Конспект занятия по ФЭМП «Геометрические фигуры и тела»


Нурпеисова Маншук Женисовна
воспитатель ГККП «Ясли-сад №8»

Мақсаттары/Цели:

1.Тәрбиелік – воспитательная: Воспитание логического мышления

2.Дамытушылық – развивающая: Закрепление решений простых примеров и задач.

3.Оқыту – обучающая: Формирование умения находить в ближайшем окружении предметы геометрической формы, анализировать их форму. Упражнение в умении различать и называть геометрические фигуры и тела.

Педагогикалық технологиялар /пед.технологии: Развивающая, Игровая, ИКТ

Ресурстармен қамтамасыз ету/Ресурсное обеспечение: Игрушка Старичок-лесовичок, 3 круга 2 квадрата (Блоки Дьенеша), лист А4, картонные геометрические фигуры (круг,  овал,  треугольник,  прямоугольник,  квадрат), Блоки Дьенеша (круг,  овал,  треугольник,  прямоугольник,  квадрат), обручи, музыка для игры, строительный материал, цветочная поляна, красные и желтые цветочки.

Көптілділік/Полиязычае: круг-дөңгелек-round, овал-сопақша-oval, треугольник-үшбұрыш-triangle, прямоугольник-тіктөртбұрыш-rectangle, квадрат-square, куб- шаршы куб-cube, шар-sphere, цилиндр-cylinder.

Ұйымдастырылған оқу қызметінің барысы/ Ход организованной учебной деятельности:

1.Ұйымдастырушылық  кезеңі/Организационный момент

Игра «Любопытная Варвара»

Любопытная Варвара

Смотрит влево,

Смотрит вправо,

Смотрит вверх,

Смотрит вниз,

Чуть присела на карниз

И с него свалилась вниз.

Скатилась и забыла все отгадки на логические задачи, давайте поможем ей их отгадать.

Молодцы ребята, помогли Варваре.

2. Негізгі бөлімі/Основная часть

Внимание!  Хочу  вам  сообщить,  сегодня  путешествие  хотим  мы совершить. Я знаю волшебные слова, которые помогут нам отправиться в путешествие в страну геометрических фигур.

Какие геометрические фигуры вы знаете? (Ответы детей).

Круг,  овал,  треугольник,  прямоугольник,  квадрат  (Полиязычае: круг-дөңгелек-round, овал-сопақша-oval, треугольник-үшбұрыш-triangle, прямоугольник-тіктөртбұрыш-rectangle, квадрат-square) —  это  плоскостные фигуры. Еще есть фигуры объемные — куб, шар, цилиндр (Полиязычие: куб- шаршы куб-cube, шар-sphere, цилиндр-cylinder)

В геометрической стране геометрические фигуры везде-везде. А с нами пойдет Старичок –  лесовичок,  он  все  тропки  в  стране  геометрических  фигур  знает.  Нам  много  придется сегодня  пройти  и  много  задачек  решить  по  пути.  Итак,  отправляемся  в  сказочное путешествие.

«Ножкой топнем – в ладоши хлопнем

Вокруг себя повернемся, дружно за руки возьмемся

Глаза закроем – скажем «АХ» – и окажемся в гостях»

Вот мы и в стране геометрических фигур.

Наш первый привал. А называется он «Трудные загадки».

На привале посидим, и загадки все решим

– Молодцы, ребята! Вы справились с заданием, и мы отправляемся дальше.

Шли мы, шли, шли мы, шли, на второй привал

Упражнение «Геометрические качели» Развивающая технология (Блоки Дьенеша)

В стране геометрических фигур есть волшебные качели.  На качелях катаются геометрические фигуры. С левой стороны качелей посадите кататься три круга. А на правую сторону посадите квадратов, на один меньше, чем кругов. Что можно сделать, чтобы кругов и квадратов стало поровну? (Добавить один квадрат или убрать один круг.) Шли мы, шли, шли мы, шли и на третий привал пришли.

Упражнение «Расставь геометрические фигуры на листе»

–  А  сейчас  возьмите  с  края  стола  листы  бумаги  и  приготовьте  для  работы  картонные геометрические фигуры.

– Поставь квадрат в правый верхний угол.

– Поставь круг в середину листа.

– Поставьте треугольник в левый нижний угол.

– Поставьте овал в левый верхний угол.

– Поставьте прямоугольник в правый нижний угол.

– Молодцы ребята, вы отлично справились с заданием.

Шли мы, шли, шли мы, шли и на четвертый привал пришли

Дидактическая игра «Найди свой домик» Игровая технология

Раскладываю обручи и большие геометрические фигуры в них в разных местах группы. Каждому играющему раздают маленькие геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник). После этого детям предлагаю «погулять» по группе под музыкальное сопровождение, когда музыка останавливаются дети должны найти свои домики. ИКТ технология

– В стране геометрических фигур Старичку-лесовичку очень нравится и ему бы хотелось здесь остаться. Он просит, чтобы вы помогли ему построить дом, а для строительства он принес материал. Вот, что он принес (показ строительного материала).

– Поможем построить дом для Старичка-лесовичка? (ответ детей)

– Какие фигуры подойдут для строительства? Это кубы, они объёмные,  у них есть  углы, ребра, грани. Одна грань куба – квадрат.

– Чем куб отличается от квадрата? (квадрат плоский, куб объемный)

– Чем куб отличается от шара? (есть углы, не может катиться).

– Какое общее свойство у куба и шара? (они оба объемные)

– Почему из кубов удобно строить? (они не катятся, объемные).

– Из каких фигур мы строили дом? (ответы детей).

– Ребята, а кем были вы во время строительства домов? (строителями).

-А кто такие строители? (ответы детей)

Ну как Старичок – лесовичок, ребята построили для вас дом?

– Молодцы, ребята! Старичок-лесовичок в благодарность вам за помощь дарит  вот этот сундучок. Заглянем в него? Посмотрите, это сладкие гостинцы!

– Ну что ж, как не грустно, но нам пора возвращаться домой, все тропинки одолели без запинки. Закройте все глаза, а мы сосчитаем обратным счётом от 3 до 1.

Вот мы и в группе, но я думаю, что мы ещё не раз побываем в замечательной стране геометрических фигур.

3. Қорытынды/Итоговая часть

А  теперь  оцените  своё  участие  в  путешествие.  Если  вы  довольны  своими  успехами сегодня и оцениваете свою работу на «отлично» – возьмите красный цветок на подносе и наклейте его на плакате с изображением цветочной поляны, а если вы считаете, что у вас что-то не получилось и вы могли бы сделать лучше – возьмите и наклейте цветок желтого цвета. (Дети оценивают свою работу). Вы сегодня побывали в гостях у сказки, где все связано с математикой. Все вы старались, внимательно слушали, поэтому и справились со всеми заданиями.

– Какие задания вам показались интересными?

– Какие сложными?

– С какими заданиями вы справились быстрее.

– Занятие закончилось, спасибо Старичку-лесовичку за наше сказочное путешествие!

 

На крыльце сидит щенок,

Греет свой пушистый бок. Прибежал еще один

И уселся рядом с ним.

(Сколько  стало щенят?) (1+1=2)

Сколько бубликов в мешок

Положил ты,  Петушок? —

Два, но дедушке дадим,

И останется…(1) (2-1=1)

У меня есть братик Миша

И сестреночка Ириша.

Сосчитайте поскорей,

Сколько же в семье детей? (1+1+1=3)

День рожденья у меня,

Подарили мне коня,

Два мяча, одну вертушку.

Сколько у меня игрушек?  (4) (1+2+1=4)

Три ромашки-желтоглазки,

Два веселых василька

Подарили  маме дети.

Сколько же  цветов в букете? (5) (3+2=5)

Три больших,

Три маленьких.

Маленьких – удаленьких,

Целая семья опят.

Сколько их на пне сидят? (6) (3+3=6)

Наша Маша рано встала-

Кукол всех пересчитала:

Две Матрешки на окошке,

Две Аринки на перинке,

Две Танюшки на подушке,

А Петрушка в колпачке

На дубовом сундучке

Сколько всех?  (7) (2+2+2+1=7)

Мы — большущая семья,

Самый младший — это я.

Сразу нас не перечесть:

Маня есть и Ваня есть,

Юра, Шура, Клаша, Саша

И Наташа тоже наша.

Подсчитайте поскорей,

Сколько нас в семье детей? (8) (1+1+1+1+1+1+1+1=8)

Посадила мама в печь

Пироги с капустой печь.

Для Наташи, Коли, Вовы

Пироги уже готовы,

Да еще один пирог

Кот под лавку уволок.

Да еще из печки пять

Маме нужно вынимать.

Если можешь, помоги —

Сосчитай-ка пироги! (9) (3+1+5=9)

Вышла  курочка  гулять.

Забрала своих цыплят.

7 бежали впереди,

3 остались позади.

Беспокоится их мать

И не может сосчитать.

Сосчитайте-ка,   ребята,

Сколько было всех цыплят? (10) (7+3=10)

 

1. Похожи точно родные сестренки,

У него уголки и сторонки,

В ворота его не закатишь, как мяч,

И он за тобою не пуститься вскачь.

Фигура знакома для многих ребят.

Его вы узнали? ведь это… квадрат

2. Растянули мы квадрат

И представили на взгляд,

Но кого он стал похожим

Или с чем-то очень схожим?

Не кирпич, не треугольник –

Стал квадрат…прямоугольник

3. Нет углов у меня

И похож на блюдце я,

На медаль, на блинок,

На осиновый листок.

Людям я старинный друг.

Называют меня… круг

4. Он похож так на яйцо

Или на твое лицо.

Вот такая есть окружность –

Очень странная наружность:

Круг приплюснутым вдруг стал

Получился здесь… овал!