« Урок сегодня и завтра »


Мустафина Куляш  Зарлыковна
учитель математики КГУ «Средняя школа №2 п.Аксу»

В настоящее время сложились условия, когда востребованность специалиста на рынке труда, его конкурентоспособность в значительной степени зависят от развития общих компетенций, необходимых для личной успешности ориентированных на результат. К ним относят такие компетенции, как коммуникативная, математическая, научно-техническая, личная и межличная, культурная и гражданская. Поэтому перед всеми учителями стоят большие задачи не только обучить азам своего предмета, но и ввести ученика в мир, общество людей, адаптированными также социально.

Понятно, что, сколько учителей, столько и достижений, наработок, открытий и неопознанного, но у каждого педагога, который работает в школе с детьми с душой, а не ради денег и нездоровых амбиций, есть ясное представление о том, что он имеет сейчас, чем располагает на завтра и какие вопросы будет решать послезавтра.

Урок и сегодня и завтра – это цепь больших и малых совместных открытий учителя и учеников. Это поиск, любознательность, открытие. Каждый ученик знает, что занудство учителя не располагает к открытиям, а отталкивает его от твоих уроков, от тебя, от твоего предмета.

Поэтому для педагога урок ценен тем, что он является синтезом обучения и воспитания.

Дети идут на урок чаще всего за общением с друзьями, с учителями. Наивысшую радость они испытывают от работы, позволяющей им открывать себя, свои способности, возможности. Их глазки загораются в тот момент, когда они познают что-то значительное, важное для жизни, а не для получения отметки. И сама теорема и задачи лишь материал, который может способствовать раскрытию личности учащихся. Многое тут зависит от технологии обучения, способа организации труда школьников на уроке.

В основе моей работы лежат педагогические идеи выдающихся педагогов Я.А.Коменского, К.Д.Ушинского, В.А.Сухомлинского, общий принцип которых заключается в том, что для успешного обучения необходимо развитие творческих способностей учащихся. Использую элементы технологий личностно-ориентированного обучения (И.С.Якиманская), проблемного обучения ( Дж. Дьюи, А.М.Матюшкин );  развивающего обучения (Д.Б. Эльконин, В.В.Давыдов); информационных и  здоровьесберегающих технологий, активные методы обучения .

Работая над данной проблемой, мною были  определены следующие направления педагогической деятельности:

1.     Совершенствование содержания математического образования через сознательное усвоение знаний прикладной направленности;

2.     Использование игровых технологий на уроках математики;

3.     Проведение нестандартных уроков с использованием активных методов обучения;

4.     Внедрение в обучение информационных, компьютерных и здоровьесберегающих технологий.

5.     Привлечение учащихся к  исследовательской работе по предмету.

Задача, стоящая передо мной, – преодоление формальности в преподавании математики. Главный путь её решения – укрепление связи обучения с жизнью, с практикой, так как  все значительные явления жизни, ставшие обычными для ребенка в силу своей повторяемости, могут и должны приобрести для  него в обучении неожиданно новое, полное смысла, совсем иное звучание. И это обязательно явится стимулом мотивации ученика к познанию.

Для меня поиск и выбор методики ведения урока связан с работой по формированию умений наблюдать, анализировать, обобщать, конкретизировать, строить гипотезы, делать выводы и задавать вопросы, отстаивать свою точку зрения, а также развития творческого воображения, логического мышления, нравственных качеств личности, способствующих успешности учебной деятельности, способности  к самореализации, способности к рефлексии и коррекции.

Реализацию этой проблемы осуществляю, прежде всего, через содержание задач – прикладных и сюжетных, которые вызывают у учащихся неподдельный интерес. При решении таких задач учащиеся знакомятся с важными в познавательном и воспитательном отношении фактами. Интересными и познавательными для учащихся являются сюжетные задания, которые я использую в своей практике.

Сочетание прикладных задач с применением знаний в измененных ситуатциях способствуют развитию творческих возможностей учащихся, осознанию и более глубокому усвоению программного материала.

Человек формируется в процессе активной  деятельности и, чем она разнообразнее, тем разностороннее его личность. А.С. Макаренко писал: «Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет».    Поэтому в своей работе я часто использую игровые технологии на различных этапах урока: при проверке домашнего задания, при закреплении пройденного материала, при повторении. Это и ролевые игры, и  разгадывание кроссвордов, ребусов, математических загадок, и  инсценировки, и  математическое лото, и  блицтурниры,  и викторины .

Для создания устойчивой внутренней мотивации учащихся у меня в арсенале есть такие уроки, как «Урок – путешествие», «Урок – деловая игра», «Урок – КВН» и т.д. и конечно учащиеся любят нестандартные уроки. Это уроки – праздники, когда активны все учащиеся, класс становится творческим коллективом.

Образовательный процесс на уроке  направлен на сохранение здоровья учащихся, это основа самореализации личности в будущем.  Решение этой задачи – использование элементов здоровьесберегающих технологий. Поэтому использую динамические паузы, релаксации, физкультминутки в стихах и под музыку.

Использование информационных технологий  на уроке позволяет сделать сложную науку математику более доступной для развития творческих способностей учащихся. Информационные технологии в процессе обучения совершенствуют все содержательные и структурные аспекты качества образования.

Изучая разделы математики,  использую активные методы обучения, вспоминая при этом «Золотое правило» Я. Каменского: «Все, что только можно, предоставлять для восприятия чувствами» и слова К.Д. Ушинского «Педагог, желающий что-нибудь прочно запечатлеть в детской памяти, должен позаботиться о том, чтобы как можно больше органов чувств: глаз, ухо, голос… мускульные движения и даже обоняние и вкус приняли участие в акте запоминания».

В центр школьного образования поставлено развитие и воспитание человека культуры, способного влиять на собственную образовательную траекторию, соотнося ее с национальными и общечеловеческими достижениями. На своих уроках стараюсь не упускать возможности для того, чтобы побудить ребят заняться творческим поиском. Например на уроке по теме: «Основное свойство дробей» выписываю на доске ряд дробей: 1/2; 2/5; 3/6; 3/9; 1/3; 4/8; 2/4; ¼. И говорю, что среди данных дробей есть равные. Найдите эти дроби. И ребята чувствуют себя исследователями. При изучении темы «Показательная функция» предлагаю сравнить формулы для функций: у= х2 и у = 2х. Первая степенная, вторая показательная. Подумайте, почему они так называются. Создаю проблемную ситуацию: описать свойства функции у = 2х. Используя работу  в группах и план исследования функции, учащиеся отвечают на поставленный вопрос. Также предлагаю занимательные задачи. Например, по теме «Арифметические действия над положительными и отрицательными числами», Незнайке учитель предложил найти сумму всех целых чисел от 199 до 501, но дело движется медленно и ребята должны прийти ему на помощь. Или шутливая задача «Летело стадо гусей: один гусь впереди, а два позади; один позади  и два впереди; один между двумя и три в ряд. Сколько было всего гусей?»

Ведь я не только учитель, но и воспитатель. Приходится много дискутировать, говорить с учащимися обо всем. Это своего рода психологический тест.

Опять-таки, все наработки преследуют разносторонние цели: развитие аналитического мышления и образное формирование личностных отношений.  И я в душе радуюсь.

Вот так  в многообразии ученических мнений рождается Личность. Формальных знаний не может быть. В момент изучения темы важно выполнение индивидуальных заданий разного рода:

1)    составить таблицу…

2)    подготовить сообщение на тему…

3)    как бы я поступил на месте… и др.

В результате сотрудничества, сотворчества ученик должен выйти гражданином принципиальным, самодостаточным, способным самостоятельно принимать решение.

Сотрудничество, сотворчество – это то, на что сейчас должен опираться  каждый педагог.

Каждый ребенок – особый дар. У одного он вмещает алые паруса, высокую радугу, утреннюю росу. У другого- тайны живой природы. Третий поглощен языком точных цифр, компьютеров. И так до бесконечности. Но каждый из них нуждается в самосовершенствовании и развитии. Это пытаюсь делать и я.

Эффективностью реализации данных технологий считаю результативность мониторинговых срезов, участие в предметных олимпиадах, в конкурсах, участие в международных  научно-практических конференциях, результаты  единого национального тестирования.