Тема: Пушистое чудо “Кадис” и “испака” кто это?


Ковалевская Любовь Эдуардовна

ГУ «Петровская СШ»

Скачать презентацию

Цель и задачи : познакомить обучающихся с некоторыми породами кошек и собак, их ролью в жизни человека;

воспитывать чуткость, любовь к животным, желание оказать помощь обездоленным животным;

развивать любознательность, внимание.

 

Тип: интегрированный урок / познание мира , ИЗО/

Методы: словесный, презентация.

Ход урока

 

  1. Оргмомент
  2. Повторение пройденного.

Здравствуйте. Ребята. Меня зовут Любовь Эдуардовна, Сегодня я проведу у вас урок познание мира.

-О чем с вашим учителем вы говорили на уроках?/о природе, птицах, растениях. животных/.

– А какие уроки вам нравятся больше всего, на какие темы?

Немного поиграем.

1.-Закончи  предложение одним словом.

а) Животные, которые сами добывают себе пищу, защищаются от врагов, сами устраивают себе жильё, выводят потомство, называются …

(дикие)

б) Животные, которых разводят люди, кормят и защищают их, строят для них жилища, заботятся об их потомстве, называются …

(домашние)

2.Игра » Назови животное»

1.Если услышите название дикого животного- поднимаются мальчики. А если название домашнего животного- девочки.

 

Белка, ворона, корова, курица, медведь, овца, заяц, лягушка, лошадь.

 

  1. Сообщение темы и целей. Слайд1.

На уроке я расскажу вам кто такой «кадис» и кто такой «испака».

Загадки  и частично узнаете тему урока./ответы разложены на столе-найти ответ и прикрепить на доску/- ученик выходит  ему загадка- находит ответ.

 

1.Среди двора стоит копна:

Спереди вилы, сзади метла   (корова)

2.Четыре ноги,

Пятый хвост,

Шестая грива   (лошадь)

 

3.С бородой, а не старик,

С рогами, а не бык,

Доится, а не корова,

Лыко дерёт,

А лаптей не плетёт    (коза)

Всем знакомый и загадочный зверь.  У каждого из них свой характер.  В древности, и сейчас это животное наделялось множеством способностей. История гласит, что  в Европу это животное  попала из Африки. Там нубийцы приручили  дикого предка этого животного.  И получил этот зверек название кадис. Потом попал в Рим – и далее, и каждый европейский народ слегка изменял это имя согласно особенностям своего языка.

– Давайте же узнаем, кто же такой «кадис»?

 

Ученик у доски с фламастером- выделяет буквы.

-Какое слово   если взять  в 1 слове  первую букву, во 2- вторую  и третью букву, в 3- 1 букву и последнюю?   (кошка)

 

Существовала некогда традиция называть вождей племени «испака». Это было связано с образом животного, к которому  относились как к божеству, от него вели  свое происхождение; и великие правители, вожди племени, заменяли родительское прозвище на имя – Испака.

-Так кто же такой испака, попробуйте отгадать.

Он-первый помощник охотников. От него зависело благосостояние человеческого племени.  Ему  дано то, чего не дано человеку: он видит запахи, идет по невидимым следам и ведет за собой человека. Качества, которыми ее наделила природа, делали это существом великим. Охотники поклонялись испаке-кормилице, как земледельцы – солнцу .

 

3.Работа над темой урока

-Много лет живут на планете рядом с человеком звери, птицы, рыбы. Сегодня мы поговорим только о тех, которые живут совсем рядом – в нашем  доме.

 

 

                                         Слайд 2.  

 Очень давно в семьях заводят кошку или собаку., а иногда в доме они уживаются вместе, живут мирно и не ссорятся.

-Чем полезны кошки? Что они дают?

-Да, кошки ловят мышей, но не из–за того, что мы этого хотим, а ради собственного удовольствия. Они очень самолюбивы  и возле нас тогда, когда им этого хочется.

ИЗ  ИСТОРИИ кошек.            

Кошка живёт рядом с человеком более 4000 лет. На свете около 60 разных пород кошек.

-Но большинство тех кошек, которые живут в наших квартирах, ни к какой породе не относятся. Их называют просто – трёхшёрстные или домашние  кошки.

                                    Сведения о породах кошек.

Мейн-кун.   Слайд 3.

Это самые крупные кошки во всем мире. Их вес достигает 17 кг. Вид напоминает большую рысь. Отлично ладит с детьми и другими домашними животными. История происхождения- Америка.

 

                                                        Слайд 4. 

Норвежская лесная кошка.

Имеет длинную шерсть разной окраски. Любит отдыхать на природе, пить росу, спать на траве. Характер спокойный, очень любит играть.

                                                        Слайд 5.

Сиамская кошка.

         Сиамские кошки родом из Сиама. Узнать их можно по концевой окраске. Рождаются котята снежно-белые и темнеют постепенно на концах лап, ушей, носа и хвоста. Уши большие, заострённые. Глаза голубые. У взрослого животного шея длинная, ноги тонкие. Шерсть короткая, блестящая.

 

 

                                                    Слайд 6.

Персидская кошка.

         Она аккуратна по отношению к предметам, ничего не роняет, хотя очень подвижна, Она прекрасно охотится за мышами.

 

 

-Есть много рассказов, сказок, стихотворений, прибауток, даже скороговорок о кошках. Осталось и много примет, связанных с кошками

– кто знает ?

 

ПРИМЕТЫ

«Кто кошку побьёт, счастья в жизни не найдёт»

«В  новый дом первой  пускают перед собой кошечку -на счастье».

 

                                               Слайд7.

До сих пор  кошки –  это охотники  и охранники.  Но у них есть и другие «профессии»

Слайд 8 «синоптики»

По поведению кошки можно предсказывать погоду. Кошки предугадывают землетрясение, извержение вулкана.

                                               Слайд9 «лекари»

Кошки проявляют необыкновенную чуткость к больным хозяевам, согревая их своим телом. Как правило, кошка устраивается рядом с больным, дремлет, урчит, позволяет себя гладить. От этого люди быстрее идут на поправку.

                                               Слайд 10»артисты»

Кроме того, современные кошки выступают в роли артистов в цирке, в театре Ю. Куклачева, снимаются в кино.

 

Ребята, давайте представим, что все мы коты и кошки –артисты   и перед зрителями покажем небольшое представление.

Физкультурная минутка.

Как умывается кошка?

Как потягивается кошка?

Как царапается кошка?

Как шипит кошка?

Как виляет хвостиком?

 

 

ИЗ ИСТОРИИ

                                                  Слайд 11.

Давным – давно, 40 миллионов лет назад, появились предки этих животных  Прошло немало времени, прежде чем появилась собака. Волк.

                                        Слайд 12.

В те давние времена, когда охота была главным занятием, человек позавидовал быстроте и чутью собаки, а собака – уму и силе человека. С этого и началось. Собака пришла в пещеру человека стала  жить и охотиться вместе с ним.

Потом уже вывели множество пород собак. Сейчас на земле более 400 пород собак.

Человек всегда старался вырастить собак, которые соответствовали его нуждам

 

– Собак можно разделить на группы по роду занятий. Первая группа собак занята охотой, то как называется эта группа? (охотничьи)

Слайд 13

 

Русская псовая борзая                       

 

Эта охотничья порода выведена в России. Узкая, высокая, длинная. Используется для охоты на зайцев, лисиц, волков. Обычно бывает уравновешенной, неагрессивной, мало лает; она послушна, льнёт к своему хозяину, к другим злобна.  Любит пробежаться на воле,  плохо переносит жару.

 

-Охотничьи собаки помогают людям на охоте. И на охоте ведут себя по-разному.                                         

                                                       Слайд 14

Лайки – отыщут добычу и облаивают её, задерживают, пока не подоспеет охотник.

Легавые / нижняя/  – найдут дичь по запаху, молча застынут в стойке и этим указывают охотнику, где затаилась птица.

Гончие /верхняя правая/ – с огромным лаем преследуют зверя.

 

-Человек приручил собаку не только за охотничьи качества, но и за верную службу. А раз должны служить, значит, какая это вторая группа?

( служебные)      

 

                                   Слайд 15

 

Восточно – европейская овчарка-

собака умная, смышленая, обладает острым чутьём, легко дрессируется, но для этого у неё должен быть только один хозяин.  Овчарка используется не только для охраны скота, но и для розыскной службы, для охраны государственных границ. Она чаще других пород используется для сопровождения слепых.

 

-К служебным собакам относится спасательная собака – сенбернар.

Слайд 16.

 Сенбернар.

          Триста лет назад эта крупная порода собак была выведена монахами в Швейцарии и использовалась для поиска и спасения заблудившихся и замерзающих путников в горах. Широкую известность приобрёл легендарный сенбернар Барри, который за 12 лет своей жизни спас более 40 человек от верной смерти.

 

                                                    Слайд 17.

Ньюфаундленд – это собака, которая хорошо плавает и может спасать утопающих. Она добродушная, верная, бесстрашная, ласковая к детям, но при этом бдительный страж.

 

 

-Назначение служебных и охотничьих собак нам понятно, но зачем нужны декоративные собаки? С ними не охотятся, они не пасут стада и не разыскивают преступников. Как вы считаете? (ответы детей)

И всё же польза от декоративных собак несомненна. Бесконечно преданные, они приносят радость одиноким людям.   А если возникает опасность, даже самая маленькая и слабая собака самоотверженно бросится на защиту хозяина. Декоративные собаки выступают в цирке.

 

Слайд 18.

-А это декоративные собаки: чау-чау, пудель,  пекинес.

                                                      

                                                 

                                                         Слайд 19.

                                                  Пекинес.

В течение долгих столетий эта крошечная собака жила только в императорском дворце. Право разводить ее было предоставлено только  императору. Все они отличаются спокойствием и сохраняют до самой смерти редкую игривость. Несмотря на небольшой рост, собака сильная, смелая. К недостаткам можно отнести то, что  разборчив к еде и храпит во сне.

 

 

Трудно даже представить себе, сколько подвигов больших и малых, известных и неизвестных совершили собаки. И не случайно во многих странах установлены памятники этим необыкновенным животным.

 

ПАМЯТНИКИ

                                                           Слайд 20.

  1. В Санкт – Петербурге, где работал учёный Павлов, установлен памятник собаке, которая служила науке.

                                                       Слайд 21.

  1. В Париже на фоне стены, изображающей горы. Стоит собака, А на её спине сидит ребёнок. Малыш крепко обнял руками шею собаки. Это памятник – собаке, которая в Альпийских горах спасла 40 человек во время снежных заносов. Среди спасённых им людей был замёрзший мальчик, лежавший под снежной лавиной рядом с погибшей матерью. Барри распластался на теле мальчика, чтобы согреть его, и лизал ему лицо до тех пор, пока ребёнок не пришёл в себя. Затем  собака  привёла  его к ближайшему жилью.

                                                            Слайд 22.

  1. В Берлине – собаке-проводнику слепых.

                                                           Слайд 23.

  1. В Италии – собаке Верному, который 14 лет каждый вечер приходил встречать хозяина-убитого на войне.

 

 

-О собаках, их преданности, красоте, уме можно рассказывать много.

Каждый человек мечтает о собаке. А у кого из вас есть собака?

За своими домашними питомцами надо ухаживать.

-Как вы ухаживаете за своими питомцами?

Животных необходимо хорошо кормить

У них должны быть свои собственные игрушки.

Необходимо воспитывать и дрессировать их.

Собак и кошек надо расчесывать, чистить, мыть, выводить на прогулку.

 

Слайд 24.»Они имеют право на жизнь»

                                                       

 

 

Но бывает и так.- мы видим печальные взгляды на улицах, несчастные мордочки, дрожащие, худые спинки у домов, у мусорных баков, в парках- бегают десятки бездомных собак и кошек.

-Скажите, почему так много на улицах бездомных кошек и собак? Откуда они появились?

(Ответы детей.)

 

Бездомные животные появляются из-за равнодушия людей, из-за их безразличия. Каждое выброшенное на улицу животное – это чье-то предательство.

Сначала люди приручают животных, начинают заботиться о них, а потом им это надоедает, животных просто выгоняют из дома. Каждое животное, оказавшееся на улице, рано или поздно погибает насильственной смертью от рук хулиганов, под колесами машин, при зверском отлове.

 

 

«Мы в ответе за тех, кого приручили»?

-Как вы это понимаете?

  1. Итог. Урок подходит к концу.

-О ком и о чём говорили сегодня на уроке?

-Что мы помним при дружбе с кошками и собаками?

 

 

Дружат не только люди, но и животные.  « Дружба животных»

                                                     Слайд 25-26.

6.Творческое задание- нарисовать домашнего любимца- выставка работ

 

Притча о Собаке и Человеке, отрывок
Очень давно жила-была Собака. Это была первая собака на земле. Однажды её нашел человек, который был первым человеком на земле. Стали они жить вместе. Человек научил Собаку помогать ему, а Собака научила Человека понимать её. Собака охраняла Человека от диких животных и, предупреждала об опасностях, у Человека ведь не было ни когтей, ни острых клыков, ни собачьего носа. Зато у Человека был острый ум,  с ним охота всегда была удачной, потому что Человек знал, как построить ловушку, где и когда лучше всего ловить рыбу и, какие ягоды самые сладкие.
Так они и жили – в ладу и понимании – Собака и Человек.
Однажды Человек сказал Собаке: «Нам нужно расстаться. Приходит моё время, но прежде чем я уйду, я должен сделать тебя Человеком, ведь я сам когда-то был Собакой и, мой Человек, уходя, сделал меня Человеком».
Собака очень удивилась и, просила Человека: «Как же это может быть?!» На что Человек ответил: «Не знаю, но это – правда». «А куда ты уйдешь после того, как я стану Человеком?» – спросила Собака
«Я стану Солнцем и, буду согревать тебя днём. Ночью я буду светить Луной, чтобы тебе было не так темно и страшно. Я стану Рекой и, буду давать тебе воду, чтобы ты утолил свою жажду. Я буду Землей, и, ты получишь жильё и, пищу. Я всегда буду рядом» – ответил Человек.

Когда ты станешь Человеком, тебе необходимо будет найти свою Собаку и, научить её всему тому, чему я тебя научил, а потом сделать её Человеком – таков великий Закон-Природы, который нельзя нарушать… иначе случится беда и, очень трудно её исправить.
Сказав это, Человек взял остывший уголёк и, написал на стене два слова. Он показал Собаке, как они читаются и, что означают и, велел читать их всю ночь после того, когда он уснёт особым глубоким сном.
Собака сделала всё в точности, как велел Человек, а на утро стала – Человеком.
Много веков и, тысячелетий Собаки превращались в людей, а Люди – в Солнце, Воздух, Землю и, Воду. Но однажды Великий – закон был нарушен – люди перестали становиться частью Великого – Целого, а собаки перерождаться в людей, они перестали понимать друг друга. Человек стал бояться собак и, забыл, что когда-то давно, он сам был собакой.
Но очень скоро люди перестанут бояться и вспомнят предназначение этих двух слов – ЛЮБОВЬ и СОСТРАДАНИЕ!  

Рефлексия.

 

-Научите  собаку или кошку : послушанию, терпению,  доверию, добру. Но сначала всему этому нужно научиться  самому. Хорошо может воспитать только хороший человек.

 

 

Вот и завершается наш урок. Вы работали хорошо- молодцы! Спасибо участие от меня и от Кадиса и Испака.

До свидания!

Метки:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *