Урок литературы в 9 классе “Жизнь и творчество Н.В.Гоголя”


Абдигалиева Айсулу Какимашовна

Аулиекольская средняя школа имени Шокана Уалиханова

Аулиекольский район

Костанайская область

Урок литературы в 9 классе “Жизнь и творчество Н.В.Гоголя”

Цель: иметь представление о жизни и творчестве писателя, знать основные факты биографии, способствовать повышению мотивации учащихся к чтению произведений Н.В.Гоголя, развивать творческие, исследовательские и аналитические навыки учащихся;способствовать становлению духовной культуры учащихся, воспитывать уважительное отношение к творчеству писателя как культурного наследия России.

Оформление доски.

Портрет Н.В.Гоголя. Эпиграф к уроку. «Я совершу… Я совершу! Жизнь кипит во мне. Труды мои будут вдохновенны. Над ними будет веять недоступное земле божество! Я совершу…» – Н.В.Гоголь.

Ход урока

1.Вступительное слово учителя.

  1. Повторение и обобщениетемы: А.С.Пушкин. Викторина «Узнай героя и произведение» (СадуакасоваАрайлым)
  2. Вступительное слово учителя. Цели и задачи урока. Запись темы и эпиграфа в тетрадь. Что совершил Н.В.Гоголь?

«Я почитаюсь загадкой» для всех». Именно так однажды сказал о себе Н.В.Гоголь. Действительно, его жизненная дорога не была похожа на прямой Невский проспект, запечатлённый им в одноимённой повести. Были в ней ухабы, и неожиданные, необъяснимые повороты, и тёмные отрезки. В жизни Гоголя было много непонятного, слишком много всяких «вдруг»: стремление мгновенно покорить столицу и незаметная служба писцом в одном из петербургских департаментов; страстное желание учить и учительствовать и оставление университетской кафедры; всепоглощающая любовь к России и многолетняя жизнь вдали от неё; стремление нести своё слово людям и сожжения второго тома «Мёртвых душ». Оставаясь «загадкой для всех», Гоголь тем не менее был очень цельной личностью, и цельность его натуре придавало в первую очередь отношение к своей жизни, к своему делу как службе государственной. Если принять это за отправную точку, то станут совершенно понятны метания писателя в юности: он не просто меняет службы одна на другую – он ищет дело жизни. И таким делом стал писательский труд.

Обращение к эпиграфу. Как пророчество звучат слова Н.В.Гоголя.

«На поприще писателя» Гоголь много и плодотворно работал.

I период творчества

1829 – 1835гг.- петербургский п-р:

«Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831- 1832)

« Арабески» и «Миргород» (1835г.)

II период творчества

1835 – 1842гг.

«Ревизор»( 1835 г., декабрь- первая редакция, постановка – апрель 1836г.)

«Мертвые души»- первый том; (май 1842г.)

«Сочинения» в 4-х томах (1843г.)

III период творчества.

1842 – 1855гг.- последний период.

Работа над вторым томом «Мертвых душ».

1847г. – публикация книги «Выбранные места из переписки с друзьями».

1852г.- сожжение 2 тома «Мертвых душ» и личных бумаг.

3.Выступление учащихся о жизни и творчестве Н.В.Гоголя.

3.Выступление учащихся о жизни и творчестве Н.В.Гоголя.

План урока.

  1. Детство и творческие этапы в жизни Н. В. Гоголя. (Жаппасова Камшат)
  2. Произведения писателя. (Сайран Гулсая)

а) издание произведения « Ганц Кюхельгартен»;

б) издание сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки»;

в) издание сб. «Миргород», «Арабески», «Ревизор»

  1. Чтение стихотворения Некрасова «Поэт», посвященное памяти писателя. (КабдоловаДамелия)

5.«Каким я представляю Н.В.Гоголя» (домашнее сочинение)

  1. Просмотр фрагментов фильма по произведению писателя.
  2. Проверка знаний учащихся. Кроссвордпо творчеству Н.В.Гоголя. (Кабдолова Д)
  3. Итоги урока. Что совершил Н.В.Гоголь? Создал целую галерею образов, в которых раскрыл нам самих себя. Стремился всю жизнь к нравственному совершенству. Искал дорогу в жизни: перепробовал множество родов деятельности – служебную, актёрскую, художническую, писательскую.
  4. Домашнее задание.

Для всех. Чтение произведений писателя. Заполнение таблицы после чтения статьи учебника о жизни и творчестве Н.В.Гоголя (заполняются две первые графы)

Год

События

Дополнения

Инд: замысел «Шинель», смысл названия произведения, композиция произведения, викторина «Узнай героя» по авторской характеристике.

По желанию: создание иллюстраций, буклетов по роману «Ревизор», выполнение заданий для любознательных.

10.Комментирование оценок.

Метки:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *