Урок литературного чтения во 2 классе Тема:  Питер Гамильтон  Рейнольдс. «Точка»


Коровина Наталья Леонидовна

 учитель начальных классов:

КГУ «Общеобразовательная

 средняя школа – интернат №1» 

города Петропавловска

Северо-Казахстанской области

[poll id=”5″]

  Цель:   развитие вдумчивого, вызывающего сопереживание чтения и  умения читательской грамотности через групповую форму работы

Задачи:

образовательные: познакомить учащихся с новыми произведениями, способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идее произведений, организовать деятельность учащихся по планированию совместно с учителем изучения новых произведений, организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению текстов новых произведений,

развивающие: содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников: бегло, сознательно и правильно читать, пользоваться различными видами чтения: сплошным, выборочным,  про себя, вслух;   помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость нового материала;

воспитывающие: содействовать воспитанию в детях чувства сострадания к слабым, заботы о них, способствовать сплочению классного коллектива, содействовать осознанию учащимися ценности дружбы, поддержки и взаимовыручки, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.

 

 

Ход урока.

  1. Орг. момент

Начинаем ровно в срок,

Наш любимейший урок.

Дружно за руки возьмёмся,

И друг другу улыбнёмся.

Пусть сегодня для нас всех,

На уроке сопутствует успех!

Поприветствуем гостей,

С ними нам вдвойне теплей!

Пожелайте нам удачи,

И успешности в придачу!

2 Стадия вызова.

Как мы будем работать на уроке:

              читать – вдумчиво

писать – грамотно

слушать – внимательно

говорить – внятно, доступно

 

Мозговой штурм.

Автором нашего произведения,  с которым  мы сегодня познакомимся, является

ПИТЕР ГАМИЛЬТОН РЕЙНОЛЬДС

В каждой группе лежит полоска с записью, я вас прошу предположить какую роль в жизни нашего автора сыграло это событие

 

ПИТЕР ГАМИЛЬТОН РЕЙНОЛЬДС

– детские книги                                               – маленький магазинчик

– иллюстрация                     – математика + рисунок

 

–     одноклассники           – «Точка» !

 

Ассоциации

 

– Учитель прикрепляет на доску Точку

-Что вы видите перед собой (круг, кружок, точка)

– Где мы можем встретиться с точкой?

 

(геометрическая фигура, начало чего – то, коней предложения, завершение чего – либо)

А в нашем рассказе точка  играет главную роль, а вот почему, вы мне дадите ответ в конце урока.

– Посмотрите внимательно на доску, прочитайте  словосочетания и выписки из рассказа.

-Как вы думаете, о чём пойдёт речь в  рассказе,  который мы будем читать?

золотая рамочка,

белый медведь,

заточенный карандаш,

много маленьких разноцветных точек,

маленький мальчик

Посоветуйтесь и дайте свои ответы. (либо можно дать возможность высказаться каждому отдельно)

Для того что бы узнать какая группа была более точна  и близка  к истине, что мы должны сделать ?

– Прочитать рассказ.

  1. Работа по теме урока

(учитель начинает читать текст, дети внимательно слушают)

Урок рисования закончился, но Вашти осталась сидеть за партой, словно ее приклеили. Ее альбом был пуст. (Остановка № 1)

Остановка первая

Вопрос № 1: Как, по вашему мнению, отреагирует учительница на пустой лист Вашти?

Этот вопрос породил разные, порой противопо­ложные, предположения ребят: «Поставит „двойку“», «вызовет родителей», «накажет и оставит после уроков делать работу», «наругает», «поведет к завучу или ди­ректору», и в то же время: «предложит взять чистый лист домой и спокойно выполнить работу к следую­щему уроку», «поговорит по душам, чтобы выяснить, почему листок пуст», «предложит индивидуально поза­ниматься», «предложит свою помощь».

 

Учительница склонилась над белым листом.

  • О! белый медведь в снежной буре! — воскликнула она.
  • Очень смешно! — пробурчала Вашти. — Я не умею рисовать!

Учительница улыбнулась.

  • Просто оставь след карандашом и посмотри, что из этого получится.

Вашти схватила остро заточенный карандаш и хорошенько ткнула им в бумагу.

  • Вот!

Учительница взяла листок и внимательно на него посмо­трела.

  • Хм-м-м.

Она вернула листок Вашти и спокойно сказала:

  • А теперь подпиши его.

Вашти подумала секундочку.

  • Ну да, рисовать я не умею, но уж имя-то свое написать СМОГУ

(Остановка № 2)

Остановка вторая

Вопрос № 2: Что сделала учительница с работой Вашти?

Поэтому ответы ребят («похвалит Вашти», «предложит еще что-нибудь нарисовать», «будет с ней дополнитель­но заниматься», «будет гордиться своей ученицей», «повесит работу Вашти в классе на стену или стенд как лучшую»)

На следующей неделе, когда Вашти вошла в класс рисо­вания, она была удивлена, увидев то, что висело над учи­тельским столом.

Это была маленькая точка, которую она нарисовала, — ее точка! В золотистой ажурной рамочке!

(Остановка № 3)

Остановка третья

Вопрос № 3: Как повела себя Вашти после того, как увидела свою работу в ажурной рамочке?

«Она была удивлена, потому что не ожидала такого поступка от учительни­цы», «Вашти была в восторге», «она поверила в себя», «начала рисовать», «в ней проснулось творчество».

Э-э-э! Да я могу нарисовать точку и получше ЭТОЙ! Она открыла свой никогда раньше неиспользовавшийся набор акварельных красок и принялась за работу.

Вашти рисовала и рисовала. Красную точку. Пурпурную точку. Желтую точку. Синюю точку. Синий смешался с желтым. Она обнаружила, что может нарисовать ЗЕЛЕНУЮ точку. Вашти продолжила экспериментировать. Много маленьких разноцветных точек.

  • Если я могу рисовать маленькие точки, то и большие тоже смогу изобразить!

Вашти смешала цвета большой кисточкой на большом ли­сте бумаги, чтобы нарисовать большие точки. Вашти даже изобразила точку, не рисуя точку.

(Остановка № 4)

Остановка четвертая

Вопрос № 4: Чем, на ваш взгляд, закончился экспери­мент Вашти по рисованию точек?

«Вашти полюбила рисовать», «она от­крыла в себе талант художника», «она сделала выставку своих работ и прославилась», «стала знаменитым ху­дожником».

Несколько недель спустя на школьной выставке рисунков нарисованные Вашти точки вызвали настоящий взрыв. Вдруг Вашти заметила, что на нее уставился маленький мальчик.

  • Ты по-настоящему великий художник, — сказал он, — хотел бы и я уметь так рисовать.
  • Могу поспорить, что ты умеешь, — ответила Вашти.
  • Я? Нет! Я даже с линейкой прямую линию не могу на­рисовать!

(Остановка № 5)

Остановка пятая

Вопрос № 5: Что же сделала Вашти, чтобы поддер­жать маленького мальчика, восхищенного ее работами?

Вашти улыбнулась. Она протянула мальчику чистый лист бумаги.

  • Покажи-ка мне. Карандаш дрожал в руках мальчишки, пока он выводил линию.

Вашти посмотрела на закорючку. А затем сказала…

(Остановка № 6)

Остановка шестая

Вопрос № 6: Что сказала Вашти, посмотрев на зако­рючку, нарисованную мальчиком?

«Вашти предложит маленькому мальчику что-нибудь нарисовать, как когдато-то предложила ей учительница рисования», «она поддержит и подбодрит его», «по­вторит слова и действия своей учительницы, «Вашти скажет, что мальчик молодец», «что она и такое не умела раньше рисовать», «предложит ему поставить на листе с закорючкой подпись».

  • Теперь подпиши.
  1. Достижение понимания прочитанно­го на уровне смысла.

Вопрос № 1: Какая группа была ближе к содержанию рассказа?

 

Вопрос № 2: Какие мысли, чувства, эмоции вызвала у вас учительница рисования? Какую роль она сыграла в жизни своей ученицы?

 

Вопрос № 3: Как вы понимаете смысл названия рассказа?

«Точка» в этом произве­дении — это все-таки «начало». То, с чего начинается творчество, общение, вера в себя, преодоление преград на пути к самопознанию.

 

5.ФИЗМИНУТКА(аудио запись песни «Точка, точка, запятая»

 

  1. Работа в группах(формирование читательской грамотности или умения)

У каждого в группе есть ресурс(книга ТОЧКА) дети работают в группе перечитывая рассказ заполняют постеры

группам раздаются заготовленные постеры, читая рассказ они добавляют недостающее в постер и затем защищают свою работу.

 

Место                             главные                      характер героев

действия                          герои

(ШКОЛА                          Вашти                           взрывная                        понимающая

УРОК,

ВЫСТАВКА)          учительница                не уверенная в себе                         добрая

мальчик                                             любознательный

 

– каждый спикер группы выходит со своим постером (одновременно) и прочитывает то,  что записано.

 

Вы ещё раз рассмотрели героев рассказа, проследили их характер, а теперь я прошу вас расположить в порядке последовательность «героев» данного рассказа

 

  1. Итог урока

Понимание            начало

 

«точка»,        «учитель»,           «девочка»,             «мальчик»          творчество

(итог урока может провести сам учитель с помощью мнения учеников)

Если время позволяет одна группа работает  у доски, а остальные в группах – подведение итогов.

 

  1. Рефлексия:

У каждого на парте  лежит стикер  в виде большой точки, напишите пожелание тому герою нашего рассказа, который воспроизвёл на вас впечатление и почему.

 

  1. Домашнее задание для всех – прочитать рассказ «Точка»

По уровням:

1 уровень  –  пофантазируйте и нарисуйте «Картины»,  которые могли бы получиться у мальчика из кривых линий.

2 уровень – Синквейн  УЧИТЕЛЬНИЦА, ВАШТИ , МАЛЬЧИК на выбор один

3 уровень – предположите и напишите, что бы произошло с Вашти, если бы учительница поставила бы ей 2.

 

  1. Оценивание учителем:

Зелёная звёздочка это отметка  5

Жёлтая звёздочка это отметка  4

Красная звёздочка это отметка 3

Метки:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *