ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ по САМОПОЗНАНИЮ (6 класс) «УЧУСЬ УПРАВЛЯТЬ СОБОЙ»
Хохрякова Галина Викторовна
Астраханская средняя школа №2
«Учусь управлять своими эмоциями»
-внеклассное мероприятие по предмету «Самопознание» для уч-ся 6-х классов
( по теме предмета: Искусство быть здоровым )
Цель: расширить понимание уч-ся, что духовное здоровье – это эмоции, не менее важно, чем физическое. Довести до сознания детей, что внутренний покой – это и есть духовное здоровье
Задачи:
формировать представления учащихся о ценности истинного здоровья, о гармонии физического и духовного здоровья;
Учить осознавать собственные эмоции и понимать эмоциональное состяние других.
Развитие навыков адекватного поведения в эмоциональных и стрессовых ситуациях.
воспитание ответственности за сохранение и улучшение своего здоровья.
Ход мероприятия.
Добрый день! Я очень рада видеть вас, ребята
. С каким настроением вы сегодня пришли в школу ? (Ответы детей).
Я верю, что после сегодняшнего занятия настроение у вас поднимется, потому что мы сделаем ещё один шаг к здоровому образу жизни.
Ты пришёл и я пришёл,
Вместе нам хорошо.
Будем думать, отвечать
И друг другу помогать.
Цитата урока
Я умею думать, я умею рассуждать.
Что полезно для здоровья, то и буду выбирать.
Слова написаны на доске, прочитываются хором.
– Сегодня мы будем говорить о чувствах и состояниях человека, о том как их можно выразить и как ими управлять.
Упражнение “Изобрази эмоцию”. С помощью мимики и жестов ответьте на вопросы:
- С каким настроением я проснулся утром?
- Каким я пришел в школу?
- Я получил двойку.
- Я получил пятерку.
- Я обидел друга.
- Уроки закончились, пора домой!
Все чувства, состояния можно назвать одним словом – эмоции.
Игра «Эмоциональные стихи»
Детям предлагается ряд стихов, которые нужно прочесть с определенной интонацией, противоположной той, которую передавал автор. Анализ прочитанного. Подходит ли такое прочтение стихотворения? Как правильно надо читать данное стихотворение?
Ходит Оленька, вздыхая.
— что с тобою?
— я плохая!
я ногой толкнула кошку,
на пол бросила картошку,
кашу манную не ела.
быть хорошей надоело.
не пора ли Оле спать,
чтоб опять хорошей стать. (З. Александрова)
Потеряли котятки
По дороге перчатки
И в слезах прибежали домой:
— Мама, мама, прости,
мы не можем найти,
Мы не можем найти
Перчатки!
— Потеряли перчатки?
Вот дурные котятки!
Я вам нынче не дам пирога.
Мяу-мяу, не дам,
Мяу-мяу, не дам,
Я вам нынче не дам пирога.
Побежали котятки
Отыскали перчатки
И смеясь прибежали домой:
— Мама, мама, не злись,
Потому что нашлись,
Потому что нашлись
Перчатки!
— Отыскали перчатки?
Вот спасибо, котятки!
Я за это вам дам пирога.
мур-мур-мур, пирога,
мур-мур-мур, пирога,
Я за это вам дам пирога. (Маршак)
Над рекою возле кручи
собрались в кружок три тучи.
Посмотрели сверху вниз —
Дружно плакать принялись.
А чего ревут?
Сами не поймут. (Пляцковский)
Чучело-Мяучело
На трубе сидело,
Чучело-Мяучело
Песенку запело.
Чучело-Мяучело
С пастью красной-красной —
Всех оно замучило
Песенкой ужасной.
Всем кругом от Чучела
Горестно и тошно,
Потому что песенка
У него про то, что:
Чучело-Мяучело на трубе сидело,
Чучело-Мяучело песенку запело.
Веселое лето
лето, лето к нам пришло,
стало сухо и тепло.
по дорожке прямиком
ходят ножки босиком.
кружат пчелы, вьются птицы,
а маринка веселится
увидала петуха
— вот так птица, ха-ха-ха,
удивительный петух:
сверху перья, снизу пух… (В. Берестов)
Загадка
Я вам загадаю загадку,
А вы отгадайте ее.
Кто ставит на пятке заплатку,
Кто гладит и чинит белье?
Кто дом поутру прибирает,
Кто ставит большой самовар?
Кто с младшей сестренкой играет
И водит ее на бульвар?
Кем коврик бахромчатый вышит
(Сестренке – видать по всему)?
Кто письма подробные пишет
Солдату, отцу моему?
Чьи волосы снега белее,
А руки желты и сухи?
Кого я люблю и жалею,
О ком сочиняю стихи? (Е. Благинина)
Мама спит, она устала…
Ну, и я играть не стала!
Я волчка не завожу,
А уселась и сижу.
Не шумят мои игрушки,
Тихо в комнате пустой.
А по маминой подушке
Луч крадется золотой.
И сказала я лучу:
– Я тоже двигаться хочу!
Я бы многого хотела:
Вслух читать и мяч катать,
Я бы песенку пропела,
Я б могла похохотать…
Да мало ль я чего хочу!
Но мама спит – и я молчу.
Луч метнулся по стене,
А потом скользнул ко мне.
– Ничего, шепнул он будто,
– Посидим и в тишине!.. (Е. Благинина)
Давайте ещё раз повторим, о каких эмоциях мы говорили. (Ответы детей). Попробуйте самостоятельно поделить эти эмоции на две группы.
Детям раздаются карточки с названиями эмоций.
Радость Грусть
Интерес Страх
Удивление Вина
Злость
Стыд, вина
– Как вы назовёте эмоции 1-й группы? (Хорошие, приятные.)
– Их принято называть – положительные. А эмоции другой группы как можно назвать?
(Плохие, неприятные). Отрицательные.
(Ответы детей)
При общении очень важно уметь определять, какие эмоции испытывает человек в данный момент.
– Ребята, сегодня к нам на занятие прилетели волшебные воздушные шары. .
Притча-сказка
Давным-давно в одной сказочной стране жили-были волшебные воздушные шары. Кто-то был веселым, кто-то грустным, один шарик был злой, а другой всего боялся. Все они были разные, и им друг с другом было интересно. Но вот однажды случился сильный-сильный дождь, и личики шариков смыла вода. И теперь они стали одинаковые и неинтересные. И задумались шарики, что же может сделать их снова прежними? Сделает их снова разными?
Групповая творческая работа работа
Дети с помощью маркера рисуют на шариках разные лица.
– Молодцы, ребята, шарики очень обрадовались, а теперь им пора улетать. Шарики улетают под музыку.
А сейчас мы поиграем в игру «Мои цыплята». Вы будете не просто мальчиками и девочками, а маленькими цыплятами, а я буду вашей мамой-курицей. Внимательно слушайте и выполняйте то, что я вам буду говорить.
Учитель вместе с детьми садится на пол и накрывает всех «волшебным платком».
– Раз, два, три, четыре, пять!
Будем мы в цыплят играть.
Желтые, хорошие,
На солнышко похожие.
Долго-долго мама-наседка высиживала своих цыплят. И вот скорлупки начали трескаться, и цыплята стали появляться на свет.
Первый цыплёнок очень удивился:
Как просторно вокруг, а в скорлупке так тесно.
Учащиеся изображают это соответствующей мимикой: брови подняты вверх, глаза и рот широко раскрыты (удивление).
Второй цыпленок рассердился, нахмурив свои желтенькие брови: он так хотел появиться на свет первым, но его опередили.
Учащиеся передают это состояние: брови сведены к носу, глаза прищурены, рот закрыт, губы сжаты.
Третий цыпленок появился на свет и сразу расплакался: ему так хорошо и уютно было в скорлупке, а тут всюду опасность.
Ученики передают состояние этого цыпленка: брови сведены к носу, глаза и уголки рта опущены вниз.
Четвертый цыпленок очень обрадовался своему появлению на свет и воскликнул: «Какой чудесный мир вокруг!»
Дети повторяют слова: «Какой чудесный мир вокруг!» — улыбаются и радуется.
Пятому цыпленку, как только он родился, все было интересно, и он сразу же стал рассматривать своих братьев и сестер, заглядывал им в глаза, дотрагивался до них.
Ученики выполняют действия, указанные воспитателем, при этом брови подняты вверх, глаза и рот широко раскрыты.
Шестой цыпленок очень испугался, когда треснула скорлупка. Ему стало очень страшно, потому что он не знал, что будет дальше.
Дети передают состояние этого цыпленка: брови приподняты, сведены к переносице, глаза очень широко открыты, он дрожит от испуга.
Седьмой цыпленок открыл глаза и увидел, что все уже вылупились и ждут его. Ему стало так стыдно, что он всех задерживал.
Ученики передают состояние этого цыпленка: брови сдвинуты к носу, глаза опущены вниз.
Мои хорошенькие цыплятки, я так
рада видеть вас (улыбается). Вы все такие разные, но я всех вас очень люблю: и грустных, и весёлых, и удивлённых, и тех, кто боится. Учитель накрывает детей платком.
Раз, два, три, четыре, пять!
Поиграли мы в цыплят.
И сейчас хотим опять
Превратиться мы в ребят.
Ребята, как вы думаете, влияют ли эмоции на состояние нашего здоровья? (Ответы детей).
Конечно, влияют. Мы выяснили, что эмоции бывают отрицательные и положительные.
– Как отрицательные эмоции влияют на здоровье? (Ответы детей).
– Как положительные эмоции влияют на здоровье(Ответы детей).
– Вот представьте, что у вас плохое настроение. Оно заставляет тебя делать и говорить разные вещи, от которых сердятся и огорчаются дети и взрослые. А после того как злость ушла, вам бывает грустно или неприятно. Открою секрет – каждый большой и маленький человек имеет право злиться.
– Есть много способов, которые помогают нам избавиться от плохих эмоций. Вспомните, пожалуйста, какие способы и приёмы вы знаете. (Снеговик, подушка для битья, стаканчик, мирилочка без слов, разрывание бумаги, упражнения на расслабление).
– Правильно! Есть много игр, которые учат нас «сердиться правильно», то есть так, чтобы не обижать других. Одну из таких игр вам подарит пластилин.
Игра «Вылепим злость»
Давайте с помощью пластилина вылепим собственную злость, а потом победим ее.
Дети работают с пластилином. После вылепливания злости – разбивают.
Вопросы
О чём мы с вами сегодня говорили? (Ответы детей).
Правильно, что такое эмоции? (Ответы детей).
– На какие две группы оделяться эмоции? (Ответы детей).
– Итак, ребята, в жизни нам случается выражать и положительные, и отрицательные эмоции. Давайте вспомним наш девиз. Какие эмоции мы выберем для своего здоровья? (Ответы детей).
– Что такое духовное здоровье? Внутренний покой? Что общего между ними? (Ответы детей).
– А как сделать, чтобы положительных эмоций стало больше? Быть всегда весёлыми, делать друг другу больше приятного, сначала хорошо подумать, а потом сделать, больше улыбаться.
– Вспомним совет Кота Леопольда: «Давайте жить дружно!»
Песня кота Леопольда из мультфильма «Если добрый ты» – поем вместе с просмотром мультфильма
(Сюрпризный момент: учитель раздает детям воздушные шарики с нарисованными на них весёлыми мордашками, к шарикам привязаны конфеты.)
Учитель. Ребята, это сюрприз! Держите шарики, ешьте конфеты, вы их заслужили!
Очень часто мы любые маленькие неудачи превращаем в большие проблемы. В любой ситуации мысли нужно выбирать только положительные.
Оглянитесь вокруг – на чью поддержку вы можете рассчитывать? Найдите людей, которые сочувствуют вам и любят вас, и верят в вас.
Психологи выделяют у человека пять уровней эмоций: 1. Злоба, обида. 2. Боль, грусть. 3. Страх, беспокойство. 4. Раскаяние, сожаление. 5. Любовь, понимание, признательность. Всем нам надо подняться на «пятый этаж» эмоций, чтобы преодолеть все негативные проявления человека и сделать этот этаж домом в котором ты живешь.
Минутка тишины – закройте глаза и пошлите всем своим близким положительные эмоции из своего сердца. Пошлите свои положительные эмоции всем людям Земли.
Метки: ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ по САМОПОЗНАНИЮ (6 класс) «УЧЮСЬ УПРАВЛЯТЬ СОБОЙ»