Статья “Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательной работе”
Бактубаева Назгуль Калибековна
Воспитатель
КГУ Областная специализированная школа-интернат №4
для одаренных детей «Болашак» г. Степногорск
Здоровый ребенок – хороший ученик.
В.А.Сухомлинский
От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. Тема здоровья и образования очень актуальна в наше время. В последнее время в мире наметилась тенденция по ухудшению здоровья детского населения. По некоторым данным только 5% выпускников школ являются сегодня практически здоровыми. 25-30% имеют отклонения при поступлении в школу. 50% учащихся теряют здоровье в школе.
Эта тема привлекла мое внимание тем, что нужно пропагандировать ЗОЖ, негативное отношение к вредным привычкам. Заботиться о своём здоровье и здоровье других.
В своей практической деятельности использую здоровьесберегащую технологию, которая направлена на формирование здорового образа жизни, мотивации к обучению и развитию личности, способствующая достижению поставленных целей и задач.
Учить детей отличать поведение, способствующее укреплению здоровья, от поведения вредного для здоровья потому, как:
Здоровье – это состояние полного психического, физического, социального благополучия.
Цель: воспитание физического здоровья детей и определение возможных путей преодоления физического нездоровья, формирование интереса и желания преодолеть вредные привычки.
Здоровьесберегающие технологии включают основные понятия: ЗОЖ, вредные привычки, профилактику, физическое здоровье, культуру сохранения собственного здоровья и здоровья других людей, гигиену, гармонию души и тела, волю и волевые качества для сохранения здоровья, правильное питание, режим дня. Поэтому я остановила свой выбор на здоровьесберегающей технологии.
Здоровьесберегающие технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении воспитателя не нанести ущерб здоровью обучающемуся.
– создание благоприятного психологического климата на мероприятиях
– охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни
Создание благоприятного психологического климата
Одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников. С одной стороны, таким образом, решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой — появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого подростка.Доброжелательная обстановка, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция воспитателя на желание учащегося выразить свою точку зрения, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым может располагать воспитатель, стремящийся к раскрытию способностей каждогоучащегося.
Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность детей заметно повышается, что в конечном итоге приводит к более качественному усвоению знаний, как следствие, к более высоким результатам.
Для создания благоприятного психологического климата в начале каждого мероприятия провожу разминку, которая способствует активизации участников, созданию непринужденной, доброжелательной атмосферы, повышению сплоченности. Ведущий может воспользоваться предложенными вариантами или, если понадобится, подбирать упражнения для разминки самостоятельно.
Например: «Упражнение улыбки»
Инструкция. Все участники берутся за руки и дарят друг другу улыбки: каждый ученик возвращается к своему соседу и желает ему что-то хорошее, улыбается. Тот в свою очередь улыбается следующему соседу.
По окончании мероприятии дети уходят с хорошим настроением, поскольку в течение этого времени отрицательные факторы практически отсутствовали.
Так, как это школа – интернат каждый день начинается с утренней гимнастики по возможности на свежем воздухе, которая позволяет получить заряд бодрости, дает стимул к рабочей активности на занятиях. В утренний отрезок времени на детей ложится наиболее сильная нагрузка, в это время проходят занятия. Во второй половине дня факультативы, консультации, самоподготовка – они требуют от детей длительного напряжения, связанного с поддержанием определенной позы и значительными зрительными нагрузками.
В связи с этим я включаю оздоровительные мероприятия физминутки: гимнастику для глаз, рук, позвоночника, дыхательная гимнастика, подвижные игры, которые необходимы для снятия психоэмоционального напряжения, например:
Физминутка – разминка: (двигательно – речевая)
Мы ногами топ-топ!
Мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик.
Раз – сюда, два – туда,
Повернись вокруг себя.
Раз – присели, два – привстали.
Руки кверху все подняли.
Раз-два, раз-два,
Заниматься нам пора.
Дает отдых различным группам мышц, активизируют деятельность мозга, сердечно-сосудистой и дыхательной системы, улучшает кровоснабжение внутренних органов. Кроме того, она помогает учащимся развивать координацию движений, стимулирует развитие речевых навыков, активизирует память, внимание, развивает творческое воображение.
Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни
Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебно – воспитательной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни.
– Проводятся встречи с привлечением специалистов:
-Врач гинеколог – индивидуальные беседы с девочками
-Врач онколог – по предупреждению онкозаболеваний
-Врач фтизиатр – беседа по профилактике заболевания туберкулезом
Здоровьесберегающие технологии разнообразны по форме и содержанию.
В своей работе я использую элементы профилактических бесед, подвижные игры, спортивные эстафеты, работу в группах, кадры из фильмов, энерджайзеры, ситуации с обсуждением, просмотр видеороликов на тему ЗОЖ.
- Подвижные игры, спортивные эстафеты.
Цель: воспитание общей выносливости, силы воли, ловкости, дружелюбия, ориентировка в пространстве и т. д.
Подвижная игра, как и любая другая сопровождает человека все его детские годы, подвижные игры не только укрепляют здоровье и развивают организм, они также являются средством культурно – нравственного, эстетического воспитания и приобщения человека к обществу.
Например: Игра «Танец с предметом»
- Интеллектуально-спортивные игры.
«Интеллектуально-спортивный брейн-ринг», «Спортивно-интеллектуальная эстафета с препятствиями», «Блиц-вопросы» – разминка, отгадывание загадок. Эти соревнование на смекалку, эрудицию, знание школьной программы, формирует чувство ответственности, развивают образное и логическое мышление, речь (умение обосновывать свои убеждения). Во время проведений интеллектуальных игр, жюри в лице ребят следит и оценивает правильность ведения игры.
Интеллектуальные игры закрепляют у школьников основные понятия, знания, установки, личностные ориентиры, обеспечивающие здоровый образ жизни. Примером таких игр могут быть: «Самый умный», «Своя игра», «Отгадай слово», «Умники и умницы», «Программа здоровье», «В здоровом теле здоровый дух»
- Использование фрагментов из художественной литературы, в профилактической беседе с разыгрыванием ролей.
Разыгрывается какая-либо ситуация, поведение человека в этой обстановке. Исполнение ролей происходит в присутствии других учеников, которые потом оценивают действия участников ситуации, принимаемые ими самостоятельные решения в зависимости от условий сценария, действий других исполнителей и в зависимости от ранее принятых собственных решений, т. е. при разыгрывании ролей нельзя полностью предсказать ситуации, в которых оказывается тот или иной исполнитель; этот метод используется для выработки практических профессиональных и социальных навыков.
Основная задача разыгрывания ролей — научить подростка ориентироваться в различных обстоятельствах, давать объективную оценку своему поведению, учитывать возможности других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их интересы, потребности и деятельность, не прибегая к формальным атрибутам власти, приказу. Для инсценировки составляется сценарий, где описываются конкретная ситуация, функции и обязанности действующих лиц, их задачи. Например: Игра «Умей сказать “нет”.
Сюжетно-ролевые, дающие более эмоциональные впечатления, например: «Экскурсия в лесопарковую зону».
Как современному воспитателю идти в ногу со временем, быть в курсе последних достижений науки, актуальных событий в области воспитания?
Одним из важнейших факторов, влияющих на профессионализм воспитателя, является, самообразование. Поиск новых приёмов, методов и технологий актуален в наше время. Необходимо выбирать такие технологии, которые давали бы возможность это осуществить.
Благодаря здоровьесберегающей технологии, усиливается процесс обмена, повышается тонус всего организма, происходит всестороннее воздействие на физическое развитие и оздоровление, является основой долголетия и необходимым условием для осуществления творческих планов, высокопроизводительного труда на благо общества, создания крепкой, дружной семьи, рождения и воспитания детей. Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Хорошее здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.
Метки: Статья "Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательной работе"