Урок литературного чтения во 2 классе Тема: Питер Гамильтон Рейнольдс. «Точка»
Коровина Наталья Леонидовна
учитель начальных классов:
КГУ «Общеобразовательная
средняя школа – интернат №1»
города Петропавловска
Северо-Казахстанской области
[poll id=”5″]
Цель: развитие вдумчивого, вызывающего сопереживание чтения и умения читательской грамотности через групповую форму работы
Задачи:
образовательные: познакомить учащихся с новыми произведениями, способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идее произведений, организовать деятельность учащихся по планированию совместно с учителем изучения новых произведений, организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению текстов новых произведений,
развивающие: содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников: бегло, сознательно и правильно читать, пользоваться различными видами чтения: сплошным, выборочным, про себя, вслух; помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость нового материала;
воспитывающие: содействовать воспитанию в детях чувства сострадания к слабым, заботы о них, способствовать сплочению классного коллектива, содействовать осознанию учащимися ценности дружбы, поддержки и взаимовыручки, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.
Ход урока.
- Орг. момент
Начинаем ровно в срок,
Наш любимейший урок.
Дружно за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся.
Пусть сегодня для нас всех,
На уроке сопутствует успех!
Поприветствуем гостей,
С ними нам вдвойне теплей!
Пожелайте нам удачи,
И успешности в придачу!
2 Стадия вызова.
Как мы будем работать на уроке:
читать – вдумчиво
писать – грамотно
слушать – внимательно
говорить – внятно, доступно
Мозговой штурм.
Автором нашего произведения, с которым мы сегодня познакомимся, является
ПИТЕР ГАМИЛЬТОН РЕЙНОЛЬДС
В каждой группе лежит полоска с записью, я вас прошу предположить какую роль в жизни нашего автора сыграло это событие
ПИТЕР ГАМИЛЬТОН РЕЙНОЛЬДС
– детские книги – маленький магазинчик
– иллюстрация – математика + рисунок
– одноклассники – «Точка» !
Ассоциации
– Учитель прикрепляет на доску Точку
-Что вы видите перед собой (круг, кружок, точка)
– Где мы можем встретиться с точкой?
(геометрическая фигура, начало чего – то, коней предложения, завершение чего – либо)
А в нашем рассказе точка играет главную роль, а вот почему, вы мне дадите ответ в конце урока.
– Посмотрите внимательно на доску, прочитайте словосочетания и выписки из рассказа.
-Как вы думаете, о чём пойдёт речь в рассказе, который мы будем читать?
золотая рамочка,
белый медведь,
заточенный карандаш,
много маленьких разноцветных точек,
маленький мальчик
Посоветуйтесь и дайте свои ответы. (либо можно дать возможность высказаться каждому отдельно)
Для того что бы узнать какая группа была более точна и близка к истине, что мы должны сделать ?
– Прочитать рассказ.
- Работа по теме урока
(учитель начинает читать текст, дети внимательно слушают)
Урок рисования закончился, но Вашти осталась сидеть за партой, словно ее приклеили. Ее альбом был пуст. (Остановка № 1)
Остановка первая
Вопрос № 1: Как, по вашему мнению, отреагирует учительница на пустой лист Вашти?
Этот вопрос породил разные, порой противоположные, предположения ребят: «Поставит „двойку“», «вызовет родителей», «накажет и оставит после уроков делать работу», «наругает», «поведет к завучу или директору», и в то же время: «предложит взять чистый лист домой и спокойно выполнить работу к следующему уроку», «поговорит по душам, чтобы выяснить, почему листок пуст», «предложит индивидуально позаниматься», «предложит свою помощь».
Учительница склонилась над белым листом.
- О! белый медведь в снежной буре! — воскликнула она.
- Очень смешно! — пробурчала Вашти. — Я не умею рисовать!
Учительница улыбнулась.
- Просто оставь след карандашом и посмотри, что из этого получится.
Вашти схватила остро заточенный карандаш и хорошенько ткнула им в бумагу.
- Вот!
Учительница взяла листок и внимательно на него посмотрела.
- Хм-м-м.
Она вернула листок Вашти и спокойно сказала:
- А теперь подпиши его.
Вашти подумала секундочку.
- Ну да, рисовать я не умею, но уж имя-то свое написать СМОГУ
(Остановка № 2)
Остановка вторая
Вопрос № 2: Что сделала учительница с работой Вашти?
Поэтому ответы ребят («похвалит Вашти», «предложит еще что-нибудь нарисовать», «будет с ней дополнительно заниматься», «будет гордиться своей ученицей», «повесит работу Вашти в классе на стену или стенд как лучшую»)
На следующей неделе, когда Вашти вошла в класс рисования, она была удивлена, увидев то, что висело над учительским столом.
Это была маленькая точка, которую она нарисовала, — ее точка! В золотистой ажурной рамочке!
(Остановка № 3)
Остановка третья
Вопрос № 3: Как повела себя Вашти после того, как увидела свою работу в ажурной рамочке?
«Она была удивлена, потому что не ожидала такого поступка от учительницы», «Вашти была в восторге», «она поверила в себя», «начала рисовать», «в ней проснулось творчество».
Э-э-э! Да я могу нарисовать точку и получше ЭТОЙ! Она открыла свой никогда раньше неиспользовавшийся набор акварельных красок и принялась за работу.
Вашти рисовала и рисовала. Красную точку. Пурпурную точку. Желтую точку. Синюю точку. Синий смешался с желтым. Она обнаружила, что может нарисовать ЗЕЛЕНУЮ точку. Вашти продолжила экспериментировать. Много маленьких разноцветных точек.
- Если я могу рисовать маленькие точки, то и большие тоже смогу изобразить!
Вашти смешала цвета большой кисточкой на большом листе бумаги, чтобы нарисовать большие точки. Вашти даже изобразила точку, не рисуя точку.
(Остановка № 4)
Остановка четвертая
Вопрос № 4: Чем, на ваш взгляд, закончился эксперимент Вашти по рисованию точек?
«Вашти полюбила рисовать», «она открыла в себе талант художника», «она сделала выставку своих работ и прославилась», «стала знаменитым художником».
Несколько недель спустя на школьной выставке рисунков нарисованные Вашти точки вызвали настоящий взрыв. Вдруг Вашти заметила, что на нее уставился маленький мальчик.
- Ты по-настоящему великий художник, — сказал он, — хотел бы и я уметь так рисовать.
- Могу поспорить, что ты умеешь, — ответила Вашти.
- Я? Нет! Я даже с линейкой прямую линию не могу нарисовать!
(Остановка № 5)
Остановка пятая
Вопрос № 5: Что же сделала Вашти, чтобы поддержать маленького мальчика, восхищенного ее работами?
Вашти улыбнулась. Она протянула мальчику чистый лист бумаги.
- Покажи-ка мне. Карандаш дрожал в руках мальчишки, пока он выводил линию.
Вашти посмотрела на закорючку. А затем сказала…
(Остановка № 6)
Остановка шестая
Вопрос № 6: Что сказала Вашти, посмотрев на закорючку, нарисованную мальчиком?
«Вашти предложит маленькому мальчику что-нибудь нарисовать, как когдато-то предложила ей учительница рисования», «она поддержит и подбодрит его», «повторит слова и действия своей учительницы, «Вашти скажет, что мальчик молодец», «что она и такое не умела раньше рисовать», «предложит ему поставить на листе с закорючкой подпись».
- Теперь подпиши.
- Достижение понимания прочитанного на уровне смысла.
Вопрос № 1: Какая группа была ближе к содержанию рассказа?
Вопрос № 2: Какие мысли, чувства, эмоции вызвала у вас учительница рисования? Какую роль она сыграла в жизни своей ученицы?
Вопрос № 3: Как вы понимаете смысл названия рассказа?
«Точка» в этом произведении — это все-таки «начало». То, с чего начинается творчество, общение, вера в себя, преодоление преград на пути к самопознанию.
5.ФИЗМИНУТКА(аудио запись песни «Точка, точка, запятая»
- Работа в группах(формирование читательской грамотности или умения)
У каждого в группе есть ресурс(книга ТОЧКА) дети работают в группе перечитывая рассказ заполняют постеры
– группам раздаются заготовленные постеры, читая рассказ они добавляют недостающее в постер и затем защищают свою работу.
Место главные характер героев
действия герои
(ШКОЛА Вашти взрывная понимающая
УРОК,
ВЫСТАВКА) учительница не уверенная в себе добрая
мальчик любознательный
– каждый спикер группы выходит со своим постером (одновременно) и прочитывает то, что записано.
Вы ещё раз рассмотрели героев рассказа, проследили их характер, а теперь я прошу вас расположить в порядке последовательность «героев» данного рассказа
- Итог урока
Понимание начало
«точка», «учитель», «девочка», «мальчик» творчество
(итог урока может провести сам учитель с помощью мнения учеников)
Если время позволяет одна группа работает у доски, а остальные в группах – подведение итогов.
- Рефлексия:
У каждого на парте лежит стикер в виде большой точки, напишите пожелание тому герою нашего рассказа, который воспроизвёл на вас впечатление и почему.
- Домашнее задание для всех – прочитать рассказ «Точка»
По уровням:
1 уровень – пофантазируйте и нарисуйте «Картины», которые могли бы получиться у мальчика из кривых линий.
2 уровень – Синквейн УЧИТЕЛЬНИЦА, ВАШТИ , МАЛЬЧИК на выбор один
3 уровень – предположите и напишите, что бы произошло с Вашти, если бы учительница поставила бы ей 2.
- Оценивание учителем:
Зелёная звёздочка это отметка 5
Жёлтая звёздочка это отметка 4
Красная звёздочка это отметка 3
Метки: Урок литературного чтения во 2 классе Тема: Питер Гамильтон Рейнольдс. «Точка»