Статья на тему “Самоподготовка”


Ибраева Ирина Анатольевна

КГУ ОСШИОД №4 “Болашак”

воспитатель

                    Домашнее задание – важнейшее звено процесса обучения

Обучение – двусторонний процесс: в нем участвуют учитель и ученик, деятельность которых  тесно взаимосвязана. Однако деятельность того и другого имеет свою специфику и условно может быть рассмотрена раздельно. Так, при непосредственном участие учителя ученик усваивает некоторую сумму знаний и приобретает определенные навыки самостоятельной работы: на уроке он знакомится с программным материалом, дома усваивает этот материал.

Таким образом, без домашних заданий учебная работа не только мало эффективна, но часто невозможна.

Работа над домашним заданием не должна являться простым дублированием того, что происходило на уроке, – это особая деятельность каждого ученика, находящегося в иных, чем в классе, условиях.

Домашняя работа не только важная форма организации обучения, но она органически входит в процесс обучения как его необходимое звено. Она представляет собой индивидуальную форму учебных знаний.

Самостоятельный поиск и самостоятельные решения вопросов воспитывает у учащихся убежденность в знаниях, уверенность в своих силах, формируют потребность заниматься учебной деятельностью, воспитывает навыки самообразования.

Регулярное выполнение домашних заданий втягивает учащихся в постоянную умственную деятельность, развивает потребность в умственной работе, толкает ученика на поиски рационального использования времени.

Групповая организация учебной деятельности сохраняется, так как учащиеся, соблюдают режим дня, занимаются в одни и те же часы.

Однако последовательность действий ученика, темп его работы, рассуждения и поиск варианта решения должны быть индивидуальными.

Учащиеся привыкают контролировать себя, свои мысли, свои действия. Ученик вынужден искать пути и способы решения заданий. В условиях школ-интернатов вырастают определенные  требования по подготовке домашнего задания. Выполнение домашнего задания осуществляется на самоподготовке, которая является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса, в специально оборудованных  классах – классах самоподготовки.

Самоподготовка – один из важнейших компонентов учебно-воспитательного процесса.

                          Самоподготовка имеет определенную структуру.

1.Вводная часть.

2.Самостоятельная работа учащихся.

3.Подведение итогов.

Самоподготовка начинается:     1 часть с 16. 30 по 18.30

2 часть с 19. 30 по 20.30

На самоподготовке в классах учащиеся сидят по параллелям. Лишь вновь сформированные классы сидят отдельно, так как они проходят адаптационный период (строят взаимоотношения друг с другом, привыкают к правилам учебного заведения, учатся выполнять домашнее задание в классном коллективе). И их еще нужно научить планировать предстоящую работу и рационально распределять время, выделенное для подготовки домашнего задания.

-На самоподготовку учащиеся приходят за 5 минут, чтобы подготовить свое рабочее место, проверить наличие всего необходимого, настроиться на работу.

 

-Учебный сектор пишет расписание и домашнее задание на доске, а дети записывают это в своих дневниках для самоподготовки

-Домашнее задание разбирается. Особенно в 8 классах – с вновь прибывшими учащимися.

-В классах выбраны консультанты по предметам.

-На каждый класс  заведены тетради по самоподготовке, в которых воспитатели отмечают присутствующих детей в данный момент, так как есть такие, которые посещают факультативные занятия, или получают дополнительное образование в кружках.

-Затем начинается самостоятельная работа учащихся. За время I самоподготовки учащиеся выполняют основную часть уроков. Здесь прослеживаются разные виды деятельности: самостоятельное изучение предмета, работа в парах, работа в группах, индивидуальный опрос.

На II самоподготовке продолжается выполнение домашнего задания и подведение итогов всего выполненного.

В связи с подготовкой к ЕНТ у учащихся одиннадцатых классов:

I часть – самоподготовки отведена для выполнения домашнего задания;

II часть – подготовка к ЕНТ.

С11 классами работают воспитатели – предметники.

В конце самоподготовки воспитатель ставит отметку о степени выполнения домашнего задания  и расписывается.

 

Существуют определенные методы и формы контроля  выполнения домашнего задания:

  1. Устный контроль.
  2. Письменный контроль.

Формы устного контроля.

  1. Фронтальный контроль – учащиеся дают ответы по небольшому объему материала.
  2. Индивидуальный контроль – применяется для основательного знакомства со степенью задания определенным учеником.
  3. Групповая форма – используется в тех случаях, когда возникает необходимость подвести итоги работы группы, получивших групповое задание.
  4. Комбинированная форма – достигает удачное сочетание индивидуального контроля, фронтального, группового. Это одновременный вызов учащихся, из которых один отвечает устно, 1 – 2 письменно, несколько индивидуально.

Формы письменного контроля.

  1. Самоконтроль – получение учащимися информации о полноте и качестве изученного материала, прочности умений и навыков.
  2. Самопроверка – реально убедиться в том, как ученик овладел знаниями.

Цель каждой самоподготовки: работа на качество, на результат.

Для этого существуют определенные правила, разработанные для самоподготовки:

Правила поведения на самоподготовке:

Недопустимо:

-нарушать тишину;

-отвлекать товарищей от работы;

-заниматься посторонними делами;

-недобросовестно выполнять домашнее задание.

Что разрешается:

-по своему усмотрению планировать и осуществлять работу;

-пользоваться разнообразными пособиями и справочным материалом;

-делать паузы для кратковременного отдыха и т.д.;

-обращаться шепотом за консультацией.

Правила выполнения письменных заданий:

-приведи в порядок свое рабочее место, приготовь все необходимое для работы;

-прочти задание, подумай, посмотри,  какие правила следует применить. Вспомни, если забыл – посмотри в учебник;

-не спеша приступай к выполнению;

-отдельные трудные части задания не пиши в тетрадь, а пользуйся черновиком.

Правила по подготовке устных заданий:

-вспомни информацию, полученную во время объяснения нового материала в классе;

-прочитай текст в учебной литературе целиком. Попутно, где необходимо, используй схемы, рисунки, карты, словари;

-для лучшего запоминания фиксируй в черновике даты, названия, имена, формулы и т.д.

-закрой книгу и мысленно представь часть прочитанного материала. Перескажи.

Соблюдение всех этих правил помогут учащимся хорошо подготовить домашнее задание, быть дисциплинированными, ответственными, пунктуальными, учиться, самостоятельно работать с учебниками, дополнительной литературой, работать в коллективе.

Эти правила-памятки имеются у каждого воспитателя в папках по самоподготовке. И учащиеся могут в любой момент повторить их, освежить память. В папках имеется справочный материал по предметам, что также облегчает подготовку домашнего задания.

Но так как большую часть времени на самоподготовке учащиеся сидят, мы учим их правильно, отдыхать во время перерывов,  которые проводятся через каждые 45 минут, по 5-10 минут.

Я предлагаю вам некоторые из них:

-упражнения для глаз;

-упражнение «Муха»;

-упражнение «Сосулька».

Физкультминутка для глаз

Исходное положение каждого упражнения, стоя или сидя.

1.Сделай 15 колебательных движений глазами по  справа – налево, затем слева – направо.

2.15 колебательных движений глазами по вертикали вверх – вниз, вниз – вверх.

3.Тоже 15, но круговых вращательных движений глазами слева – направо.

4.Тоже  упражнение, но справа – налево.

5.Сделай по 15 круговых вращательных движений глазами вначале в правую сторону, затем в левую стороны, как бы вычерчивая глазами уложенную набок цифру 8.

Упражнение «Муха»

Цель: снять напряжение с лицевой мускулатуры.
Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.

Упражнение «Сосулька»

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Встаньте, закройте глаза, поднимите руки вверх. Представьте, что вы – сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе на 1-2 минуты. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте  кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д.

На фотографиях вы видите различные виды работы на самоподготовке: самостоятельная работа, работа в парах, работа в группах.

Метки:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *