«Формирование этнической толерантности во внеурочное время»


Пилишкина Юлия Борисовна
учитель музыки и самопознания КГУ «Школа-лицей города Аксу»

Теперь, когда мы научились

летать по воздуху, как птицы,

плавать под водой, как рыбы, нам не

хватает только одного: научиться

жить на земле, как люди!

Бернард Шоу

 

Казахстан – огромная многонациональная страна. Особое значение в сплочении народов нашей страны играет казахская культура. Однако даже самый малочисленный народ имеет свою культуру. Это прежде всего язык, фольклор, религия, обычаи, обряды, национальная кухня, одежда, домашняя утварь.

Этническая толерантность предполагает воспитание уважения к своему народу, гордости за его историю, традиции, ценности и достижения, и в то же время – постижение многообразия культурного и этнического мира, отказ от противоположности «меньшинство – большинство», принятие другого вне зависимости от его национальности и вероисповедания, понимания непохожести и единства как двух сторон одного и того же процесса.

В прошлом году, взяв 5 класс, я обратила внимание, что класс многонационален. В классе обучаются казахи, русские, азербайджанцы, чеченцы, татары, белорусы.

Передо мной, как перед классным руководителем, стала задача приобщить учащихся и воспитать у них уважение к культурам и традициям различных национальностей, поскольку предрассудки по отношению к чужим культурам возникают из-за отсутствия у людей знаний о народах и их отношениях, о национальных культурах и традициях. Поэтому при планировании работы, направленной на воспитание толерантности у учащихся я поставила следующие задачи:

·        создавать условия для творческого самовыражения, самореализации личности ребенка,

·        способствовать созданию дружного коллектива,

·        знакомить с общечеловеческими ценностями,

·        приобщать учащихся к культурам и традициям различных национальностей,

·        формировать у них чувство и сознание граждан мира.

С первого классного часа мы регулярно говорим о том, что в нашей стране живут люди более ста национальностей, в нашем классе учатся дети разных народов, и это нисколько не мешает дружить, общаться друг с другом, помогать друг другу.

В дальнейшем, любую тему классного часа я стараюсь связать с дружбой народов, Родиной, нашим городом, чтобы детям были ближе высокие понятия гражданина. Это такие темы как: «Ассамблея народов Казахстана», «День Мира», «Семейные ценности», «Мы Казахстанцы – единый народ» и др.

Впервые посетив библиотеку лицея, дети узнали, что у нас имеются в наличии книги на разных языках. Библиотекарь Кошелева Татьяна Ивановна обратила внимание ребят на сказки народов мира. Ведь чтение книги – это хороший способ познания мира.

Особое внимание я уделяю работе с родителями, так как они главные помощники в деле воспитания ребенка. На таких мероприятиях как «Широкая Масленица» и «Наурыз мейрамы» мы собираемся за большим праздничным дастарханом. Мамы наших детей готовят свои национальные блюда. Ко Дню единства народов Казахстана в лицее проводился Форум дружбы. Нашему классу нужно было подготовить информацию об обычаях азербайджанского народа. Мы подготовили презентацию и инсценировку обряда, выучили песенку на азербайджанском языке и отрывок танца. Ребята выступали в ярких национальных костюмах.

Одно из удачных мероприятий – зимний день здоровья. На этом мероприятие мы вместе с детьми и родителями выполнили зарядку на улице, организовали различные подвижные игры. На праздник была приглашена учитель начальных классов моих детей Ивлева Тамара Николаевна. Это был большой сюрприз для ребятишек! Такие мероприятия сближают, решают многие проблемы в вопросах воспитания, способствуют возникновению у детей и родителей чувства радости, удовольствия от совместной игровой деятельности.

Но невозможно развитие толерантности у детей только во время проведения, каких – либо, мероприятий. Это изначально кропотливая, ежесекундная работа классного руководителя над собой и с детским коллективом.

Так как я являюсь учителем музыки и самопознания, то на уроках имею возможность давать творческие работы на такие темы как: «Менің Отаным – Қазақстан», «С чего начинается Родина?», «Моя родословная», «Умею ли я дружить?», «Музыкальные инструменты разных народов», «Народные праздники»,«Культура и быт разных народов» и др.

На уроках самопознания в кругу радости мы приветствуем друг друга на разных языках мира, играем в игры разных народов, инсценируем обряды, знакомимся с различными традициями, проводим беседы о толерантности, в ходе которых раскрываем понятие «толерантности» и основные принципы толерантности. Для сплочения коллектива, к примеру, проводятся следующие тренинги «Давайте познакомимся», «Все мы чем-то похожи», «Представление имени». На уроках музыки лицеисты расширяют свои представления о самобытности культуры разных народов и особенностях их музыкального языка.

Целенаправленная работа и организация жизнедеятельности учащихся по воспитанию толерантности учит подростков гордиться своей национальностью, уважать людей другой национальности, учит детей дружить, уважительно относиться к людям старшего поколения, чтить традиции своей семьи, развивает творческие способности, воспитывает патриотические чувства, формирует умения в области национальной культуры, стимулирует познавательный интерес к языку, истории, литературе, культуре, знакомит с жизнью, бытом, традициями других народов.

И, хотя бывают иногда недовольства друг другом, мои ученики пытаются находить общий язык, договариваться. А именно это – умение понимать других – я стараюсь воспитать в своих учениках.

В заключение хочу сказать, что стать толерантным в одно мгновение невозможно, поэтому педагог, признающий необходимость воспитания толерантных качеств в своих детях, начинает с себя. Учителя должны личным примером показывать образец гражданственности, гуманного, уважительного отношения к людям независимо от их национальности и вероисповедания.

Давайте учиться и учить детей договариваться друг с другом. Не будем забывать о терпении друг к другу.