Cтатья для учителей русского языка “Эффективность использования информационно-структурных карт на уроках русского языка”


Костанайская область

Камыстинский район

ГУ «Камыстинская средняя школа № 1» 

Петренко Олеся Алексеевна

учитель русского языка и литературы 

В   условиях   перехода  школ  на  12-летнее  образование  и  в  связи с  вводом  в  школьную  практику  учебников  нового  поколения  остро  стоит  вопрос  по  выбору  оптимально  удобных  и  перспективных  методов  и  форм  работы  на  уроках  в  школе.  Какой  дидактический  и   наглядно-раздаточный   материал  я  буду   использовать  сегодня  на    уроках,  чтобы  заинтересовать  своих  учеников  темой   урока,  ведь  зачастую    в  наших  программах  даются  сложные  и  непростые  на  первый  взгляд  темы.

Не   секрет,  что   в  некоторых    хороших   книжных   магазинах  можно  всё-таки  найти  и  выбрать  те  же  портреты  русских  писателей,  но  это  будет  стоить  немалых  денег.

Я,  прежде  всего  как  учитель-филолог,  языковед  преследую  в  своей  работе  следующие  цели:

  • Уметь постоянно  выделять  главное,  существенное   в  содержании  учебного  материала;
  • Формировать умения  и  навыки    по   выбору  рациональных  методов  и  средств  обучения;
  • Создавать оптимальные  учебно-материальные,  морально-психологические  и  эстетические  условия;
  • Создавать и  внедрять  в  педагогическую  деятельность  интерактивные  современные  методы  и  формы  работы, электронные  презентации, использование  флипчартов, структурных карт. То есть  быть  грамотным  и  высококвалифицированным  специалистом,   идти  в  ногу  со  временем, быть  политически  и  социально  подкованным  и  компетентным.

Много  внимания  в  последние  годы  уделяется   использованию  структурных  карт.   Я  считаю,  что  такие  карты  удобны  как   для  учителей,  так  и  для  самих  обучающихся,  так  как  привлекают  внимание  детей  к  картинам,  рисункам,  творческим  играм   и  заданиям,  развивают  логическое  и  аналитическое  мышление,  творческий  потенциал  и, конечно, личность  ребёнка.

Вот  и   я   уже   тринадцатый год   создаю  наработки по  теме «Эффективность  использования   структурно – информационных  карт   на  уроках  гуманитарного  цикла».

Я  предлагаю  учителям  ознакомиться  с  картами  для 9 и 10  класса.  Эти  схемы  вызвали  одобрение  моих коллег и нашли  отклик у  моих  учеников,  ради  которых   я  это  всё,   собственно  говоря,  и  делаю.

9  класс  Русский язык.   Структурно-информационная карта по теме «Сложносочинённые предложения».

 

1  задание: Орфографическая разминка:

Т..л..рантность,   м..ц..нат,  улиц..,  ц..ган,   мил..ион,  к..л..мбур,   ро..кий,  еж..вый,   настеж..,  поз..ний,   об..яснение, лекц..я,  могуч..,   кр..ж..вник.

 

  • задание: Приём верные \неверные утверждения.  

Выберите  верные  утверждения,  неверные   исправьте.

  1. Сложносочиненными называются предложения, в которых простые предложения связываются друг с другом интонацией  и  сочинительными союзами.
  2. Сочинительные союзы делятся на три группы.
  3. В сложносочиненных предложениях с соединительными союзами одно явление (событие) противопоставляется другим.
  4. В ССП с разделительными союзами чаще всего  выражаются   временные значения: одновременность и последовательность.
  5. Простые предложения, входящие в состав сложносочинённых, отделяются друг от друга запятыми.
  6. Если одна из частей сложносочиненного предложения имеет значение результативности или быстрой смены событий, то в ССП ставится тире.
  7. Запятая перед союзом и не ставится, если  в сложносочинённом  предложении есть общий второстепенный член.
  8. В сложносочинённом предложении ставится точка с запятой, если  предложения отделены  друг от  друга  по смыслу или значительно  распространены.

 

3 задание:  Работа в группахзаписать предложения,  расставить знаки препинания, объяснить  орфограммы,  выделить союзы,  определить смысловые отношения.

1-я группа.

  1. Дари щ..дрее людям счастье и сам ты будеш.. им  богат.
  2. Ноч.. быстро прошла и к утру лег первый мороз.

 

2-я группа.

  1. Лампы ярко горели  а  камин тихонько трещ..л…
  2. Или же я  не желаю   или  же ты не желаеш..  меня  п..нять.

 

3-я группа:

1.Лето прох..дит     но дни  стоят  душные и тяжёлые.

2.То ш..л мелкий дождь то  падали крупные хлопья снега.

 

4  задание:  Творческая  работа.

1 группа:  Составить  предложения   с использованием ССП  разных видов.

2 группа:  Составить  кластер по ССП.

3 группа:  Написать   эссе  на тему: «Зачем  нужно изучать синтаксис?»

10  класс   Однородные  члены предложения

 

1 задание    Цифровой диктант.

Вашему вниманию  предлагаются  утверждения, которые могут быть правильными  или ошибочными. Если вы согласны с  утверждением, ставьте в тетрадь цифру 1, если не согласны – 0.

  1. Однородные члены – это такие члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и  являются одинаковыми  членами     предложения.
  2. Однородными могут быть только второстепенные члены предложения.
  3. Однородные члены предложения подчиняются одному слову.
  4. Однородные члены характеризуются интонацией перечисления, логическим ударением.
  5. В предложении может быть только один ряд однородных членов.
  6. Однородные члены могут быть связаны как союзами, так и интонацией.
  7. Однородные члены предложения выражаются словами  только одной части речи.
  8. Обобщающее слово является тем же  членом  предложения, что и однородные  члены.

 

2  задание         Подготовка  к  ЕНТ.  Работа  с тестами.

1.Распространённые однородные члены предложения  есть в  предложении:

А) Мысли  мои, моё имя, мои труды  будут принадлежать Родине.

В) Сильно страдают от холода  и голода  певчие птицы.

С) Кто-то пел  и  играл на  скрипке.

Д) Я  и  Айгуль  остались  на  берегу.

Е) Снег лежал на  крыше  и на  балконе и на деревьях.

  1. Укажите, в каком  примере   нужна   запятая перед союзом  да:

А) Учился   читать  да  писать, а  выучился  петь  да  плясать.

В) Мал  золотник   да  дорог.

С) Ученье  да  труд  к  славе  ведут.

Д) Земляникой  да  костяникой  в Зауралье   полны  леса.

Е)  Отсталый  да   ленивый  всегда   позади.

  1. Найдите предложение, в котором  однородные  члены  связываются разделительным  союзом:

А) Там,  где   живут ежи,  нет  ни  мышей, ни  крыс.

В) Стоят  угрюмых   гор  вершины  и  дремлют  в  вечной  тишине.

С) Кто-то  терем  прибирал  да  хозяев поджидал.

Д) Он  мал,  зато  удал.

Е) Что-то  ярко  горело: не  то состав,  не  то станция.

  1. Найдите предложение, соответствующее  схеме: [ и о, и о, и о].

А) Я  знаю  и  русский,  и  казахский  языки.

В) В  человеке  всё должно быть прекрасно и лицо  и одежда  и  душа  и  мысли.

С) Я  знаю  и  русский,  и  казахский,  и  английский  языки.

Д) Зимой и летом осенью и весной  всегда  хорош лес.

Е) Дети  старики  женщины  смешались в живом  потоке.

Метки:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *