«Стретчинг – один из элементов инновационной здоровьесберегающей технологии. Игровой стретчинг».


Балан  Татьяна  Валентиновна

воспитатель ГККП «Дошкольная  организация  «Балапан»

 Мы живем в нашем теле, без него невозможно существование в этом мире,

оно является выражением нашей души. Это единство нельзя  разорвать.

Когда душа и тело находятся во взаимодействии, влияют друг на друга,

развивается гармоническая – уравновешенная  личность.

 

 

Каждому ребёнку необходимо быть здоровым, находиться в безопасной обстановке, получать удовольствие от жизни и добиваться поставленных целей. Как только дети начинают посещать детский сад- жизнь для них изменяется. Проблема здоровья подрастающего поколения дошкольников- одна из важнейших в жизни современного общества. Как добиться того, чтобы ребёнок был здоров? Что нужно делать для этого, какие меры принять? Современные образовательные программы и требования к содержанию и методам работы, осуществляемым в ДОУ, нацеливают педагогов на формирование широкой двигательной культуры дошкольников, использование на физкультурных занятиях разнообразных физических упражнений, воспитание у дошкольников интереса к двигательной деятельности.
В последнее время отмечается тенденция к использованию разнообразных средств физической культуры с лечебной направленностью. В большинстве случаев это различные направления оздоровительных видов гимнастики- ритмическая гимнастика, аэробика, шейпинг, дыхательная гимнастика, йога и др. В настоящее время появилось много новых методик проведения физкультурных занятий.

Стретчингом  называется метод, с помощью которого можно легко и эффективно развивать подвижность мышц тела, суставов, не опасаясь переломов. Иными словами, это способ, позволяющий естественным путем растянуть мышцы.

Растяжка сопутствуют нам всю жизнь. Рождение — это растяжка. Глубокий вдох, (вдохните,  пожалуйста) улыбка,  (улыбнитесь) любое движение тела — растяжка. Растяжка — это гибкость, гибкость —   это здоровье, активность, хорошее настроение, раскрепощенность и уверенность в себе.

Все знают, что заставить ребенка заниматься физическими упражнениями очень трудно. Но это очень необходимо, поскольку наши дети постоянно испытывают дефицит движения. Дети готовы  скакать и прыгать по всей квартире, но только не выполнять традиционные движения, просто много двигаться не значит задействовать все мышцы организма,  а между тем многие малыши  уже к подготовительной группе не могут выполнить элементарные  упражнения,  связанные  с  гибкостью. В отличие от других двигательных способностей гибкость начинает ухудшаться еще до начала поступления ребенка в школу.

Заболеваемость с каждым годом растет и «молодеет». Уже среди воспитанников детских садов многие дети страдают хроническими заболеваниями, имеют патологическую осанку, нарушения опорно –    двигательного аппарата. В настоящее время появилось много разных форм физкультурно-оздоровительной работы. Но мое внимание привлекла методика игрового стретчинга.

Назначение и сущность стретчинга

Стретчинг – это комплекс упражнений, предназначенный для того, чтобы ваши мышцы были эластичными, а суставы гибкими и подвижными. Специалисты считают, что у стретчинга есть много плюсов:
• Благодаря растяжению мышц к ним поступает больше крови, они расслабляются и становятся более эластичными.
• Суставы приобретают большую подвижность, в результате чего увеличивается гибкость.
• Лучшая профилактика против отложения солей.
• Сосредоточенное, глубокое дыхание благотворно влияет на головной мозг, особенно после трудового дня.
• Возможность заниматься дома самостоятельно, в удобное для каждого время.
Несколько правил при занятии стретчингом:
• Лучше тянуться меньше, чем слишком сильно.
• Каждую позу растягивания нужно держать в течение 10-30 секунд, то есть так долго, чтобы исчезло даже легкое напряжение. Если этого не происходит, значит, растяжение было слишком сильным и его нужно обязательно ослабить, чтобы добиться требуемого, приятного ощущения.
• Дышать необходимо медленно, глубоко и ровно. Нельзя задерживать дыхание. Каждое упражнение начинайте с вдоха. Только при наклонах нужно сначала выдохнуть.
• Во время выполнения упражнения сохраняйте устойчивое положение.
• Во время выполнения каждого упражнения концентрируйте внимание на той части тела, которую растягиваете. Так вы будет лучше чувствовать себя.

Стретчинг для детей – занятие, которое включает  упражнения на растяжку определенных мышц, увеличения подвижности суставов и эластичности связок и сухожилий.

Гибкие, эластичные мышцы и связки, подвижные суставы менее подвержены травмам, дольше сохраняют работоспособность.

Стретчинг способствует снятию лишнего напряжения, мышечной спастики, нормализует тонус мышц. Эластичные, гибкие мышцы лучше снабжаются кислородом, быстрее восстанавливаются после физической нагрузки.

В комплекс стретчинга входят не только упражнения на  растяжку мышц и увеличение суставной подвижности. Обязательными являются упражнения на укрепление опорно-двигательного аппарата, что позволяет применять достигнутые результаты в пассивной растяжке в динамике, то есть мы развиваем динамическую гибкость.

Стретчинг – неотъемлемая часть подготовки спортсменов, танцоров, актеров.

Чтобы достичь высот профессионального мастерства в спорте, балете, актерском мастерстве нужно обладать хорошей координацией, что без мышечной гибкости, эластичности и суставной подвижности достичь сложно.

Стретчинг для детей – это занятия в игровом формате, особенно, если речь идет об общем физическом развитии и коррекции мышечного тонуса, двигательной координации и телесной грамотности.

Довольно частое явление нашей современности – это ограничение подвижности тела.

Современные дети реже гуляют, играют в подвижные игры, а часто с раннего возраста включаются во «взрослый» ритм, лишаясь беззаботных детских игр, ощущений, исследований. Тело и психика ребенка не накапливает в полной мере необходимого чувственного и двигательного опыта, что может негативно сказаться на физическом и психическом здоровье.

Нужно отметить, что интеллектуальное развитие ребенка напрямую зависит от сенсомоторного развития. Все высшие нервные процессы в нашем организме базируются на сенсомоторной сфере.

Ученые уже давно говорят о важной роли сенсомоторного развития в становлении высших психических функций – мышления, внимания, речи, воли, мотивации и интеллекта.

Стретчинг раскрепощает детей, делая их открытыми и жизнерадостными. Во время этих занятий дети получают эмоциональную разрядку, физическое удовольствие, что в свою очередь вовлекает детей в процесс физкультурных занятий. Дети с огромным желанием ждут следующих занятий. Что меня безусловно радует!

Игровой стретчинг – это творческая деятельность, при которой дети живут в мире образов, зачастую не менее реальных для них, чем окружающая действительность

Как проходят занятия игрового стретчинга для детей
Игра всегда являлась для детей любимым занятием, и с ее помощью можно было увлечь ребят в любой вид занятий. Поэтому игровая деятельность прослеживается буквально во всех сферах обучения и развития ребенка. Затронула она также и оздоровительную систему, ведь процент детской заболеваемости, к сожалению, растет с каждым годом все больше. А с помощью игры провести необходимые оздоровительные мероприятия становится намного проще.

К ценным методикам, которые направлены на борьбу с различными детскими недугами и их профилактику, относится игровой стретчинг.

Уникальность игрового стретчинга состоит в том, что именно через игру идет влияние на детский организм: активизируются его защитные силы, у детей вырабатывается способность управлять своим телом, психической и эмоциональной сферой, активно развиваются творческие задатки.
В основе данной методики лежит статическая растяжка мышц всего организма: позвоночных, суставно-связочных, мышц рук и ног. Игровой стретчинг оказывает серьезную поддержку всему организму в плане оздоровительного воздействия.

Формируется правильная осанка, исправляются ее нарушения, происходит профилактика иных деформаций позвоночника. Помимо этого развивается координация движений, эластичность мышц, у детей воспитываются такие качества как выносливость и усердие.
Все занятия и физические упражнения стретчинг проводятся в интересной, и даже можно сказать, театральной форме. Используются различные тематические и сюжетно-ролевые игры, в которых все задания и ситуации взаимосвязаны. Присутствие, а вернее перевоплощение в любимых сказочных и мультипликационных героев в процессе занятий еще больше заинтересовывают детей в выполнении нужных движений. Делаются они без какого-либо вмешательства со стороны, а их медленный темп дает возможность ребенку прочувствовать все свое тело, при этом сохраняется максимальная безопасность для здоровья.

Как проходят занятия игрового стретчинга
Заниматься игровым стретчингом можно уже с детьми с 3-4-х лет. Главное в этом плане, не объем выполненных упражнений в одно занятие, а их постоянство – это даст более высокие результаты. Со временем малыши становятся более раскрепощенными в общении, свободными в своих движениях, у них исчезают комплексы и тревожность, а самое главное – дети начинают реже болеть.
Каждое занятие проходит с разыгрыванием сказки под ритмичную музыку. Вся игра разбивается на несколько фрагментов, и структура такого занятия выглядит следующим образом:

Вводный этап. Выполняется музыкальная разминка, задача которой подготовить детский организм к дальнейшим нагрузкам: к более сложным и интенсивным упражнения игрового стречинга.
Основной этап. Дети знакомятся с новыми движениями, учатся их выполнять, а также закрепляют ранее изученные. Именно на этом этапе идет включение упражнений стретчинга, направленных на развитие и укрепление физических данных детей. Все движения должны быть переплетены с сюжетом сказки, которая специально подбирается под тему занятия и постепенно рассказывается в его процессе. Последовательность всех упражнений распределяется таким образом, чтобы тело ребенка получало равномерную нагрузку. В конце этапа дети играют в подвижную игру, цель которой  – развитие двигательной активности и коммуникативных качеств.

На каждой последующей такой тренировке должна быть задействована новая группа мышц.

Завершающий этап. Проводится специальная игра для восстановления дыхания, например, пальчиковая гимнастика или игра на внимание. Здесь важно привести организм детей в спокойное состояние.
Используемая  литература.

 

1. Маханева,  М.Д. Воспитание здорового ребенка

2. Менхин, Ю.В. Оздоровительная гимнастика: теория и методика

3. Мильнер, Е.Д. Дыхательная гимнастика по Стрельниковой, древнегреческий массаж Физкультура и спорт. – 2002.

4. Назарова , А.Г. Игровой стретчинг А.Г. Назарова.

5. Ноткина, Н.А. Двигательные качества и методика их развития у дошкольников

6. Овчинникова, Т.С. Двигательный  игротренинг для дошкольников