом, любовью, частичкой души и сердца. Воспитывать малышей ответственно и благородно.

 

 

 

 

 

Эссе

«Призвание-воспитатель детского сада»

Воспитание – не сумма мероприятий и приёмов, а мудрое общение взрослого с живой душой ребёнка.

В. Сухомлинский

В одной восточной мудрости говорится о том, что труд воспитателя можно сравнить с трудом садовника, который выращивает различные растения: «Одно растение любит солнечный свет, другое – прохладную тень. Одно растение любит берег ручья, другое – высохшую горную вершину, одно произрастает на песчаной почве, другое – на жирной, глинистой. Каждому нужен особый, только для него подходящий уход, иначе оно не достигнет совершенства в своём развитии». Я считаю, что воспитатель – человек-профессионал, ему знакомы и теория, и практика, Своё сердце он детям отдал – для него это и реальность, и романтика!

 

Воспитатель… всего не перечесть, говорить об этом можно много: Здесь и личные, и профессиональные качества есть, Но главное из них – о детях забота, любовь к ним!

Я часто задумываюсь… Почему я выбрала профессию воспитателя?

Мой выбор профессии был более чем сознательным. Первый опыт, полученный в педагогическом колледже, хотелось применить незамедлительно. «Учить детей! Что может быть интереснее для молоденькой девушки? » – думала я. Конечно, интереснее может быть многое, но как важно реализовать себя там, где хочешь больше всего. Детский сад! Вот оно! Доверчивые глаза дошколят, пахнущие кашами и детским мылом головки. Именно в колледже мне помогли стать воспитателем, и окончательно утвердиться в выборе профессии. После окончания колледжа, с красным дипломом, свидетельствующим о получении образования, началось увлекательное путешествие во взрослую жизнь и мир детства одновременно.

Мое педагогическое кредо: «Судьба моя- я воспитатель! И нет профессии нужней!»

Формула успеха: У- усердие; С – самообразованность,  П – преданность делу, Е – единомыслие, Х – характер

Педагогическая философия: достучаться до самых сокровенных уголков детской души. Помочь поверить в себя.

Тема самообразовательной работы: «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами экологии»

Я считаю, что воспитатель – это первые после мамы учителя, которые встречаются детям на их жизненном пути. Это люди, которые в душе всегда остаются детьми. Для меня моя профессия – это возможность постоянно находиться в мире детства, сказки, фантазии. Особо понимаешь значимость своей профессии, когда видишь широко распахнутые тебе навстречу глаза детей, жадно ловящие каждое слово, жест, взгляд. Глядя в эти глаза, понимаешь, что ты нужна им. Малыши проверяют меня на прочность и одновременно любят меня. Секрет их чистой любви прост: они открыты и простодушны. Они открыты для добра, красоты, чутко реагируют на ложь, на несправедливость.

Великий педагог Г. Песталоцци сказал: «Если не любить, то не имеешь права воспитывать».

Действительно, без любви не может быть воспитателя. И настоящий воспитатель любит всех ребят: робких и смелых, медлительных и бойких, разговорчивых и застенчивых, находит в каждом свою изюминку, каждому отдает частичку сердца.

Я хочу научить каждого ребенка жить в согласии с самим собой и окружающим миром, показать ему, как красив и  приветлив мир, в котором мы все живём. Стремлюсь воспитать в них взаимопонимание, человеколюбие, чтобы Добро, Истина, Любовь, Красота, Сострадание остались для них ценностями на всю жизнь. Стараюсь передать детям все свои знания и умения, а знать и уметь воспитатель должен ох как много, ведь каждого надо увлечь, заинтересовать, удовлетворить в ребенке любопытство и разбудить любознательность.

Я –  Современный Воспитатель!!! Я горжусь этим! Много профессий на свете, но эту профессию не выбирают, выбирает ОНА! Случайных людей здесь не бывает, они просто не смогут жить в этом состоянии.

Думаю, что когда мои воспитанники подрастут и станут взрослыми, они тоже оценят мои старания. Даже если не станут великими и знаменитыми, не откроют новых планет и законов физики, а будут жить в гармонии с окружающим миром, будут добрыми, честными, справедливыми, будут радоваться жизни и тому, что они есть на этой планете, – это уже счастье, это смысл существования человека на Земле. А я… Я буду знать, что в каждом из них есть частичка моего труда и сердца, что мои усилия были не напрас

 

 

Эссе «Я – современный педагог»

Воспитатель  создаёт будущее страны,

так как от его труда во многом зависит

формирование человека, его будущего.

Окружающий нас мир за последние годы стал другим. Он стал динамичным, постоянно изменяющимся. Общество нуждается в творчески активных личностях, способных систематично, последовательно и качественно решать существующие проблемы. В государстве возник новый социальный заказ: вместо послушных исполнителей, востребованы люди, быстро ориентирующиеся в различных ситуациях, творчески решающие возникшие проблемы, понимающие всю меру ответственности за свои решения.

В соответствии с современными требованиями каждый предмет, своими целями и задачами образования должен способствовать формированию функционально грамотной личности.

Иногда появляется внутренняя неудовлетворенность своей работой. Именно эта неудовлетворенность толкает нас на поиски нового, даже если это далеко не новое, но нам ведь неведомое, новооткрытое. Затем появляется некий азарт, а что если попробовать так, или так… Я постоянно ищу что-то новое, интересное, перерабатываю это под себя и отдаю детям. Применяя новые стратегий, методы, приемы стремлюсь не просто к накоплению багажа знаний у каждого отдельно взятого учащегося, а развитию ряда навыков, которые будут способствовать их дальнейшему обучению и всестороннему развитию. Необходимо развивать у ребенка умение «добывать» знания, формировать критическое мышление, способность к синтезу, анализу, оцениванию. Воспитанник, воспринимающий готовую информацию, находится на низком уровне развития, несмотря на большой багаж знаний. Он не способен апеллировать полученной информацией, собирать полученные знания в единое целое, анализировать знания.

Организуя ОУД, надо стремиться так управлять деятельностью воспитанников, чтобы каждый (обязательно каждый) почувствовал окрыляющую силу успеха. Успех – первостепенное условие становления личности. Это внутренний комфорт, радостный настрой, когда дело спорится. Для детей  это особенно важно.

К своим ОУД стараюсь подходить творчески: создание реальных ситуаций общения, ролевые игры, использование ИКТ – все это помогает активизировать познавательную деятельность воспитанников и достигать поставленные цели.

Приходиться тщательно продумывать свой ОУД, учитывать способности и интересы детей , в ОУД быть внимательным наблюдателем, отслеживать развитие детей , их непосредственную работу на ОУД, наблюдать над тем как дети стараются , рассуждают, чем интересуются. Стараюсь чётко определить роль и место каждого ОУД в представляемой теме, в программе в целом. Уделяю большое внимание формированию мотивов учения, для чего использую интернет и практический материал, это даёт возможность воспитанникам в  ОУД увидеть его практическое применение.

Нетрадиционные формы обучения, игры развивают личность ребенка, прививают интерес к разным предметам, создают положительно психологическую атмосферу, активизируют учебную работу, создают условия для самореализации детей. В ОУД использую элементы театрализации, ролевых игр.

Пытаясь разбудить детскую мысль, заставляю ребят думать, анализировать, сравнивать.

В ОУД часто использую групповые формы работы с детьми. В результате группа превращается в коллектив личностей.

Нередко воспитанники проводят работу в парах, что позволяет обеспечивать регулярное общение детей друг с другом в ОУД и соответственно значительное повышение речевой и мысленной активности каждого обучающего. Каждый ребенок получает возможность говорить, отвечать, объяснять, доказывать, подсказывать, проверять, оценивать, корректировать ошибки в момент их возникновения, воспринимать содержание речи партнера, отвечать на вопросы и задавать их. Взаимоконтроль способствует воспитанию нравственных качеств личности. Взаимопомощь становится типичным видом взаимоотношений в паре независимо от уровня подготовленности и общей обученности партнеров.

Оценивание между детьми  происходит в ходе ежедневных опросов, рефлексии, на тестировании, лабораторных и практических ОУД.

Нет радостнее зрелища, когда уверенно отвечает сильный , речь его плавно льется, он спокойно оперирует той лексикой и оборотами, что требуется знать и что он сам узнал. Но ещё больший праздник, когда начинает работать ребенок, ранее испытывавший трудности в обучении, и в глазах его видится интерес.

Мне кажется, что предназначение человека, решившего посвятить себя формированию будущего поколения, заключается в том, чтобы помочь своим воспитанникам пройти трудный путь, даже узенькую и труднопроходимую тропу; не тянуть за руку на гору, находясь на её вершине, а помочь преодолеть её, вовремя подставив плечо.

Я считаю себя -Современным  воспитателем!!!