Как я пришла к ТРИЗ (попытка учителя-предметника осмыслить пройденный путь)


Петрова Марина Анатольевна
учитель русского языка и литературы КГУ СОШ №9

Как я пришла к технологии ТРИЗ.

(попытка учителя-предметника осмыслить пройденный путь)

Как я пришла к технологии ТРИЗ

(попытка учителя-предметника осмыслить пройденный путь)

 

Весной пришло это решение или осенью, утром или вечером, во время уроков или после них – не помню. Но я точно поняла…

Давайте делать паузы в пути
Смотреть вокруг внимательно и строго,
Чтобы случайно дважды не пройти
Одной и той неверною дорогой…
И я попробовала остановиться первый раз. Тогда я выбрала, по-моему, методику проблемного обучения. И это тогда, когда только стало получаться работать с классом, работать чётко, «красиво»; как мне казалось, продуктивно (всё успевала, не отставала, дети на уроке работали дружно, опрашивались фронтально) «Призвание!» – подумала я, но что-то засвербело внутри…

И мы увидим в этой тишине
Как далеко мы были друг от друга,
Как думали, что мчимся на коне,
А сами просто бегали по кругу,
А думали, что мчимся на коне!
Потом остановок и резких поворотов было много. Так подсказывала инструкция, так «требовали» дети (модульное обучение, технология КМД, развитие критического мышления)
А вот сегодня – теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) Какие задачи учит решать современная школа? А какие задачи ставит перед современным молодым человеком жизнь? И без всякого анализа мы, современные учителя, чувствуем, что это совершенно разные типы задач!
А можно ли научиться (научить!) в новом пространстве принимать сильные решения, не впадая в шоковое состояние; ориентироваться в быстро изменяющемся мире, принимать самостоятельные творческие решения?
Принципы, изложенные в книге Анатолия Гина «Приёмы педагогической техники», стали для меня мостиком к ответу на все эти вопросы.

Давайте делать паузы в словах,
Произнося и умолкая снова,
Чтоб лучше отдавалось в головах
Значенье вышесказанного слова.
Давайте делать паузы в словах…
Прекрасно! Дети учатся быть творческими, самостоятельными. А где же здесь русский язык? Литература где? Оказывается, совсем рядом! Решение изобретательских задач учитель вводит в свои уроки на разных уровнях и разными способами. Задачи ТРИЗ-педагогики мне, учителю, уставшему от инертности на уроках и банальности в ответах, показались интересными.

 

Я бодро шагаю к цели, реализуя задачи через методику “Пчёлка”, задачи-ловушки, системный подход в работе с определениями (теория русского языка и литературы) и построение модулей. Составленные мной по технологии ТРИЗ задания направляют деятельность учащихся, но внутри каждого задания дети свободны. Они самостоятельно выбирают пути исследования, средства и способы для достижения цели.

Интегрируя стандартные образовательные программы с педагогикой ТРИЗ, я как учитель решаю образовательные задачи, а ребёнок на моих уроках познает и преобразовывает окружающий мир.

Да, я сделала очередную остановку на своём учительском пути, сделала «паузу», чтобы «заглянуть в будущее, потому что собираюсь провести в нём всю оставшуюся жизнь».