Родительское собрание на тему: ” Оптимизации усилий семьи и дошкольного учреждения по подготовке ребенка к систематическому обучению в школе”


Бакеева Ладия Тюлегеновна
воспитатель ясли- сад №1 г.Аксая, ЗКО Бурлинского  района

Цели: Повышение компетентности родителей по вопросам психологической, педагогической и социальной подготовки ребенка к обучению в школе. Совершенствование системы совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения, направленной на подготовку детей к школьному обучению.

Задачи: Раскрыть понятие психологической готовности к школе.

Личностная (или мотивационная) готовность к школе.

Актуальность мотивационной готовности ребенка к обучению в школе.

Оптимизации усилий семьи и дошкольного учреждения по подготовке ребенка к систематическому обучению в школе.

Участники:  воспитатель, родители, учителя, социальный педагог.

Предварительная работа  с родителями:  Беседа: «Советы родителям будущих первоклассников».  Тест:  «Портрет первоклассника,  готового к школе»,  Правила детского общежития.     С детьми:   подготовить  видеозапись интервью детей на вопрос «Что такое школа?»                                                                                                                                         Необходимое оборудование: экран, мультимедийная доска, губка.

Повестка дня

Вступительное слово (актуальность проблемы).

Приветствие. Упражнение «Здравствуйте!»

Упражнение «Градусник»

Игра «Школа- это… »

Презентация видеоролика «Что такое школа?»

Информационное сообщение учителей начальных классов

Что значит «Ребенок готов к школе?»

Практический опыт  «Что вложим, то и получим».

Рефлексия. Упражнение «Потребность в любви»

Заключение. (притча). Подведение итогов собрания.

 

Ход собрания (воспитатель)

— Здравствуйте, уважаемые родители! Нам приятно видеть вас, и мы благодарим за то, что нашли возможность прийти на наше мероприятие. Наша встреча посвящена обсуждению проблемы перехода детей из детского сада в школу. Педагоги  и  родители, заинтересованы в школьных успехах   ребёнка, поэтому,  как можно раньше мы  начинаем готовить его к поступлению в школу. Что надо сделать, чтобы ребёнок пошёл в школу подготовленным и учился хорошо, получая при этом только положительные эмоции.  Тема нашего собрания: «Готовим детей к школе»

Но вначале поприветствуем друг друга.

 

Тренинг: Приветствие (социальный педагог)

Я рада видеть Вас. Сегодня мы обсудим очень важную тему – предстоящее обучение в школе наших детей.

Упражнение «Здравствуйте!».

Цель: снятие эмоционального напряжения, улучшение настроения.

Инструкция: Каждый участник приветствует всех словами: «Здравствуйте, я – Сергей, пожелание на сегодняшний день».

Предлагаю определить степень Вашего беспокойства по поводу приближающегося школьного обучения ребенка:

Испытываете сильное беспокойство, – поднимите 2 руки вверх;
Слегка волнуетесь, – поднимите 1 руку вверх;
Если испытываете чувство радости, уверенности за своего ребенка, – сложите руки перед собой, как ученики.
– Предлагается обосновать сделанный выбор.

– Слышали ли Вы когда-нибудь словосочетания; «Ребенок (не)готов к школе», «Готовность к школе», «Школьная зрелость»… Что, на Ваш взгляд, означают данные понятия, что в них входит, какого ребенка можно назвать готовым к обучению в школе?

Мечта любого родителя – воспитанный малыш, который умеет общаться со сверстниками, взрослыми – внимательный, трудолюбивый ребенок, который хорошо учится в школе.

 

Воспитатель.

Игра “Школа это:”

Предлагаю  родителям, передавая мяч по кругу, высказать своё мнение  “Школа это……”

 

Видео №1

Воспитатель:

Вашему вниманию   «Интервью  детей».

Детям был задан вопрос «Что такое школа?» И вот, какой ответ мы получили.

Отметим из этого интервью,   оценочный мотив – сильное желание получать высокие отметки. Если при этом взрослые тоже придают слишком большое значение оценкам ребенка, в итоге у него может сформироваться так называемая “отметочная психология” – учение ради отметок, а не ради новых знаний и умений. Постоянная гонка за оценками делает ребенка тревожным. “А если я не справлюсь”, “А вдруг у меня не получится и мне поставят плохую оценку?” – вот о чем постоянно болит голова у такого ученика, независимо от его реальных школьных успехов.                                      Но ребенок все-таки идет в школу не за оценками, а за знаниями.                                                                  Это необходимо помнить и  родителям, и самим детям.

Поступление в школу – очень важный момент в жизни ребенка. Успехи его учебной деятельности в школе, адаптация к новым условиям и вхождение в новую систему отношений во многом зависят от психологической готовности к обучению. Поэтому перед нами, стоит задача создать такие условия, при которых ребенок хотел бы узнавать что-то новое, мог свободно себя чувствовать в незнакомой обстановке, хотел бы учиться  и  с желанием  пошёл в школу.

 

Слово для выступления учителям  начальных  классов

 

Социальный педагог

Готовность к обучению в школе вовсе не заключается в умении читать и писать. Детям до школы чтение и письмо в лучшем случае не вредят, цифры и буквы воспринимаются ими как очередная частичка окружающего мира, и они быстро утрачивают к ним интерес. Чрезмерный объем информации не развивает вообще никого.

А для чего же школа, как не для того чтобы научить ребенка читать, писать, считать? Что он будет делать в первом классе? Скучать? Баловаться? Терпеть?

Занятия в различных кружках по подготовке к школе, конечно, расширяет кругозор

·         но только «сильных», развитых, способных детей,

·          детям «слабым» такое обучение до школы чаще всего вредит, так как создает дополнительную нагрузку на нервную систему, которую дети этого возраста выдерживать не обязаны. Кроме того, если ребенку до семи лет дать неправильный навык чтения или письма, его потом невероятно трудно будет переучить!

ВСЕ ХОРОШО В СВОЕ ВРЕМЯ. Уже отмечалось, что у большинства детей  нужные для восприятия учебной  информации отделы головного мозга формируются к семи годам- именно тогда и уместно начинать обучение.

ПОДГОТОВИТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ- значит:

·         Позаботится о его  физическом здоровье

·         Проверить психологическую готовность к  обучению школе

·         Закрепить бытовые навыки

·         Поработать над лексиконом

·         Постепенно формировать интерес к учебе

А КАК ЭТО СДЕЛАТЬ?

Перелистайте медицинскую карту! Настаивайте на обследовании, если вас что- то насторожило. Лучше лишний раз перестраховаться, чем запустить болезнь

Найдите удобный для вас и приятный для ребенка комплекс физических упражнений, здесь главное –систематичность. Присмотритесь к координации движения вашего ребенка: все ли в порядке. Хорошая координация движений –  свидетельство зрелости мозга. Обязательно научите своего дошкольника прыгать через скакалку.

НЕ ТРЕБУЙТЕ ОТ ШЕСТИЛЕТОК НЕПОДВИЖНОГО СИДЕНИЯ. Не могут они сидеть неподвижно! В силу возраста у большинства из них еще слабые мышцы спины, которые не могут выдержать  беспрерывной нагрузки.

Детям доставляет удовольствие легкая физзарядка, в которое включено двумя руками над головой, как бы рисующая радугу. Рисование сопровождается словами: красная-радость, оранжевая-, желтая-, зеленная-, голубая-, синяя, сиреневая-. Такой комплекс движений и текста играет роль своеобразного психологического настроя на успех и хорошее самочувствие.

Тревожным, настороженным детям с напряженными плечами , поможет простенький комплекс упражнений:

1.      Летать птичками, бабочками. ( ВЕРТИКАЛЬНОЙ плоскости)

2.      Изображать ветряную мельницу (КРУГОВЫЕ движения)

3.      Изображать ножницы( движения в ГОРИЗОНТАЛЬНОЙ плоскости)

4.      Рисовать ВЫСОКО ПОДНЯТОЙ РУКОЙ ( большой лист, на уровне лица ребенка)

Для того чтобы в школе было меньше проблем с письмом, нужна тренировка белкой мускулатуры рук. Хорошо писать может сильная, уверенная рука, а сделать ее такой могут пластилин, глина, карандаши, ножницы.

Чтобы  ваш ребенок  в процессе обучения в школе  не испытывал никаких трудностей  вне зависимости от сложности и эксклюзивности учебных программ необходимо освоить понятия связанные с освоением                                                                                    ПРОСТРАНСТВА:                                                                                                                           ВЕРХ- НИЗ;

СПРАВА – СЛЕВА;

СПЕРЕДИ- СЗАДИ, ПЕРЕД- ПОСЛЕ, МЕЖДУ- В ЦЕНТРЕ;

ЧЕРЕЗ- ПОД- НАД;

БЛИЗКО- ДАЛЕКО;

ПО ПОРЯДКУ.

Обращайте внимание ребенка на взаимное расположение в пространстве интересующих его предметов

Если вы будете хотя бы 5-7 раз в день обращать внимание ребенка на эти обычные вещи, и раза 3-4 давать ему легкие поручения что-то принести, положить, найти с использованием этих понятий, все должно быть в порядке!

Воспитатель

 

Практическое задание  Хочу продемонстрировать вам один простой опыт. Это губка – предмет, который очень хорошо впитывает в себя любую жидкость: вольём красную – получим красную, вольём синюю – такую же и получим. (Педагог проделывает всё озвученные действия). А если одновременно вольём и синюю, и красную, то эффект будет неопределённым.

Наш ребёнок точно также впитывает в себя те нравственные нормы, правила поведения, моральные принципы и отношения к жизни, которые мы демонстрируем. И то, что мы «вложим» в своих детей в детстве, то и «получим» в более зрелом возрасте. Давайте, будем вкладывать в своих малышей только хорошее, доброе и вечное! И тогда они непременно порадуют нас своими успехами в будущем.

 

Школа предъявляет свои требования. И чтобы чувствовать себя хорошо, ребенок должен быть готов к этим требованиям, должен хотеть и уметь исполнять свою роль ученика.

Например, сидеть не вставая, не крутясь по сторонам, не смотря в окно, не разговаривая с друзьями, которые тут же, рядом, за соседними партами, с которыми зачастую знаком еще из д/с.

Поэтому, чтобы преодолеть всяческие соблазны, нужно очень, очень хотеть быть школьником, просто быть готовым принять на себя эту непростую роль. И, наконец, если ребенок не принимает условностей школьной жизни, он не будет выполнять тех заданий, которые предлагает учитель, слушать его объяснения, читать, писать палочки и крючочки, учить стихотворение – проще говоря, языком терминов, он будет неуспевающим учеником.

 

Упражнение «Потребность в любви». Попробуйте предугадать, как повлияют эти фразы на будущего школьника и первоклассника, какие чувства и переживания они вызовут у него. Напишите свои предложения.

-Вот пойдешь в школу там тебе дадут …(могут вызывать чувство тревоги, неверие в свои силы, утрату желания идти в школу.)
-Знаешь, как мы будем тебя любить, если ты станешь отличником! (Крах родительских надежд может стать источником детских страданий, привести к потере уверенности в родительской любви, а значит, уверенности в себе)
-Учись так, чтобы мне за тебя краснеть не приходилось! (страх ребёнка  не оправдать надежду родителей.  На ребенка взваливают бремя двойной нагрузки: «Им будет стыдно за меня»,  «Я плохой»

“Веди себя в школе хорошо, чтобы мне не было плохо”. Часто такой непосильный для ребенка психологический груз становится причиной невроза)
-Ты обещаешь мне не драться в школе и не бегать, а вести себя тихо и спокойно? (не предъявляете ребенку невыполнимые требования, не толкайте его на путь заведомого обмана).
-Попробуй мне только сделать ошибки в диктанте! (у ребенка которому постоянно угрожают наказанием, могут возникнуть враждебные чувства к родителям, может развиться комплекс неполноценности и д.р.)

Социальный педагог

Притча «Мудрец и бабочка».
Много лет назад в одном городе жил очень мудрый человек. К нему часто приходили люди за советом. Каждому из них он умудрялся дать очень хороший и правильный совет. Слава о его мудрости разнеслась повсюду.
Однажды его слова дошли до еще одного человека, который тоже был мудрым и известным в округе. Этот человек тоже помогал другим людям. Ему нравилось то, что его считают самым мудрым и прислушиваются к его советам. И когда он узнал, что есть еще один мудрец, то стал злиться на него за то, что теряет свою известность. И он стал думать, как доказать другим людям, что на самом деле более мудрым является он.
Долго он думал и решил: «Я возьму бабочку, спрячу ее между ладоней, подойду на глазах у всех к мудрецу и спрошу его: «Скажи, что у меня в руках?». Он, конечно же, великий мудрец, поэтому он догадается и скажет: «У тебя в руках бабочка». Тогда я его спрошу: «А какая это бабочка, живая или мертвая?» И если он скажет, что бабочка живая, тогда я легонько надавлю ее своими ладонями так, что когда я их раскрою, то все увидят, что она мертвая. А если он скажет, что бабочка мертвая, тогда я отпущу ее, и она полетит. И тогда все увидят, что он оказался не прав». Так он и сделал. Взял бабочку, подошел к мудрецу и спросил его:
– Скажи, что у меня в руках? Мудрец посмотрел и сказал: – У тебя в руках бабочка. Тогда он спросил мудреца: – Скажи, живая она или мертвая? Мудрец посмотрел ему в глаза, подумал и сказал: – Все в твоих руках                                                                                                                            Важно, чтобы ребенок постепенно втягивался в интеллектуальную деятельность и сам процесс обучения становился для него потребностью. Очень важны такие черты характера, как ответственность, способность преодолевать трудности, умение подчиняться общим правилам, считаться с интересами других. Родителям нужно развивать мышление, восприятие, память малыша. Надо помнить, что играя с дошкольником, выполняя с ним простейшие задания, взрослые в процессе выполнения упражнений развивают запоминание, внимание и мышление.           Родители должны помнить одну простую истину: образование может сделать ребенка умным, но счастливым делает его только душевное общение с близкими и любимыми людьми – семьей.