Тема: Электромагнитная индукция. Генератор.


Акмолинская область

Шортандинский район

с. Пригородное Пригородая СШ

Учитель физики Борькова Наталья Викторовна

[poll id=”3″]

Презентация к уроку

Цели урока:

  • познакомиться с новыми свойствами электрического и магнитного полей, с явлением электромагнитной индукции; выяснить, что гипотеза и эксперимент являются методами научного познания; познакомить с устройством генератора;
  • расширить кругозор при изучении истории открытия электромагнитной индукции; выявить место этого явления в жизни людей, изучить его практическое значение, развить интерес учащихся к предмету.
  • воспитание убеждённости в возможности познания законов и использовании их в практической жизни на благо человека, а также воспитания уважения к учёным, которые отдавали себя науке целиком.

Оборудование: гальванометр, две катушки, магнит, реостат, ключ, магнит, соединительные провода, стальной стержень, источник питания; интерактивная доска.

Ход урока

I. Организационный момент. Слайд 1, 2

II. Новый материал.

Учитель: Здравствуйте! Сегодня у нас необычный урок. Мы попытаемся «открыть» новое для вас явление, которое было открыто Майклом Фарадеем 29 августа 1831 года. Это явление – электромагнитная индукция.  На открытие нам отводится всего 45 минут, Майкл Фарадей решал эту задачу 10 лет. Слайд 3.

Фарадей годами носил в жилетном кармане маленький полосовой магнитит и проволочную катушку как постоянное напоминание о ещё нерешенной проблеме. Его дневники заполнялись аккуратно сделанными записями о результатах бесчисленных экспериментов.

Открываем тетради и записываем: «ЯВЛЕНИЕ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЙ ИНДУКЦИИ».

Электрический ток, проходящий по проводнику вызывает появление магнитного поля, а может ли быть обратное явление?

Итак, выдвигаем проблему МОЖЕТ ЛИ МАГНИТНОЕ ПОЛЕ ВЫЗВАТЬ ПОЯВЛЕНИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТОКА? Слайд 4

 Учитель: Перед тем как ответим на этот вопрос, давайте повторим то, что мы знаем о магнетизме. Слайд 5

Практическая работа Слайд6-9

Учитель: А теперь переходим к экспериментам, но прежде давайте ещё раз вспомним какую проблему мы хотим решить.

У нас имеется полосовой магнит, вокруг которого существует магнитное поле, катушка – проводник, в котором должен появиться электрический ток, и гальванометр, который должен зафиксировать появление тока.

(показ опыта с явлением электромагнитной индукции).

Учитель: Долгое время учёным также, как и нам сейчас не удавалось обнаружить связь тока и магнитного поля. Почти одновременно с Фарадеем получить электрический в катушке с помощью магнита пытался швейцарский физик Колладон. Индикатор тока – гальванометром служила лёгкая магнитная стрелка. Что бы избежать влияние на неё постоянного магнита, который вдвигался в катушку, эта стрелка была вынесена в соседнюю комнату, туда же были протянуты провода от катушки. Вставив магнит в катушку, Колладон шел в соседнюю комнату и с огорчением убеждался, что гальванометр ничего не показывает.

1

Учитель: Что мы видим? Объясните. Слайд 10

Ответ: В катушке появился электрический ток!

Учитель: – Что же происходит внутри проводника? Как появляется электрический ток? (просмотр видеоролика) Слайд 11.

2

Учитель: – А можно этот же опыт провести иначе, если в качестве магнита взять ещё одну катушку, соединённую с источником питания. (Учитель собирает цепь и поясняет).

Одна катушка подключена к источнику питания, создаёт магнитное поле, а во второй во время её движения должен появиться электрический ток. (Вызванный к доске ученик проводит эксперимент – поднимает и опускает катушку относительно сердечника).

Учитель: Запишем определение: Электромагнитная индукция – явление возникновения электрического тока при изменении магнитного поля. Слайд 11.

Учитель: Сейчас поговорим о применении электромагнитной индукции. Удивительно далеко вперёд смотрел Майкл Фарадей. Ведь «польза» превращения магнетизма в электричество выявилось много лет спустя. Фарадей вывел науку об электричестве из лаборатории. 3362 параграфа его знаменитой книги «опытные исследования по электричеству» – вот итог его работы. Без появления этой книги (написанной без единой формулы, но содержащий описание тончайших опытов) невозможно представить электротехнику. Там указан путь к современным электрогенераторам. Фарадей не только описал принцип действия нового устройства, но построил и испытал его.

Сегодня без генераторов мы не можем представить себе ни энергетику, ни транспорт.

– Как же устроен генератор? (демонстрация генератора) Слайд 12-17

III. Закрепление нового материала.

Учитель: Предлагаю разгадать кроссворд в котором отражены некоторые моменты сегодняшнего урока. Слайд 18 -19

Кроссворд

Вопросы.

  1. Наука об общих закономерностях природы. (физика)
  2. Проводник намотанный на каркас. (катушка)
  3. Катушка, соединенная с источником тока (электромагнит)
  4. Ученый, которому не удалось открыть первому явление электромагнитной индукции.(Колладон)
  5. Явление возникновения тока в проводящем контуре при изменении числа линий магнитной индукции, пронизывающий его (индукция)
  6. Раздел физики, в котором изучают электромагнитные явления(электродинамика)
  7. Как называется полюс магнита, из которого выходят магнитные линии (северный)

Новый рисунок (6)

IV. Подведение итогов.

V. Задание на дом:

  • 59,60 читать. Желающие могут подготовить презентации по теме: «Электромагнитная индукция»

 

 

Метки: ,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *