Роль инклюзивного обучения на уроках физической культуры


Жаркаинский район Акмолинская область город Державинск ГУ “СШ Н.Крупской” учитель физкультуры Туленова Алма Айтказиева

«Учитель должен обладать максимальным

                                                          авторитетом и минимальной властью».

                                                                                                          Томас  Сас

Каждый учитель – это стратег, который должен анализировать свою практику, отмечать положительные и отрицательные стороны своей деятельности, постоянно работать над самообразованием сегодня. Настольной книгой для большинства учителей является «Руководство для учителя». Не осталась в стороне и я.

Работая с детьми из года в год, я понимала, что чего- то не хватает, чтобы оживить детей, дать им стимул, повысить их мотивацию к обучению. Мы – учителя, чего там греха таить, все свое внимание уделяем лучшим ученикам. Слабые и  неуспевающие всегда оставались в тени, мы были ими недовольны и не знали,  как их расшевелить. В моем предмете « физическая культура» силовые упражнения – подтягивание на высокой перекладине из положения в висе – многим ученикам дается с большим трудом, некоторые дети вообще не могут подтягиваться. И, если ученик не умеет подтягиваться и не желает,  это очень большая проблема для учителя. Просьбы, требования, домашние задания не приносили результатов. Пока я не решила к этой проблеме подойти с другой стороны.

«Оценка в долг». Оценивание представляет собой действие, осуществляемое после преподавания и обучения. Практика показала, что учащиеся добросовестно выполняют домашнее задание, когда их оценивают не с точки зрения нормативов. При работе с отстающими учениками лучше оценивать  не по показателям, а по величине приростов результатов самого ученика. На уроке недостаточно времени на полноценное развитие физических качеств, поэтому единственный путь к успеху – домашнее задание с учетом ближайшей перспективы. Я убедилась в том, что, если ученик получил хорошую оценку за минимальный успех, он, как правило, будет добросовестно выполнять домашние задания.  Если ученик, который не умеет подтягиваться, самостоятельно позанимался и подтягивается   хотя бы один раз, я ставлю оценку «5». Но нельзя останавливаться на том, что ученик получил пять. Нужно, чтобы был прирост результатов. Например: ученик через две или три недели уже подтягивается два раза. Я опять оцениваю на отлично, то есть это стимул для ученика, естественно, у ребенка повышается самооценка. При  использовании завышенной  отметки особую роль играет учет, который я веду в ежедневнике. Ученик видит это и знает. Он понимает, что должен оправдать доверие и оценку. Для большей интенсивности подключаю родителей, получается тройственный союз: учитель – ученик – родители. Например: родители поставят турник во дворе или дома, проверят подтягивания, подбодрят словом. При выполнении задания и при постоянном контроле решается несколько задач:

-учащийся привыкает  к самостоятельным занятиям;

– обучение строится на основе индивидуального подхода;

– заинтересованность родителей, которые становятся помощниками ребенка и учителя;

– работа без спешки дает положительные результаты;

– ученик к концу учебного года успешно сдает норматив по подтягиванию.

Детям необходима обратная связь и поощрение для комфортного обучения, поэтому оценивание должно быть гуманным. Через формативное оценивание, я создавала ситуацию успеха и мотивировала учащихся к дальнейшему целенаправленному  обучению. Формативное оценивание: я не скуплюсь на похвалу, ободрение и радуюсь его достижениям и говорю это при всем классе. Единственное, что я боялась, это то, что, возможно,  одноклассники будут возмущаться: вот я подтягиваюсь десять раз, получаю пять, а он всего лишь один раз и тоже оценка пять. Но этого не было, наоборот, товарищи радовались за одноклассника, предлагали вместе с ними ходить на стадион и вместе заниматься – коллаборативная среда. Представлять ученикам возможность  взаимообучаться. Групповая работа, где я понимаю, и меня понимают.

Здесь же пользовалась оценочным листом, где отражается результат подтягиваний по месяцам, в котором видно, как работает над собой ученик. Результаты по месяцам: есть прирост достижений? Этот лист оценивания имеет огромное влияние на учеников, так как его видит вся школа. Оценивание для обучения представляет собой процесс, в ходе которого ученики сами оценивают уровень своих знаний  за период времени, а затем  вместе с учителями  определяют следующие шаги  на пути самосовершенствования.

Инклюзивное обучение – индивидуальное и включение всех в учебный процесс. Чтобы дети, которые имеют отклонения по состоянию здоровья, не чувствовали себя оторванными от социума и, глядя на здоровых детей, не ощущали себя неполноценными. Есть в 7 «Б» классе девочка Т. Ангелина – инвалид детства. Ангелина могла бы спокойно сидеть на гимнастической лавочке, но мы с ней решили, что этому не быть. Она очень активно занимается на моем уроке. Норматив: прыжки через скакалку сдаем  вместе, мы становимся  лицом друг к другу, я вращаю гимнастическую скакалку и мы вместе синхронно прыгаем. Положительным эмоциям нет предела и у меня, и у Ангелины. Нам так хорошо от того, что мы друг другу помогаем: я принимаю зачет, она сдает. Ангелина метает теннисные мячи, бегает на короткие и длинные дистанции, прыгает в длину с места и с разбега. Играет баскетбол, волейбол. Я заметила, как она заметно оживилась, настроена позитивно, воодушевлена. Все задания выполняет в меру своих сил и настойчиво, даже лучше, чем некоторые одноклассницы. Если какое-нибудь упражнение она не может сделать, стоит в сторонке и смотрит на всех тихо и печально. Я знаю, что она желает выполнить, но не может. В таком случае, я предлагаю заменить это упражнение другим, более доступным для нее. Лишь тот, кто учиться, способен научиться, и в этой связи для того, чтобы усовершенствовать свое обучение, необходимо реагировать на информацию, получаемую в результате обратной связи, что требует понимания, мотивации и  желания действовать.

Особого подхода требуют ученики с избыточным весом. Девочки в 9 «А» классе А. Татьяна и П. Елизавета, не могут переносить длительные физические нагрузки, но желают получить оценку, и не какую – нибудь, а хорошую.  Мы вместе решили поработать над этим. Баскетбол – очень активная подвижная игра, Таня и Лиза не могут долго бегать и играть, но зато хорошо знают правила и могут судить игру своих одноклассников. Также я привлекаю их при проведении соревнований. Закрепила за начальными классами 4 «А» , 4 «Б», которые занимаются во вторую смену. На большой перемене организовывают игры с детьми. Проводят спортивные мероприятия. Так мы преодолеваем возрастные особенности и учимся творчески подходить к любым заданиям.

Среди проблем, обращающих на себя внимание,  все большее значение приобретают те, которые связаны с поисками путей повышения эффективности процесса обучения. Хорошо, если эти поиски совершенствуются  совместно с учащимися. Благодаря этим курсам, я чувствую, как повышается собственный уровень как учителя, как человека, как гражданина Республики Казахстан.

Метки:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *