Роль инклюзивного обучения на уроках физической культуры
Жаркаинский район Акмолинская область город Державинск ГУ “СШ Н.Крупской” учитель физкультуры Туленова Алма Айтказиева
«Учитель должен обладать максимальным
авторитетом и минимальной властью».
Томас Сас
Каждый учитель – это стратег, который должен анализировать свою практику, отмечать положительные и отрицательные стороны своей деятельности, постоянно работать над самообразованием сегодня. Настольной книгой для большинства учителей является «Руководство для учителя». Не осталась в стороне и я.
Работая с детьми из года в год, я понимала, что чего- то не хватает, чтобы оживить детей, дать им стимул, повысить их мотивацию к обучению. Мы – учителя, чего там греха таить, все свое внимание уделяем лучшим ученикам. Слабые и неуспевающие всегда оставались в тени, мы были ими недовольны и не знали, как их расшевелить. В моем предмете « физическая культура» силовые упражнения – подтягивание на высокой перекладине из положения в висе – многим ученикам дается с большим трудом, некоторые дети вообще не могут подтягиваться. И, если ученик не умеет подтягиваться и не желает, это очень большая проблема для учителя. Просьбы, требования, домашние задания не приносили результатов. Пока я не решила к этой проблеме подойти с другой стороны.
«Оценка в долг». Оценивание представляет собой действие, осуществляемое после преподавания и обучения. Практика показала, что учащиеся добросовестно выполняют домашнее задание, когда их оценивают не с точки зрения нормативов. При работе с отстающими учениками лучше оценивать не по показателям, а по величине приростов результатов самого ученика. На уроке недостаточно времени на полноценное развитие физических качеств, поэтому единственный путь к успеху – домашнее задание с учетом ближайшей перспективы. Я убедилась в том, что, если ученик получил хорошую оценку за минимальный успех, он, как правило, будет добросовестно выполнять домашние задания. Если ученик, который не умеет подтягиваться, самостоятельно позанимался и подтягивается хотя бы один раз, я ставлю оценку «5». Но нельзя останавливаться на том, что ученик получил пять. Нужно, чтобы был прирост результатов. Например: ученик через две или три недели уже подтягивается два раза. Я опять оцениваю на отлично, то есть это стимул для ученика, естественно, у ребенка повышается самооценка. При использовании завышенной отметки особую роль играет учет, который я веду в ежедневнике. Ученик видит это и знает. Он понимает, что должен оправдать доверие и оценку. Для большей интенсивности подключаю родителей, получается тройственный союз: учитель – ученик – родители. Например: родители поставят турник во дворе или дома, проверят подтягивания, подбодрят словом. При выполнении задания и при постоянном контроле решается несколько задач:
-учащийся привыкает к самостоятельным занятиям;
– обучение строится на основе индивидуального подхода;
– заинтересованность родителей, которые становятся помощниками ребенка и учителя;
– работа без спешки дает положительные результаты;
– ученик к концу учебного года успешно сдает норматив по подтягиванию.
Детям необходима обратная связь и поощрение для комфортного обучения, поэтому оценивание должно быть гуманным. Через формативное оценивание, я создавала ситуацию успеха и мотивировала учащихся к дальнейшему целенаправленному обучению. Формативное оценивание: я не скуплюсь на похвалу, ободрение и радуюсь его достижениям и говорю это при всем классе. Единственное, что я боялась, это то, что, возможно, одноклассники будут возмущаться: вот я подтягиваюсь десять раз, получаю пять, а он всего лишь один раз и тоже оценка пять. Но этого не было, наоборот, товарищи радовались за одноклассника, предлагали вместе с ними ходить на стадион и вместе заниматься – коллаборативная среда. Представлять ученикам возможность взаимообучаться. Групповая работа, где я понимаю, и меня понимают.
Здесь же пользовалась оценочным листом, где отражается результат подтягиваний по месяцам, в котором видно, как работает над собой ученик. Результаты по месяцам: есть прирост достижений? Этот лист оценивания имеет огромное влияние на учеников, так как его видит вся школа. Оценивание для обучения представляет собой процесс, в ходе которого ученики сами оценивают уровень своих знаний за период времени, а затем вместе с учителями определяют следующие шаги на пути самосовершенствования.
Инклюзивное обучение – индивидуальное и включение всех в учебный процесс. Чтобы дети, которые имеют отклонения по состоянию здоровья, не чувствовали себя оторванными от социума и, глядя на здоровых детей, не ощущали себя неполноценными. Есть в 7 «Б» классе девочка Т. Ангелина – инвалид детства. Ангелина могла бы спокойно сидеть на гимнастической лавочке, но мы с ней решили, что этому не быть. Она очень активно занимается на моем уроке. Норматив: прыжки через скакалку сдаем вместе, мы становимся лицом друг к другу, я вращаю гимнастическую скакалку и мы вместе синхронно прыгаем. Положительным эмоциям нет предела и у меня, и у Ангелины. Нам так хорошо от того, что мы друг другу помогаем: я принимаю зачет, она сдает. Ангелина метает теннисные мячи, бегает на короткие и длинные дистанции, прыгает в длину с места и с разбега. Играет баскетбол, волейбол. Я заметила, как она заметно оживилась, настроена позитивно, воодушевлена. Все задания выполняет в меру своих сил и настойчиво, даже лучше, чем некоторые одноклассницы. Если какое-нибудь упражнение она не может сделать, стоит в сторонке и смотрит на всех тихо и печально. Я знаю, что она желает выполнить, но не может. В таком случае, я предлагаю заменить это упражнение другим, более доступным для нее. Лишь тот, кто учиться, способен научиться, и в этой связи для того, чтобы усовершенствовать свое обучение, необходимо реагировать на информацию, получаемую в результате обратной связи, что требует понимания, мотивации и желания действовать.
Особого подхода требуют ученики с избыточным весом. Девочки в 9 «А» классе А. Татьяна и П. Елизавета, не могут переносить длительные физические нагрузки, но желают получить оценку, и не какую – нибудь, а хорошую. Мы вместе решили поработать над этим. Баскетбол – очень активная подвижная игра, Таня и Лиза не могут долго бегать и играть, но зато хорошо знают правила и могут судить игру своих одноклассников. Также я привлекаю их при проведении соревнований. Закрепила за начальными классами 4 «А» , 4 «Б», которые занимаются во вторую смену. На большой перемене организовывают игры с детьми. Проводят спортивные мероприятия. Так мы преодолеваем возрастные особенности и учимся творчески подходить к любым заданиям.
Среди проблем, обращающих на себя внимание, все большее значение приобретают те, которые связаны с поисками путей повышения эффективности процесса обучения. Хорошо, если эти поиски совершенствуются совместно с учащимися. Благодаря этим курсам, я чувствую, как повышается собственный уровень как учителя, как человека, как гражданина Республики Казахстан.
Метки: Роль инклюзивного обучения на уроках физической культуры