Проект «Территория чистоты».


Наурызбаева Арайлым Болатовна
воспитатель КГКП «Ясли-сад «Еркетай»

Введение:

Человек – часть природы, вне которой он не может существовать, однако многовековое развитие человеческое цивилизации привело к существенным изменениям окружающей среды. Экономическое развитие интенсивно вовлекает в производство природные ресурсы, потребление которых значительно превысило темпы их естественного возобновления. В результате происходит деградация среды обитания человека, что ведет к глобальной природной катастрофе.  В связи с этим человек должен изменить свою жизненную позицию во взаимоотношениях с природой.

Суверенный Казахстан располагает всеми видами природных ресурсов, необходимых для успешного развития народного хозяйства, однако, это вовсе не означает, что перед нами не стоит задача рационального и эффективного их использования. Сложная экологическая обстановка на территорий республики складывалось в течений длительного периода.

Проект: «Территория чистоты»

Тип проекта: групповой

Вид проекта: краткосрочный

Срок проекта: октябрь

Участники проекта: дети воспитатель

Этапы проекта: Проект состоит из двух этапов – теоретический и практический.

Теоретический:

1.     Составление рассказов  «Как прекрасен этот мир»

2.     Занятие по экологии и ознакомлению с окружающим миром «Обитатели уголка живой природы»

3.     Занятие по экологии и ознакомлению с окружающим миром « Мы пошли гулять»

4.     Занятие по экологии и ознакомлению с окружающим миром «Добрые друзья»

5.     Цикл бесед с детьми «Мы ответственны за тех, кого приручили»

6.      Беседа с родителями и детьми  «Зеленый мир в доме»

Практический:

1.     Прогулка – наблюдение «Осень пришла. А город чистый?».

2.     Рисование «Как мы помогаем сделать город чище»

3.  Занятие – эксперимент «Вода в жизни людей»

4.     Задача «Защитим садик от мусора»

5.     Консультации для родителей: «Экологическое воспитание детей».

6.     Экологическая экскурсия – «Экологическая тропа»

 

 

1 –этап

 

Составление рассказов  «Как прекрасен этот мир»

Цели: Сформулировать правильное отношение,  к природе основываясь на понимании связи растений, животных с условиями среды обитания, специфики живого и его самоценности. Воспитывать наблюдательность и любознательность, доброе, бережное отношение к объектом природы.  Дать нравственно-эстетические нормы по усвоению гуманных чувств и любви к живым существам..

Описание: Пробудить у малыша интерес к природе, к жизни растений и животных, к явлениям неживой природы.  Необходимо не только показать детям, какой прекрасный мир их окружает, но и доступно объяснить, почему нужно любить и беречь природу.

 

Занятие по экологии и ознакомлению с окружающим миром «Обитатели уголка живой природы»

Цели: Формировать основных природоведческих понятий, взаимосвязи между ними является основной экологического образования.

Описание: При создании уголка живой природы необходимо не только знать, какие живые объекты следует подобрать для изучения, но и познакомить детей с теми, которые категорически запрещены для содержания. Занятия в уголке живой природы должны иметь экологическую и природоохранную направленность. Это позволит обеспечить не только углубление и расширение природоведческих знаний, но и выполнение различной общественно-полезной работы по изучению и охране живой природы своего района, области.

 

Занятие по экологии и ознакомлению с окружающим миром «Мы пошли гулять»

Цели: Формулировать первый начальный сенсорный опыт ребенка, для его интеллектуального развития. Развивать чувства прекрасного и удивительного к явлением природы.

Описание: Воспитатель берет в руки большой кленовый лист. Помахивает им над головой, начинает кружиться. Дети  наблюдает за взрослым. Воспитатель задает вопрос «Что это?», « Кто прячется на земле под листьями?». Дети должны отвечать на вопрос.  Наблюдать, как в разную погоду с деревьев падают листья, разные по цвету. Посмотреть, как листья летят с дерева, легко кружатся и опускаются на землю.

 

 

Занятие по экологии и ознакомлению с окружающим миром «Добрые друзья»

Цели: Пробуждать у детей с самого раннего возраста интерес и любовь к животным. Развивать нравственно – эстетическое чувства, формировать действенные позиций ребенка (помочь, защитить, позаботиться).

Описание: Животные привлекают внимание ребенка своей подвижностью, динамичностью, издаваемыми звуками и другими интересными проявлениями. Нравится детям разнообразные окраски, размеры, формы, движения. Педагог знакомит детей с «Аквариумом», объясняет, что человек и природа едины. Аквариум – это модель водной системы. Это домик для рыбки, маленький пруд, в нем разноцветные рыбки живут.  Короткий рассказ об Аквариуме. Наблюдать за жизнью рыбки в воде за ее поведением лучше многократно, каждый раз подмечая  что-то новое. Дети отвечают на вопросы. «Нравится ли тебе рыбка?», «Чем нравится?», «Красивая рыбка?», «Куда сейчас плывет рыбка?», «Быстро или медленно?». Дать задание имитировать рыбку, движением руки.

 

Цикл бесед с детьми «Мы ответственны за тех, кого приручили»

Цели: беседы направлены на развитие ответственности у детей, за домашних животных.

Описание: проводимые беседы регулярны и проводятся по мере необходимости.

 

Беседа с родителями и детьми  «Зеленый мир в доме»

Цели: Продолжить знакомить с комнатными растениями. Учить различать по внешнему ввиду, стеблей, листьев, цветков, их окраске, форме, величине.

Описание: Приобщать ребенка к зеленому миру на окне, постепенно учить отличать здоровое, красивое растение от слабого, бледного, который нуждается в помощи  в лечений. Предлагает детям придумать варианты помощи для поддержания и развития комнатных растений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 этап

 

Прогулка – наблюдение «Осень пришла. А город чистый?».

Цели: Формировать у детей экологические знания, бережное отношение к природе и всему окружающему. Познакомить детей с проблемами загрязнения окружающей среды.

Описание:  В ходе прогулки воспитатель обращает внимание на неубранные территории скопление мусора  из-за сильного ветра. Рассказывает детям о вреде загрязнения окружающей среды. Просит их придумать, как избежать загрязнение города.

 

Рисование «Как мы помогаем сделать город чище»

Цели: Формирование у детей основ ответственного отношения к окружающему миру и представлений об отрицательных последствиях деятельности человека. Воспитание любви к родному городу, желания заботиться о его процветании.

Описание:  Воспитатель раздает альбомные листы и цветные карандаши. Занятия начинается с прослушивания песни «В Караганде  родился я». Ставится задача нарисовать сюжет «как мы помогаем сделать город чище».

 

Занятие – эксперимент «Вода в жизни людей»

Цели: Формировать знания о роли человека в сохранении природы. Формировать представление о значении воды в жизни человека.

Познакомить стоянием воды в окружающей среде. Прививать навыки экологической грамотного поведения в быту. Уточнить нахождение воды в окружающем мире, ее значение для всего живого. Воспитывать бережное отношение к воде.

Описание:  Воспитатель предлагает рассказать, как мы используем воду (пьем, моемся, поливаем растения),  без воды не могут жить, ни звери, ни птицы, ни люди. Где работает вода, (гидроэлектростанциях – добывает ток, мельницы, завод, водопроводная станция). Послушать начало сказки «О, Водяном». Что может найти Водяной из загрязненных водоемов. Задает вопрос «кто может загрязнять водоемы и как с этим бороться?». Проводит эксперимент с различными предметами (резина, металл, целлофан, пластмасса, стекло, таблетки, печенье, промасленная бумага и т.д.). Дети должны опускать предметы в воду и сделать выводы, что растворяется в воде, что тонет, а что нет и. д. т.

 

 

 

 

 

 

 

Задача «Защитим садик от мусора»

Цель: Сформировать у детей знания о разнообразных видах деятельности по защите природы.  Приобщение дошкольников к решению экологических проблем города – чистый двор – чистый город – чистая планета.

Описание: Субботник по уборке детского сада и прилегающей территории: расчистка газонов, окучивание деревьев, уборка крупного мусора, посадка новых растений. В субботнике принимают участие взрослый коллектив детского сада, дети.

 

Консультации для родителей: «Экологическое воспитание детей».

Цели: Приучать детей не рвать цветы, без необходимости, не ломать кустарники, не портить деревья. Учить ребят бережно относится  к насекомым, птицам, животным, при необходимости оказывать помощь. Систематически в доступной форме объяснить детям взаимосвязь природы и человека. Воспитывать бережнее отношения к природе.

Описание: довести до сведенья детей и родителей о сроках разложения различных материалов.

 

Экологическая экскурсия – «Экологическая тропа»

Цель: Обобщить  знания  детей   о  том, что   лес – наше   богатство, а  деревья, кустарники  и  лекарственные    травы,  растущие   на   территории   детского  сада – частица  родной   природы.

Продолжать     воспитывать   у   детей    любовь  к  природе, стремление   заботиться  о  растениях. Закреплять  умение  вести  себя  в  природе.

Описание: Звучат звуки леса, пение птиц. В зал вбегают дети и восхищаются красотой природы: – Ах, как здесь хорошо! – Птицы поют, деревья шумят! – А давайте поиграем здесь? (Дети соглашаются).

1-    ребенок:  – В лес  иду – поклон   деревьям.

А  деревья  словно  ждут.

На   меня   глядят   с   доверьем

Приглашают  в шумный  круг

В тень  зелёную   ведут

Словно  знают: я   им  друг.

2 -ребенок:    Нравятся   мне в  лесу   одуванчики. Люблю наслаждаться  ароматом   лесных   почек. Люблю  слушать шелест  осины, берёзки.

3 -ребенок: В лесу надо  ходить по  тропинкам.   В лесу  нельзя  вытаптывать  много  травы. Чтобы  нечаянно   не  растоптать    жучков  и  муравьёв.

 

Выходит Дождевой червяк:

Да, вы   верно   сказали. А  знаете, кто  рыхлит  в  лесу  землю  и перепахивает её?

Дети:- Дождевые  черви.

Дождевой червь

Да, это   делают  дождевые  черви. На  утоптанной  почве    дождевым   червям  трудно  делать  свои  ходы  и  почва  не   рыхлится, корни  растений   задыхаются   без  воздуха, постепенно   отмирают. Вот  почему  в  лесу  надо  ходить по тропинкам. Запомните  это  правило  и  выполняйте  его. А  какие  правила  поведения  в  лесу  вы  ещё   знаете?

Дети:   – Нельзя    разводить   в  лесу  костры.    –  Нельзя    оставлять      в   лесу   мусор.   – Всё, что    в  лесу, принадлежит   лесу.   Нельзя   приносить из  леса   животных.  –  Нельзя   рвать      много    цветов.

Дождевой червь:

Молодцы, ребята. Предлагаю   по   тропинке   пройти   в    уголок  леса, сесть  на  скамеечки   и  послушать   пение  птиц (звучат   мелодии).

Дождевой червь уползает в почву дерева.

Приходит ЛЕСНИК:

А сейчас   поговорим  о    деревьях. Назовите   деревья, которые   растут   здесь.

Дети: –       Берёза, осина ,клён.

ЛЕСНИК:

Что  вы знаете  про  берёзу?

Дети: Это   единственное  дерево  с  белым  стволом.

ЛЕСНИК:

А   какое   дерево   в  лесу  всё  время  переодевается?

Дети: –  Осина

ЛЕСНИК:

Правильно, дети. Налетел   ветерок,  и  зелёная  крона  дерева   вдруг  стала серебристо-белой, новый  порыв ветра и  осина  стала  зелёной,  опять  подул ветерок  и   зелёные листья  стали   зеленовато-бурыми.  А какую пользу приносит осина. Из   осины  делают   спички. Зайчишки, олени,  лоси  любят осиновые ветки   и  кору. Бобры  из осинок  строят  свои дворцы.

Какие   пословицы  вы  знаете   о  лесе?

Дети:

–   Кто  лес  любит,  тот  его   не  губит.

–    Много  леса –  не губи,  мало  леса – береги, нет леса – посади.

–   Враг  природы  тот, кто  её  не  бережёт.

ЛЕСНИК:

– Какую пользу приносит лес человеку?

Дети: –   В  лесу растут  грибы, ягоды. В лесу  заготавливают   дрова, им  топят  печки, чтобы в  доме   было  тепло.

ЛЕСНИК:

Поэтому  народ  сказал  вот  так:  «Лес  кормит,  лечит, укрывает  и согревает».  Чистый   воздух  даёт   здоровье  человеку.  В нашем лесу можно отдохнуть, подышать  свежим  воздухом. Ребята, давайте    всю   красоту нашего  леса   мы   попробуем  выразить  в   наших рисунках.

Дети  рисуют.  В  конце   занятия   проводится   выставка   работ.

 

 

 

Формы и методы работы с родителями:

Информирование и консультации родителей о важности проблем связанных с экологией.

Участие родителей в субботниках

Проведение совместных экологических экскурсий

Анкетирование родителей с целью выявления их экологической компетенции.

Вывод: забота об экологии это важная часть нашей жизни. Привить детям с раннего возраста первостепенная задача для воспитателя.

 

 

Использованная литература:

Терентьева. Е. Ф. – Экологическое воспитание дошкольников/ Региональная программа непрывывного экологического образование/ Под ред. И. Е. Курова. – Н. Новгород,1992

Сергеева Д. В. – Воспитание ребенка дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности. – М, 1987

Сергеев Д. В. – Совместный труд ребенка со взрослым/ Дошкольная воспитание. – 1983- № 1