Инновационные формы и методы рабoты методиста дошкольного учреждения.


 Прорешкина Светлана Борисовна
 методист ТОО детский сад «Одарёшка»

Задачу методиста дошкольного учреждения я вижу в том, чтобы выработать систему использования новых, эффективных приемов повышения квалификации педагогов.

Поэтому считаю, что вовлекать педагогов в учебно-познавательную деятельность необходимо с использованием активных приёмов и методов обучения, из которых мы применяем  следующие:

1.Семинары, творческие занятия (направлены на развитие творческого мышления и создание творческих инновационных проектов);

2.Проблемные консультации (выдвигается проблема, и педагоги посредством доказательства формулируют выводы);

3.Деловая игра (моделирование реальной практической ситуации, в которой педагоги принимают профессиональные решения);

4.Групповая дискуссия (решение наиболее важных вопросов воспитательно-образовательной работы).

Использование данных методов и приемов обучения в системе, позволило педагогам не только повышать свой профессиональный уровень, но и постоянно узнавать что-то новое, что в свою очередь помогает выработать собственный стиль педагогической деятельности. Работа, проводимая с педагогами, призвана помочь воспитателю совершенствовать свое педагогическое мастерство, формирует стремление использовать в своей деятельности новые формы работы.

Повышение качества воспитания и обучения детей дошкольного возраста находится в прямой зависимости от профессионального уровня педагогических кадров.

Профессионализм педагога связан, в первую очередь, с коммуникативной компетентностью, с умением играть и общаться с детьми. Вот почему  особое внимание обращаем  на повышении профессиональной компетенции педагогов. Для этого  используем различные формы и  методы в работе с педагогами как инновационные так и старые формы работы которые не потеряли своей значимости в наши дни,

Любая традиционная форма может быть активной, если построена грамотно по содержанию и методам и реализует такие важные функции, как информационная, ориентирующая и развивающая.

Подобранные нами  формы повышения мастерства педагогов имеют свои специфические особенности.

На первом этапе  проводим  мониторинг качества профессионально-личностных способностей педагогов. Затем дифференцируем  педагогов по степени мастерства и находим  для каждого соответствующие формы методической работы:

– Индивидуальное шефство;

– наставничество;

– консультации методиста, педагога- психолога.

– самообразование

– обучение в учебных заведениях;

– аттестация;

-выступления перед аудиторией;

– обобщение опыта работы.

– проблемные консультации;

–  ролевые игры;

– психолого-педагогический практикум;

– взаимопосещение занятий;

– творческие мастерские;

– педагогические советы.

– педагогические  часы.

– аукционы знаний, методических находок и идей.

– смотры-конкурсы

– открытые занятия.

– конкурс методических находок.

Исходя из уровня профессионализма педагогов, готовности их к саморазвитию и других показателей, мы  выделяем  три уровня педагогического мастерства:

– низкий (интуитивный),

– средний (поисковый),

– высокий (мастерский).

В соответствии с уровнем педагогического мастерства для каждого воспитателя были разработаны индивидуальные варианты методической работы.

Так, работая с воспитателями низкого уровня, стараемся выработать у них положительное отношение к педагогической деятельности, на овладение теоретическими знаниями, если  видим что педагог недостаточно владеет методикой дошкольного воспитания. Организуем  для таких педагогов обучающие семинары, согласовывая с ними темы, которые им особенно интересны, привлекаю к участию в диспутах и беседах. Педагоги низкого уровня посещают  открытые занятия опытных педагогов, изучают опыт педагогов детского сада . В первую очередь, для таких воспитателей проводятся выставки дидактических игр и пособий, изготовленных педагогами. Так в рамках реализации годового плана работы детского сада, был организован смотр- конкурс дидактических и сюжетно ролевых игр по профессиям взрослых. Молодые педагоги не только принимали участие в изготовлении этих игр, н о и вместе с опытными педагогами составляли картотеки игр, выделяли цель игры, продумывали ход организацтии,В результате такой деятельности у педагогов развивается потребность в самообразовании, повышается  уровень теоретической подготовки.

Цели методической работы с воспитателями среднего уровня мы видим в следующем: овладение педагогической техникой (системой умений), осознание собственной индивидуальности. Привлекаю педагогов данного уровня к участию в работе творческих и проблемных групп в процессе решения поисковых задач, педагогических тренингов, деловых игр. Включение воспитателей в поисковую деятельность способствует повышению их профессионально-деловой активности.

Методическую работу с воспитателями высокого уровня мы  строим  на принципах стимулирования их творчества. В результате создаётся модель деятельности педагогов-новаторов, совершенствуется их мастерство.

В этом учебном году в детском саду появилась еще одна формы работы «Выставка идей». В конце прошлого учебного года, на итоговом педсовете, с педагогами было проведено анкетирование, где попросила педагогов указать тему, с которой они хотели бы выступить. Сначала педагоги скептически отнеслись к данному  предложению, не знали как подступиться к данной работе и я предложила педагогам подумать несколько дней  над темой своего выступления. После бурных обсуждений в течении нескольких дней, педагоги принесли свои анкеты, в которых были указаны темы их выступления. Целью «Выставки идей» является повышение социально- психологической культуры воспитателя, личностное развитие каждого педагога.

Мы  предлагаем следующую последовательность этапов методической работы:

1. Теоретический (осмысление передовых технологий)

2. Методический (показ лучших образцов передового опыта; построение индивидуальной методической системы)

3. Практический (самостоятельная разработка и использование воспитателями новых технологий обучения и воспитания)

В целях повышения активности, пробуждения инициативы воспитателей, поощрения их творческих поисков используем такую распространенную форму методической работы, как «Методические недели».

При проведении методических недель учитываем следующие факторы:

1) Количественный и качественный состав педагогического коллектива;

2) Результаты изучения личности и деятельности воспитателей, причины их затруднений в работе;

3) Сравнительную эффективность различных форм методической работы;

4) Традиции и опыт методической работы (с учетом того, что можно сохранить и от чего следует отказаться);

5) Материальные, морально-психологические условия детского сада;

6) Передовой опыт и научные рекомендации по организации и управлению методической работой.

Нужно отметить, что групповая деятельность создаёт благоприятные условия для обучения и сотрудничества педагогов, обмениваясь опытом с более квалифицированными коллегами, качественнее начинают работать «менее творческие» педагоги.

Инновационные подходы в методической работе мы связываем  с формированием у воспитателей интереса к современным педагогическим технологиям, выработкой у них устойчивых педагогических взглядов. Считаем, что важно развивать у воспитателей стремление изучать личность каждого ребенка и применять на практике инновационные методы и приемы, развивающие детей и помогающие педагогам найти свое место в педагогическом пространстве.

Используемая литература:

1. Введенcкий В.Н. Мoделирoвaние прoфеccиoнaльнoй кoмпетентноcти педaгoгa // Педaгoгикa. – № 10. – C.51-55.

2.Зaнинa Л.В., Меньшикoвa Н.П. Ocнoвы педагoгичеcкoгo мaстерcтвa / Cерия «Учебники и учебные пoсoбия». – Рocтoв-на-Дoну:– 288 c.

3.Мaйер А.А. Мoдель прoфеccиoнaльнoй кoмпетентнocти педагoгa дoшкoльнoгo oбрaзoвaния // Упрaвление ДOУ. – № 1. – С. 8-14.

4..Нaстoльнaя книaа метoдиcтa детcкoгo сaдa / Aвт.-cocт. Н.Ю. Чеcтнoвa. – Рocтoв-нa-Дoну:. – 672 с.