Тренинг “Как стать уверенней в себе”


Олишевская Алла Рудольфовна
КГУ “Яснополянская средняя школа”
педагог-психолог

ТРЕНИНГ «КАК СТАТЬ УВЕРЕННЕЙ В СЕБЕ?».

Психолог:  ОЛИШЕВСКАЯ АЛЛА РУДОЛЬФОВНА

ЦЕЛЬ: повысить  уверенность в себе участников тренинга.

ЗАДАЧИ:

  • способствовать открытому, доброжелательному общению участников;
  • изучить персональные стили поведения;
  • осознать причины, блокирующие внутреннюю уверенность;
  • освоить модели уверенного поведения.

 

  1. ПРИВЕТСТВИЕ – РАЗМИНКА
  2. Упражнение «Приветствие».

Инструкция: 1. Каждый должен за определенное время (1-3 мин.) успеть поздороваться за руку с максимальным количеством людей. Внимание участников фиксируется на том, что руку надо пожимать доброжелательно, глядя в глаза человеку. Необходимо подсчитать количество людей, с которыми ты поздоровался.

Анализ упражнения: “Кто поздоровался больше, чем с 10 людьми? А больше чем с 20?”

  1. Вместо рукопожатия – поклоны.

Потом обсуждение – у кого был самый изысканный поклон? У кого – самый веселый? и так далее.

 

  1. Упражнение «Мое положительное качество».

Инструкция: Участники по кругу называют свое имя и одно положительное качество, которым вы гордитесь (например: я-Таня – я-добрая), те, кто считает себя тоже добрым, произносят: «и «Я»».

Анализ:   – в чем трудность этого упражнения?

– почему некоторые затрудняются найти в себе положительное качество?

Вывод: необходимо знать свои положительные качества. Осознание своей силы умножает её.

  1. Упражнение «Фигурные построения»

Цель: Упражнение сплачивает группу, способствует формированию взаимопонимания, обучает уверенному поведению в условиях необходимости принимать решения при ограниченности доступной информации, брать на себя ответственность за свою часть в общей работе.

Описание упражнения: Участники хаотично перемещаются по помещению. По команде ведущего они закрывают глаза и пытаются построиться, образовав ту геометрическую фигуру, которая названа ведущим (круг, треугольник, квадрат, «змейка» и т.п.). Если кто-то подсматривает – он выбывает из игры. Когда построение закончено, участники по команде ведущего открывают глаза и смотрят, что в итоге получилось.

Обсуждение:

  • Насколько успешным участники считают построение разных фигур?
  • Что требуется от участников, чтобы справиться с таким заданием?
  • Что же обеспечивает возможность взаимопонимания в таких ситуациях, да еще, если у участников закрыты глаза?

 

  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Упражнение «Увы – Ура».

Инструкция:

– Тема нашего занятия «Как стать уверенным». Сейчас мы с вами проверим, насколько уверенно вы можете себя вести в разных ситуациях. Жизнь, вообще, такова, что все вокруг друг друга оценивают, к сожалению. И для нас всегда важно, как оценят и как воспримут нас окружающие. И от оценки окружающих зависит наша уверенность. Упражнение называется «Увы-Ура».

– Это упражнение тренирует в вас стойкость и упорство в достижении цели. При столкновении с трудностями я прошу вас не останавливаться, а продолжать совершать попытки.

– Я поставила все стулья в круг и сделала своеобразные ворота, через которые вы будете проходить, а я буду оценивать ваше поведение. Я начинаю оценивать ваши слова и действия только тогда, когда вы пересекли линию ворот, а заканчиваю, когда вы садитесь на стул.

– Представьте, вы пришли на очередное занятие. Я вас жду к назначенному времени. Вам необходимо войти в нашу группу как раз через эти ворота и сесть на стул. Но войти и сесть вы должны, как хозяин, а не как гость. Я очень внимательно оцениваю ваше поведение по определенным параметрам, которых несколько (оценивается не достоинства и недостатки участников, не сам человек, а его поведение).

– Пока вы будете идти и садиться на стул, я буду обращать внимание на разные составляющие вашего поведения. В итоге моей оценкой будут только 2 слова: «УВЫ» или «УРА».

«УВЫ» будет означать отрицательную оценку, значит, вы что-то делали не так. Это значит, что вы должны встать, выйти за ворота и повторить попытку, но после того как все сделали по одной.

«УРА» будет означать положительную оценку. Значит, вы делали все правильно и можете оставаться на месте, на своем стуле.

Входить будем по очереди, по одному человеку. Как только я сказала «УВЫ» или «УРА», можно входить следующему.

ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ОЦЕНИВАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ.

Действия участ­ника УРА УВЫ
1.Уверенно ли идет?

 

Уверенно, остано­вился в кругу, огля­делся Неуверенно, быстро сел.
2. Приветствует ли тех, кто уже нахо­дится в кругу? Говорит: «Здравс­твуйте», может, даже жмет руку.

 

1)      Не здоровается.

2)      Здоровается только с веду­щим.

3.Смотрит ли в глаза других, когда при­ветствует участников в кру­гу? Смотрит.

 

     Не смотрит.

Смотрит только на ведущего.

4.Куда сел. На стул рядом с ведущим.

На стул, где ле­жала рука ведущего.

На крайние два стула, если при этом осмотрел­ся; поздоровал­ся с другими участниками круга, подойдя к ним; делал все это нето­ропливо осознанным.

На крайние два стула около во­рот, если в кру­гу при этом есть еще стулья.

Группируется в одном месте с большинством.

5. Как сел на стул. Свободно и полно, как будто это его собственный стул. Потрогал его сна­чала, поправил, потом сел. Сел на край стула

или неуверенно.

 

Анализ упражнения:

– Итак, вы все молодцы! Это было непросто для нас всех. Поаплодируйте друг другу. Давайте разберем теперь, у кого как это получилось?

  • Как вам кажется, на что я обращала внимание в оценке вашего поведения?
Действия участ­ника Разбор

 

Уверенно ли идет?

 

Если вы шли, ссутулившись, смотрели в пол, шли медленно, покачиваясь, или, на­оборот, слишком быстро – конечно же, это было «УВЫ»!

– Встаньте и походите по комнате, неуверенные в себе люди. Хочется ли вам общаться сей­час друг с другом?

– Походите по комна­те, как ходят жизнерадостные, уверенные в себе люди. Теперь хочется общаться?

Приветствует  ли тех, кто уже находится в кругу?

 

– Не забывайте здороваться, даже с незна­комыми людьми. Когда вы молчите, зна­чит, вы чего-то стесняетесь или боитесь. Наверняка, у каждого из нас была ситуа­ция, когда, завидев давнего знакомого, с которым очень давно не встречались, мы стараемся спрятаться в толпе или перей­ти на другую сторону улицы, лишь бы не общаться. Это поведение неуверенного человека.
Смотрит ли в глаза других, когда приветствует других? – Когда вы прячете глаза, вы ведете себя как очень неуверенный в себе человек. Вспомните, что глаза обычно прячут люди, которые обманывают, что-то недоговари­вают, чего-то боятся. Если же вы смело смотрите в глаза и не избегаете зритель­ного контакта, значит, вы открыты и вам нечего скрывать.
Куда сел?

 

– Мы садимся с краю, когда хотим, чтобы нам было удобно незаметно уйти или сбежать. Вспомните, когда вас соби­рают на неинтересные собрания в зале, середина обычно пустует. Если у нас, наоборот, есть интерес, мы садимся в центре (как в кино). Таким образом, тот, кто садился около ворот, был уже настро­ен уйти.
Как сел на свой стул?

 

– Садятся на край только те люди, которые хотят поскорее уйти или не планируют здесь долго задерживаться. Однозначно, это позиция неуверенного человека.

– Если вы сели, облокотившись на стул, и даже перед тем, как сесть, поправили его и поставили так, как вам удобно, то это уверенное поведение. Когда вы трогае­те чужой предмет, он как будто на время становится вашим. Вспомните, как футбо­листы бьют пенальти. Мячик уже стоит на отметке, так ведь они все равно подойдут к нему, пот­рогают, покрутят, поставят сами, они как бы делают его своим, просят его быть на их стороне. Так и в жизни.

 

  • Как вы думаете, зависит ли что-либо в ситуации, когда вас оце­нивают, от вас самих или нет?
  • О чем это упражнение? Чему оно вас научило?

– Это упражнение – об уверенности вообще. Оно было нам нужно для того, чтобы вы могли это ощутить на себе, чтобы могли по­чувствовать, как вы умеете справляться со сложной ситуацией. Вы получили много информации для размышления: где ваши «сла­бые места», сколько попыток вам понадобилось, чтобы получить «Ура», то есть добиться успеха.

ВЫВОД.

На человека не будут давить, если видят, что он сильный и умеет противостоять давлению.

Уверенные в себе люди чаще других добиваются успеха. Они энергичны и менее зависимы от обстоятельств, поскольку предпочитают формировать их сами.

На неуверенного человека проще давить, им легче манипулировать и его легче превратить в жертву. Но даже, если ты внутренне (в себе) пока еще не уверен, есть внешние проявления, которыми можно овла­деть, чтобы создать имидж уверенного человека (поднять голову, расправить плечи). Некоторые «хитрости» уверенного поведения вы уже прочувство­вали на себе, но есть и другие, которые важны для нас сейчас и пригодятся в будущем. Об этом вы узнаете на следующем занятии.

Помощь неуверенным участникам (в процессе выполнения упражнения):

  1. «Давай, давай у тебя получится», «Смелей, ты можешь это сделать» и др.
  2. Сказать, что вы обращаете внимание сразу на несколько парамет­ров.
  3. «Ты исправил одну ошибку, но при этом допустил другую, которую в предыдущий раз не допускал».
  4. «Помогите нашим участникам. Только выйдите за круг, потом вы сможете зайти спокойно, без оценки».
  5. Ведущий может негласно смягчить требования для этого участни­­ка, чтобы не расстраивать его, особенно это важно для последних 2-х человек.
  6. «Ты сделал почти все правильно, кроме одного элемента. Понаблюдай за остальными, и у тебя все получится».
  7. «Вот если ты вспомнишь, как ты вошел первый раз и прибавишь то, как ты вошел во второй раз – будет все правильно».

ВАЖНО: 3-4-я попытка должна быть для участ­ника положительной, это обязательно!!!

Первую попытку обычно все проваливают из-за того, что забывают говорить: «Здравствуйте» или «Привет». Напомните ребятам, что вы живой человек и ждете их в группе.

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Упражнение «Воздушные шары»

Каждому ученику раздается по два воздушных шара и фломастеры. Ребятам предлагается вспомнить неприятные ситуации. Надувая шарик, представить, что в него передаются отрицательные эмоции.  Затем проколоть шарик иголкой, представив, что все отрицательные эмоции улетучились.
Ученикам предлагается надуть еще один шарик, представляя, что он наполняется положительной энергией. Подобрав, слово, обозначающее положительную эмоцию, написать его на шарике. Шарик подбрасывается вверх. Наблюдая за ним, следует попытаться закрепить в сознании те слова, которые на нем написаны. Которые были на нем изображены. В дальнейшее, когда учащимся придется столкнуться с какой-либо неприятной ситуацией, им следует вспомнить об этом шарике и о том, что было на нем изображено.

Тренинговое упражнение «… зато ты»

Цель упражнения: создание положительной атмосферы в группе, а также оно может служить прекрасным завершением тренинга.

На задание уходит приблизительно 40 минут, если группа состоит из 12 человек, так что у вас должно быть достаточно времени для его проведения, если вы оставляете его на самый конец тренинга.

Оборудование: листы бумаги А4 по числу участников, столько же ручек, можно разноцветных.

Ход занятия: Каждый из участников подписывает свой лист и пишет на нем один какой-то свой недостаток, затем передает свой лист другим участникам. Они пишут на его листе «… зато ты…» и далее какое-то положительное качество этого человека: все, что угодно (у тебя очень красивые глаза, ты лучше всех рассказываешь анекдоты).

В конце выполнения задания каждому участнику возвращается его лист.

Во время выполнения задания в группе царит оживление и хорошее настроение; и в любой группе, даже в которой участники очень устали или напряжены, задание выполняется с большим энтузиазмом.

РЕФЛЕКСИЯ:

  1. Изменилось ли ваше представление о себе?
  2. Какой опыт вы получили для себя на данном тренинге сегодня?
  3. Что нового вы узнали о себе?
  4. Какие выводы вы сделали для себя?
Метки:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *