Викторина «В согласии с природой», посвященной ко дню Здоровья.
Хамзина Мадина Куатовна,
педагог дополнительного образования
Павлодарская обл. город Экибастуз,
КГКП «Школа технического творчества»
Цели: воспитывать у учащихся экологическое сознание, бережное отношение к природе, любовь к Родине, развивать интерес к пониманию явлений природы, воспитывать чувство восхищения, любви ко всему живому, учить увидеть красоту родного края.
Оборудование: карточки с заданиями; альбомные листы(4 шт.) для плакатов; фломастеры, карандаши, ручки.
Оформление: плакат “В согласии с природой”, птицы, цветы, листья, снежинки, деревья.
Участвуют 3 команды по 5 человек.
Ход викторины
Учитель: Добрый день, уважаемые участники! Тема нашей встречи сегодня называется «В согласии с природой». Может человек жить без окружающей природы? Нет, не может, мы пользуемся её богатствами. Это вода, солнечная энергия, воздух, без чего ни человек, ни животные жить не могут.
Учитель: Ребята: Природа учит нас правдивости,
Учит снег нас чистоте,
Учит солнце доброте.
У природы круглый год,
Обучаться нужно.
Нас деревья всех пород,
Учат крепкой дружбе.
Учитель: Растительный мир подарил человеку огромное богатство – лекарственные растения, которые всегда были источником жизни и здоровья.
Учитель: Ребята, а кто знает, что такое Красная книга природы?
Учитель: Это книга, в которую заносят редкие виды растений и животных. Представителей природы, занесённых в Красную книгу, охранять нужно особенно бережно. Впервые в Казахстане Красная книга была издана в двух томах в 1979г.
Сегодня у нас викторина, которая называется “В согласии с природой”. В ней примут участие 3 команды. Нам предстоит выяснить, насколько хорошо вы знаете родную природу. Она как никогда сегодня нуждается в защите, заботе, любви. В игре победит та команда, которая действительно хорошо знает жизнь зверей, растений, птиц, насекомых. Умеет правильно вести себя в природе, готов ее оберегать.
И так начинаем нашу викторину.
1 тур. “Разминка”
Попрошу я вас, ребятки.
Отгадать мои загадки.
/Дается 1 минута. За это время нужно как можно быстрее ответить на максимальное количество вопросов. За каждый правильный ответ 1 балл./
1 команда.
- Летит– воет, сядет – землю роет. (Жук)
- Сок из цветов она берет
И в сотах копит сладкий мед. (Пчела)
- Вырос шарик бел,
Да ветер его съел. (Одуванчик).
- Может ли аист назвать себя птицей? (Нет, он не умеет говорить)
- Какое озеро самое чистое и глубокое? (Байкал)
- Какие птицы прилетают раньше – стрижи или ласточки? (Ласточки)
- Назовите кустарник от 40 болезней. (Шиповник)
- Какую пользу приносят черви? (Рыхлят землю)
- Куда зайцу удобнее бежать с горы или в гору? (В гору)
- Назовите любимое яство аистов. (Лягушки)
- Кто сидит вниз головой? (Летучая мышь)
2 команда.
- По горам, по домам ходит шуба да кафтан. (Овца)
- Нос долог, голос тонок
Кто его убивает, тот своего кровь проливает. (Комар)
- Растет зеленый кустик,
Дотронешься – укусит. (Крапива)
- Под каким деревом стоит заяц, когда идет дождь? (Под мокрым)
- В роднике вода всегда,
А откуда в нем она? (Подземные воды)
- У каких деревьев осенью листья краснеют? (Рябина, осина)
- Что теряет лось каждую зиму? (Рога)
- Какие ягоды можно собирать из–под снега? (Бруснику, клюкву)
- Дерево – символ нашей родины? (Береза)
- Трава от 99 болезней. (Зверобой)
- Какие животные спят зимой? (Еж, медведь, барсук)
3 команда.
- Днем спит, ночью летает и прохожих пугает. (Сова)
- Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик. (Стрекоза)
- Был он молод золотой,
Постарел и стал седой. (Одуванчик)
- В реке какие камни? (Мокрые)
- Перечислите моря, названия которых обозначает цвет. (Красное, белое, черное, желтое)
- Что ест жаба зимой? (Ничего, она спит)
- Почему букет черемухи лучше не ставить в комнате? (Дурманит)
- Какую траву любят кошки? (Валериана)
- Пингвины– птицы или нет? (Да)
- Что за трава, которую и слепые знают? (Крапива)
- Чем еж похож на медведя? (Спят зимой)
2 тур “Ситуации”.
У каждой команды по два вопроса. На обсуждение дается 4 минуты (на отдельных карточках).
- Идя на экскурсию в лес, увидели подснежник. Жандос хотел сорвать и принести его в класс, а Сауле предложила выкопать и посадить на пришкольном участке. Ребята долго спорили, но так и не решили, кто прав.
ВОПРОС: что надо сделать?
- Почему особенно весной и в начале лета, нельзя шуметь в лесу, включать музыку, разжигать костер?
- На день рождения Айгуль подарили щенка. Наконец–то сбылась ее мечта. Теперь у нее появился новый друг. Айгуль первое время играла с ним, кормила, гуляла. А потом у нее появилась новая говорящая кукла. О щенке она вспоминала редко, а когда он заболел, сказала маме: ” Больной собаке не место в доме, пусть живет на улице”.
ВОПРОС: Правильно ли поступила девочка? Почему?
- Вы увидели в лесу грибы– поганки. Что вы будете делать?
- Олег стоял у цветочной клумбы и бил прутиком по головкам цветов.
– Что ты делаешь?– спросила старушка.
– Пчел прогоняю. Они жалят цветы.
Старушка улыбнулась, и что–то сказала Олегу. После этого Олег выбросил прутик, удивленно пожав плечами.
– А я и не знал об этом.
ВОПРОС: Что сказала Олегу старушка?
- Как правильно разжечь костер в лесу?
3 тур “Капитанский”
Выходят капитаны. У каждого по 3 карточки с цифрами 1,2, 3. На каждый вопрос дается по 3 варианта ответа. Надо поднять ту карточку, вариант которой, вы считаете правильным.
- Что является лучшей едой для лосей, оленей, косуль?
трава
грибы
соль – прав. ответ
- Кто из этих зверей ложится в спячку на зиму?
барсук
медведь
еж. (Все)
- Как называется жилище бобра?
нора
логова
хатка – прав. ответ
- Какой зверек умеет летать?
белка– летяга
рысь
летучая мышь – прав. ответ
- Какое дерево дольше живет?
сосна
дуб – прав. ответ
ель
- Какая птица выводит птенцов зимой?
филин
ястреб
клест– прав. ответ
- Каких насекомых можно считать домашними?
пчелы– прав. ответ
тараканы
мухи
- Чем служит хвост рыбе?
украшение
руль – прав. ответ
метла, чтобы заметать следы
- По присутствию, какого животного определяется чистота водоемов?
лягушка
уж
рак – прав. ответ
4 тур “Сказочный”
Напишите, героями каких произведений является медведь.
Дается 4 минуты.
5 тур “Рисовальный”
Время 5 минут.
Природа прекрасна и загадочна. Люди, иногда даже не замечая этого, наносят ей большие раны. Чтобы предостеречь их и сохранить природу, существуют особые природоохранные знаки. Какие бы вы знаки расставили в лесу. Вы должны нарисовать плакат “Береги природу”.
Вот и закончилась наша викторина. Мы узнали, кто больше знает о природе, любит ее, и заботится о ней. Кто живет в согласии с природой.
Подводится итог
Вручаются грамоты и подарки победителям.
Метки: Викторина «В согласии с природой», посвященной ко дню Здоровья.