Педагогическая статья

Шалтенова Баян Картовна

учитель русского языка и литературы средняя школа-гимназия №11 г. Актобе

Шалтенова Б.К.

Метод проекта в исследовательской работе по русскому языку и литературе

Ведущее место среди методов, обнаруженных в арсенале мировой и  отечественной педагогической практики,  принадлежит сегодня методу проектов.

В основу  метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности учащихся на результат, который получается  при решении той или иной практической или теоретической значимой проблемы.

Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания, умения, компетенции и ценности.

На долю  преподавателя остается трудная задача выбора проблем для проектов. А проблемы эти можно брать только из окружающей действительности, из жизни.

Далее нужен план действий по разрешению проблемы.

И только потом начинается  действительно исследовательская работа учащихся.

Таким образом, главное в проектной деятельности – это поиск информации. И только под конец работы мы получаем сам продукт и его-то и презентируешь.

Итак, ПРОЕКТ – это  5»П».

ПРОБЛЕМА – ПРОЕКТИРОВАНИЕ – ПОИСК ИНФОРМАЦИИ – ПРОДУКТ – ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Проекты могут быть  разные по продолжительности:

-мини (на 1 урок или часть урока)

– краткосрочные (4-6 уроков)

– годичные (МАН)

В идеальном проекте, конечно, должен содержаться серьезный научный компонент (исследовательский, поисковый, творческий); в нем должен быть личностный компонент, т.е. иметь непосредственное отношение к жизни учащихся, соотноситься с их внутренним миром; в нем должно быть включено создание чего-либо нового и, конечно, должна быть презентация проекта в виде доклада, газеты, альманаха, музыкального или литературного произведения, видеоматериала, конференции и т.д.

Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная   на  применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод  дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию учащихся к учебе.

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения  учащиеся учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт  познавательной и учебной деятельности.

Применяя метод проектов на уроках русского языка и литературы, я стремлюсь повысить практическую, навыкообразующую направленность содержания, разнообразить формы организации учебной деятельности учащихся.

При этом приоритет отдается активным, интерактивным, игровым методам исследовательской деятельности, методам творческого самовыражения.

Многие  неверно считаю, что по русскому  языку и литературе трудно найти  проблему для исследовательской работы. Мол, здесь же   классическая литература, которая давным -давно учеными, литературными критиками  «перепахана», изучена,  грамматические правила  русского языка установлены. Другое дело – химия, физика, биология!… Здесь можно безгранично делать новые открытия!

Тем не мене, я считаю, что русский язык как учебный предмет – плодотворная почва для проектной деятельности.

Например, я создаю  проблемно-мотивационную среду на уроке разными формами: беседой, дискуссией, «мозговыми штурмами», самостоятельной работой, организацией «круглого стола», консультацией, семинаром, групповой работой, ролевыми играми  и т.п.

Для успешной проектной деятельности в группе можно установить правила. Например,

– в группе нет лидеров, все члены группы равны.

-команды групп не соревнуются

– все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание.

-каждый должен быть уверен в себе

– все должны  быть активны и вносить вклад в общее дело

-ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание

Помню, как готовили проект  «О чае» для урока по русскому языку.  Первый вопрос: «Что нужно сделать, чтобы получить результат?» Все прекрасно знают, как  современные учащиеся не любят читать. Но здесь буквально все начали  искать литературу, любую информацию о  чае. В итоге мы  столько узнали о чае!! То есть собрали необходимую  информацию (а это тексты, фото, картинки, разные сорта чая и т.д.). Затем начали анализировать, делать отбор информации, распределять работу:  кто-то делал электронную презентацию, кто-то грамотно формулировал текст для слайдов, кто-то выполнял словарную работу « Энциклопедия одного слова», где дается лексическое значение слова, его антонимы, синонимы, омонимы, родственные слова, данное слово во фразеологизмах, в притчах, легендах, приметах, поговорках, пословицах, загадках, скороговорках, в народных песнях, в других языках, в художественной литературе, в картинах, в названиях фильмов и т.п., кто-то на собранном материале помогал мне составлять грамматические задания, кто-то готовил кроссворд по данной тематике.  Учащиеся настолько увлеклись творчеством, что придумали устроить чаепитие, чтобы попробовать вкус разных сортов чая (чайную посуду и т.п. принесли сами)

В итоге сделаем вывод из данного примера. Применяя данный проект, учитель обучает ставить цели к заданиям, упражнениям, каждый из учащихся  чувствует свою сопричастность к миру, общему делу, соприкоснуться с  собственным творчеством, найти в себе читателя, ученого, актера, зрителя. Организация  подобной работы предполагает выполнение каждым членом группы индивидуального задания в рамках общей задачи.

Другой пример – урок по русской литературе «Севастопольские рассказы» Л.Н. Толстого». Здесь  использовалась групповая работа. Вы прекрасно знаете, что в колледжах на изучение творчества одного писателя, поэта планируется только одна пара, так как программу за 10-11 классы мы изучаем за  один год, причем  занятие  проходит только  1 раз в неделю. Поэтому тему проекта объявляешь заранее, организуешь группы по 5-6 человек – группу биографов, группу литературоведов, группу историков – , распределяешь  проблемные вопросы для групп,  планируешь самостоятельные работы для учащихся, определяешь этапы работы. Прямо на уроке идет поисковая, аналитическая, исследовательская работа учащихся в группах.  В конце занятия делаем выводы, итоги результатов. Учащиеся представляют свои отчеты о проделанной работе, представляют продукты своей деятельности. В итоге из всего рабочего материала учащихся складывается  ответ на основополагающий вопрос – главный  для всего проекта. Здесь же оцениваешь работу  учащихся.

Не могу не вспомнить  моего учащегося, с которым  мы выступили с работой «Мусульманские мотивы в творчестве А.С. Пушкина» на Региональной конференции « Мы ка радуги цвета…». Нравственно-духовное  воспитание есть в каждой книге русской литературы (Пушкина, Достоевского, Толстого, Булгакова, Куприна, Блока и т.д.). Мы обсуждали произведения, ребята учились слушать чужое мнение, высказывали свое,  часто каждое обсуждение переходило в дискуссии. Многие пробовали писать стихи, но самые лучшие были  у   Ибрагимова  Умара. Дискуссии, стихи, критическое обсуждение произведения – это тоже формы проектного метода.

Также помню, как с одной девочкой  мы готовились  к научной конференции, но  ей помогала вся группа, которая ежедневно собирала по слову-жаргону  из молодежной лексики, проводила  анкетирование среди учащихся. А это тоже формы метода проекта.

Сегодня  я могу говорить о создании собственной медиатеки, в коллекцию которой вошли исследовательские работы моих учащихся, в том числе  и проекты.

Здесь некоторые серьезные разработки: информационно-исследовательский проект «В начале жизни школу помню я….» (по творчеству А.С. Пушкина). Это итог традиционной, ежегодной пятилетней работы; серия уроков по профессиональному русскому языку, по русскому языку, по русской литературе; в рамках урочной и внеурочной деятельности с учетом триединства языков создали интегрированный исследовательский проект «Официально-деловой стиль языка». Также исследовательские работы были представлены учащимися на Малой Академии наук на тему «Лексика молодежи Актюбинской области»

На каждом  уроке по  русской литературе проходит   просмотр презентации, подготовленной очередным учащимся. На уроках русского языка ребята с  увлечением свертывают информацию до опорных слов или схем.

Напр., СТАВИТСЯ ТИРЕ                                                     НЕ СТАВИТСЯ ТИРЕ

СУЩ   – СУЩ                                                              – как =

_             =                                                                    – как будто =

Н.Ф    – Н.Ф.                                                                – точно=

_            =

Завершая, хочется сказать о плюсах данного  метода: проектная работа очень сближает учащихся, происходит взаимопонимание, дружба, даже любовь между  учителем и учеником, учащийся увлеченно учится, приобретает навык самообразования. Форм метода проекта очень много  (начиная с игры и заканчивая научной работой).