Проект «Территория чистоты».
Наурызбаева Арайлым Болатовна
воспитатель КГКП «Ясли-сад «Еркетай»
Введение:
Человек – часть природы, вне которой он не может существовать, однако многовековое развитие человеческое цивилизации привело к существенным изменениям окружающей среды. Экономическое развитие интенсивно вовлекает в производство природные ресурсы, потребление которых значительно превысило темпы их естественного возобновления. В результате происходит деградация среды обитания человека, что ведет к глобальной природной катастрофе. В связи с этим человек должен изменить свою жизненную позицию во взаимоотношениях с природой.
Суверенный Казахстан располагает всеми видами природных ресурсов, необходимых для успешного развития народного хозяйства, однако, это вовсе не означает, что перед нами не стоит задача рационального и эффективного их использования. Сложная экологическая обстановка на территорий республики складывалось в течений длительного периода.
Проект: «Территория чистоты»
Тип проекта: групповой
Вид проекта: краткосрочный
Срок проекта: октябрь
Участники проекта: дети воспитатель
Этапы проекта: Проект состоит из двух этапов – теоретический и практический.
Теоретический:
1. Составление рассказов «Как прекрасен этот мир»
2. Занятие по экологии и ознакомлению с окружающим миром «Обитатели уголка живой природы»
3. Занятие по экологии и ознакомлению с окружающим миром « Мы пошли гулять»
4. Занятие по экологии и ознакомлению с окружающим миром «Добрые друзья»
5. Цикл бесед с детьми «Мы ответственны за тех, кого приручили»
6. Беседа с родителями и детьми «Зеленый мир в доме»
Практический:
1. Прогулка – наблюдение «Осень пришла. А город чистый?».
2. Рисование «Как мы помогаем сделать город чище»
3. Занятие – эксперимент «Вода в жизни людей»
4. Задача «Защитим садик от мусора»
5. Консультации для родителей: «Экологическое воспитание детей».
6. Экологическая экскурсия – «Экологическая тропа»
1 –этап
Составление рассказов «Как прекрасен этот мир»
Цели: Сформулировать правильное отношение, к природе основываясь на понимании связи растений, животных с условиями среды обитания, специфики живого и его самоценности. Воспитывать наблюдательность и любознательность, доброе, бережное отношение к объектом природы. Дать нравственно-эстетические нормы по усвоению гуманных чувств и любви к живым существам..
Описание: Пробудить у малыша интерес к природе, к жизни растений и животных, к явлениям неживой природы. Необходимо не только показать детям, какой прекрасный мир их окружает, но и доступно объяснить, почему нужно любить и беречь природу.
Занятие по экологии и ознакомлению с окружающим миром «Обитатели уголка живой природы»
Цели: Формировать основных природоведческих понятий, взаимосвязи между ними является основной экологического образования.
Описание: При создании уголка живой природы необходимо не только знать, какие живые объекты следует подобрать для изучения, но и познакомить детей с теми, которые категорически запрещены для содержания. Занятия в уголке живой природы должны иметь экологическую и природоохранную направленность. Это позволит обеспечить не только углубление и расширение природоведческих знаний, но и выполнение различной общественно-полезной работы по изучению и охране живой природы своего района, области.
Занятие по экологии и ознакомлению с окружающим миром «Мы пошли гулять»
Цели: Формулировать первый начальный сенсорный опыт ребенка, для его интеллектуального развития. Развивать чувства прекрасного и удивительного к явлением природы.
Описание: Воспитатель берет в руки большой кленовый лист. Помахивает им над головой, начинает кружиться. Дети наблюдает за взрослым. Воспитатель задает вопрос «Что это?», « Кто прячется на земле под листьями?». Дети должны отвечать на вопрос. Наблюдать, как в разную погоду с деревьев падают листья, разные по цвету. Посмотреть, как листья летят с дерева, легко кружатся и опускаются на землю.
Занятие по экологии и ознакомлению с окружающим миром «Добрые друзья»
Цели: Пробуждать у детей с самого раннего возраста интерес и любовь к животным. Развивать нравственно – эстетическое чувства, формировать действенные позиций ребенка (помочь, защитить, позаботиться).
Описание: Животные привлекают внимание ребенка своей подвижностью, динамичностью, издаваемыми звуками и другими интересными проявлениями. Нравится детям разнообразные окраски, размеры, формы, движения. Педагог знакомит детей с «Аквариумом», объясняет, что человек и природа едины. Аквариум – это модель водной системы. Это домик для рыбки, маленький пруд, в нем разноцветные рыбки живут. Короткий рассказ об Аквариуме. Наблюдать за жизнью рыбки в воде за ее поведением лучше многократно, каждый раз подмечая что-то новое. Дети отвечают на вопросы. «Нравится ли тебе рыбка?», «Чем нравится?», «Красивая рыбка?», «Куда сейчас плывет рыбка?», «Быстро или медленно?». Дать задание имитировать рыбку, движением руки.
Цикл бесед с детьми «Мы ответственны за тех, кого приручили»
Цели: беседы направлены на развитие ответственности у детей, за домашних животных.
Описание: проводимые беседы регулярны и проводятся по мере необходимости.
Беседа с родителями и детьми «Зеленый мир в доме»
Цели: Продолжить знакомить с комнатными растениями. Учить различать по внешнему ввиду, стеблей, листьев, цветков, их окраске, форме, величине.
Описание: Приобщать ребенка к зеленому миру на окне, постепенно учить отличать здоровое, красивое растение от слабого, бледного, который нуждается в помощи в лечений. Предлагает детям придумать варианты помощи для поддержания и развития комнатных растений.
2 этап
Прогулка – наблюдение «Осень пришла. А город чистый?».
Цели: Формировать у детей экологические знания, бережное отношение к природе и всему окружающему. Познакомить детей с проблемами загрязнения окружающей среды.
Описание: В ходе прогулки воспитатель обращает внимание на неубранные территории скопление мусора из-за сильного ветра. Рассказывает детям о вреде загрязнения окружающей среды. Просит их придумать, как избежать загрязнение города.
Рисование «Как мы помогаем сделать город чище»
Цели: Формирование у детей основ ответственного отношения к окружающему миру и представлений об отрицательных последствиях деятельности человека. Воспитание любви к родному городу, желания заботиться о его процветании.
Описание: Воспитатель раздает альбомные листы и цветные карандаши. Занятия начинается с прослушивания песни «В Караганде родился я». Ставится задача нарисовать сюжет «как мы помогаем сделать город чище».
Занятие – эксперимент «Вода в жизни людей»
Цели: Формировать знания о роли человека в сохранении природы. Формировать представление о значении воды в жизни человека.
Познакомить стоянием воды в окружающей среде. Прививать навыки экологической грамотного поведения в быту. Уточнить нахождение воды в окружающем мире, ее значение для всего живого. Воспитывать бережное отношение к воде.
Описание: Воспитатель предлагает рассказать, как мы используем воду (пьем, моемся, поливаем растения), без воды не могут жить, ни звери, ни птицы, ни люди. Где работает вода, (гидроэлектростанциях – добывает ток, мельницы, завод, водопроводная станция). Послушать начало сказки «О, Водяном». Что может найти Водяной из загрязненных водоемов. Задает вопрос «кто может загрязнять водоемы и как с этим бороться?». Проводит эксперимент с различными предметами (резина, металл, целлофан, пластмасса, стекло, таблетки, печенье, промасленная бумага и т.д.). Дети должны опускать предметы в воду и сделать выводы, что растворяется в воде, что тонет, а что нет и. д. т.
Задача «Защитим садик от мусора»
Цель: Сформировать у детей знания о разнообразных видах деятельности по защите природы. Приобщение дошкольников к решению экологических проблем города – чистый двор – чистый город – чистая планета.
Описание: Субботник по уборке детского сада и прилегающей территории: расчистка газонов, окучивание деревьев, уборка крупного мусора, посадка новых растений. В субботнике принимают участие взрослый коллектив детского сада, дети.
Консультации для родителей: «Экологическое воспитание детей».
Цели: Приучать детей не рвать цветы, без необходимости, не ломать кустарники, не портить деревья. Учить ребят бережно относится к насекомым, птицам, животным, при необходимости оказывать помощь. Систематически в доступной форме объяснить детям взаимосвязь природы и человека. Воспитывать бережнее отношения к природе.
Описание: довести до сведенья детей и родителей о сроках разложения различных материалов.
Экологическая экскурсия – «Экологическая тропа»
Цель: Обобщить знания детей о том, что лес – наше богатство, а деревья, кустарники и лекарственные травы, растущие на территории детского сада – частица родной природы.
Продолжать воспитывать у детей любовь к природе, стремление заботиться о растениях. Закреплять умение вести себя в природе.
Описание: Звучат звуки леса, пение птиц. В зал вбегают дети и восхищаются красотой природы: – Ах, как здесь хорошо! – Птицы поют, деревья шумят! – А давайте поиграем здесь? (Дети соглашаются).
1- ребенок: – В лес иду – поклон деревьям.
А деревья словно ждут.
На меня глядят с доверьем
Приглашают в шумный круг
В тень зелёную ведут
Словно знают: я им друг.
2 -ребенок: Нравятся мне в лесу одуванчики. Люблю наслаждаться ароматом лесных почек. Люблю слушать шелест осины, берёзки.
3 -ребенок: В лесу надо ходить по тропинкам. В лесу нельзя вытаптывать много травы. Чтобы нечаянно не растоптать жучков и муравьёв.
Выходит Дождевой червяк:
Да, вы верно сказали. А знаете, кто рыхлит в лесу землю и перепахивает её?
Дети:- Дождевые черви.
Дождевой червь
Да, это делают дождевые черви. На утоптанной почве дождевым червям трудно делать свои ходы и почва не рыхлится, корни растений задыхаются без воздуха, постепенно отмирают. Вот почему в лесу надо ходить по тропинкам. Запомните это правило и выполняйте его. А какие правила поведения в лесу вы ещё знаете?
Дети: – Нельзя разводить в лесу костры. – Нельзя оставлять в лесу мусор. – Всё, что в лесу, принадлежит лесу. Нельзя приносить из леса животных. – Нельзя рвать много цветов.
Дождевой червь:
Молодцы, ребята. Предлагаю по тропинке пройти в уголок леса, сесть на скамеечки и послушать пение птиц (звучат мелодии).
Дождевой червь уползает в почву дерева.
Приходит ЛЕСНИК:
А сейчас поговорим о деревьях. Назовите деревья, которые растут здесь.
Дети: – Берёза, осина ,клён.
ЛЕСНИК:
Что вы знаете про берёзу?
Дети: Это единственное дерево с белым стволом.
ЛЕСНИК:
А какое дерево в лесу всё время переодевается?
Дети: – Осина
ЛЕСНИК:
Правильно, дети. Налетел ветерок, и зелёная крона дерева вдруг стала серебристо-белой, новый порыв ветра и осина стала зелёной, опять подул ветерок и зелёные листья стали зеленовато-бурыми. А какую пользу приносит осина. Из осины делают спички. Зайчишки, олени, лоси любят осиновые ветки и кору. Бобры из осинок строят свои дворцы.
Какие пословицы вы знаете о лесе?
Дети:
– Кто лес любит, тот его не губит.
– Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади.
– Враг природы тот, кто её не бережёт.
ЛЕСНИК:
– Какую пользу приносит лес человеку?
Дети: – В лесу растут грибы, ягоды. В лесу заготавливают дрова, им топят печки, чтобы в доме было тепло.
ЛЕСНИК:
Поэтому народ сказал вот так: «Лес кормит, лечит, укрывает и согревает». Чистый воздух даёт здоровье человеку. В нашем лесу можно отдохнуть, подышать свежим воздухом. Ребята, давайте всю красоту нашего леса мы попробуем выразить в наших рисунках.
Дети рисуют. В конце занятия проводится выставка работ.
Формы и методы работы с родителями:
Информирование и консультации родителей о важности проблем связанных с экологией.
Участие родителей в субботниках
Проведение совместных экологических экскурсий
Анкетирование родителей с целью выявления их экологической компетенции.
Вывод: забота об экологии это важная часть нашей жизни. Привить детям с раннего возраста первостепенная задача для воспитателя.
Использованная литература:
Терентьева. Е. Ф. – Экологическое воспитание дошкольников/ Региональная программа непрывывного экологического образование/ Под ред. И. Е. Курова. – Н. Новгород,1992
Сергеева Д. В. – Воспитание ребенка дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности. – М, 1987
Сергеев Д. В. – Совместный труд ребенка со взрослым/ Дошкольная воспитание. – 1983- № 1