СЦЕНАРИЙ ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНОЙ ГОСТИНОЙ «ТАЙНЫ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА. МАРИНА ЦВЕТАЕВА И АННА АХМАТОВА»

Орлова Тамара Михайловна

преподаватель ТОО «Северо-Казахстанский Учебно-производственный комбинат»
г. Петропавловск

преподаватель общеобразовательной дисциплины:

русский язык и литература
стаж работы 26 лет

Звучит песня на стихи М. Цветаевой «Мне нравится, что вы больны не мной»

 

Преподаватель: Сейчас прозвучала музыкальная композиция, которую мы все  хорошо знаем и слышали много-много раз. Кто-то из вас знает, на чьи стихи она написана?

Да, действительно. Это стихи Марины Цветаевой.

Ведущий. Иваненко Е.

На стыке XIX и XX веков русская поэзия пережила второе рождение, которое впоследствии было названо ее серебряным веком. Бальмонт и Сологуб, Брюсов и Блок, Гумилев и Ахматова, Мандельштам, Волошин, Цветаева, Северянин, Есенин, Маяковский и другие знаменитые поэты в этот период написали свои лучшие творения. Невозможно себе представить Серебряный век русской поэзии без творчества двух гениальных поэтесс — Анны Ахматовой и Марины Цветаевой.

Преподаватель:

Сегодня наша литературно-музыкальная гостиная собралась для того, чтобы вспомнить этих великих русских женщин-поэтов Марину Цветаеву и Анну Ахматову.

 

Ведущий. Иваненко Е.

Две женщины, которые прошли через множество преград и испытаний для того, чтобы благодаря своему несравненному поэтическому дару сделать мир немного лучше. Две разные судьбы, каждая из которых была по-своему трагической. Период творчества поэтесс выпал на тяжелое для русского народа время: Первая мировая война, падение царской власти, сталинские репрессии. Их произведения поддавались жесткой цензуре и многие из них не только не были изданы при жизни поэтесс, но и спустя десятилетия после их смерти. Но несмотря ни на что, две великие женщины продолжали творить.

Сейчас в исполнении Степановой Алины прозвучит ещё одно стихотворение Марины Цветаевой

Если душа родилась крылатой —

Что ей хоромы — и что ей хаты!

Что Чингис-Хан ей и что — Орда!

Два на миру у меня врага,

Два близнеца, неразрывно-слитых:

Голод голодных — и сытость сытых!


 

Преподаватель:

Анну Ахматову и Марину Цветаеву недопустимо сравнивать в творческом плане: здесь нет лучшей и худшей, первой и второй. Они обе незаменимые и неповторимые составляющие одного целого – русской поэзии. Разные, но несомненно трагические судьбы этих женщин не помешали им стать символами русской литературы начала XX века.

 

Идёт видеоролик на стих-е А. Ахматовой «Я научилась просто мудро жить»

 

 

Ведущий. Иваненко Е.

«Вечерний альбом» и «Вечер» — так  похоже, не сговариваясь, они назвали свои первые книги. Эта творческая перекличка двух поэтов продолжалась всю их жизнь. Примечательно и то, что среди своих современников и Ахматова, и Цветаева выбирали себе в кумиры одних и тех же поэтов. У обеих был поэтический роман с А. Блоком, никого из поэтов своего времени они не ставили так высоко.

Поразительное сочетание женственности и изящества с мужеством и волей, страстностью и порывистостью, с чеканной филигранностью стиха, неподдельная искренность чувства и глубокие философские раздумья о вечных проблемах бытия — вот что объединяет таких самобытных, таких непохожих поэтов, как Анна Ахматова и Марина Цветаева. «Юность всегда отдает предпочтение Цветаевой, — но с годами, со зрелостью, взоры (и души и сердца) всё чаще и увереннее обращаются к Ахматовой. Наше счастье состоит в том, что у нас есть и та и другая

Сейчас прозвучит стихотворение Анны Ахматовой в исполнении  Голешовой Екатерины.

Звучит стихотворение Анны Ахматовой в исполнении Голешовой Екатерины

Чугунная ограда,

Сосновая кровать.

Как сладко, что не надо

Мне больше ревновать.

Постель мне стелют эту

С рыданьем и мольбой;

Теперь гуляй по свету

Где хочешь, Бог с тобой!

Теперь твой слух не ранит

Неистовая речь,

Теперь никто не станет

Свечу до утра жечь.

Добились мы покою

И непорочных дней…

Ты плачешь — я не стою

Одной слезы  твоей.

1921


 

Преподаватель:

Ахматова и Цветаева, как две противоположных грани, очертили контуры русской женской поэзии в самом классическом ее проявлении, подарив современникам и потомкам огромное количество ярких, самобытных и очень искренних стихов. Но если творчество Ахматовой — это спокойная и уверенная сила воды, то в стихах Цветаевой мы ощущаем жаркое, порывистое пламя.

Идёт видеоклип с песней в исполнении Тамары Гвердцетели «Посвящение женщине»

 

Преподаватель:

Песня, которая сейчас  прозвучала написана на стихи Марины Цветаевой, а исполнила её великолепная Тамара Гвердцители. Послушайте ещё одно стихотворение Марины Цветаевой в исполнении Воловик Татьяны.

Вчера еще в глаза глядел,

А нынче — всё косится в сторону!

Вчера еще до птиц сидел,-

Всё жаворонки нынче — вороны!

 

Я глупая, а ты умен,

Живой, а я остолбенелая.

О, вопль женщин всех времен:

«Мой милый, что тебе я сделала?!»

 

И слезы ей — вода, и кровь —

Вода,- в крови, в слезах умылася!

Не мать, а мачеха — Любовь:

Не ждите ни суда, ни милости.

 

Увозят милых корабли,

Уводит их дорога белая…

И стон стоит вдоль всей земли:

«Мой милый, что тебе я сделала?»

 

Вчера еще — в ногах лежал!

Равнял с Китайскою державою!

Враз обе рученьки разжал,-

Жизнь выпала — копейкой ржавою!

 

Детоубийцей на суду

Стою — немилая, несмелая.

Я и в аду тебе скажу:

«Мой милый, что тебе я сделала?»

 

Спрошу я стул, спрошу кровать:

«За что, за что терплю и бедствую?»

«Отцеловал — колесовать:

Другую целовать»,- ответствуют.

 

Жить приучил в самом огне,

Сам бросил — в степь заледенелую!

Вот что ты, милый, сделал мне!

Мой милый, что тебе — я сделала?

 

Всё ведаю — не прекословь!

Вновь зрячая — уж не любовница!

Где отступается Любовь,

Там подступает Смерть-садовница.

 

Самo — что дерево трясти! —

В срок яблоко спадает спелое…

— За всё, за всё меня прости,

Мой милый,- что тебе я сделала!


 

Ведущий. Иваненко Е.

Конец XIX века принес России четыре удивительных года.
В 1889-м родилась Анна Ахматова.
В 1890-м — Борис Пастернак.
В 1891-м — Осип Мандельштам.
В 1892-м — Марина Цветаева.

Каждый год выдавал по гению. И что самое удивительное: из четырех поэтов — две женщины, женщины — ПОЭТЫ, а не поэтессы. На этом настаивали обе: и Ахматова, и Цветаева.  До них не было дано подняться ни одному женскому имени в литературе.
Анна Ахматова (Горенко) родилась 23 июня 1889 года в пригороде Одессы в семье морского инженера. Она была третьей из шестерых детей. Когда ей исполнилось одиннадцать месяцев, семья переехала под Петербург: сначала в Павловск, потом — в Царское Село. Это место навсегда освятилось для Ахматовой именем великого Пушкина. В одиннадцать лет девочка тяжело заболела, еле выжила, и на какое-то время оглохла. С этого момента стала писать стихи.
Марина Цветаева родилась 8 октября 1892 года в Москве, в семье профессора. Детство провела в Москве, в Тарусе (между Серпуховом и Калугой), в швейцарских и немецких пансионах; в Ялте: мать болела туберкулезом, и все переезды были связаны с ее лечением. Училась музыке: мать хотела видеть ее пианисткой. По-видимому, лет в девять-десять уже сочиняла стихи — к неудовольствию матери. Детей было четверо: от первого брака — дочь и сын, и от второго — Марина и ее младшая сестра — Анастасия. Когда сестрам было четырнадцать и двенадцать лет, мать умерла от чахотки.

Преподаватель:

Детство той и другой было печальным: «И никакого розового детства», — сказала Ахматова, — то же могла сказать и Цветаева.
Анна Горенко была тоненькой, изящной и болезненной девочкой, а уже девушкой — дружила с морем, плавала, как рыба; отец в шутку звал ее «декаденткой». Марина в детстве и отрочестве отличалась неплохим здоровьем, была полновата, румяна, застенчива. К морю, которое впервые увидела в детстве, не привыкла никогда, не полюбила, — не оправдав тем самым свое имя Марина («морская»).

Что же объединяет творчество Ахматовой и Цветаевой? Через свой внутренний мир, через свои эмоции и переживания обе они раскрыли нам духовную сторону своего времени. Раскрыли по-женски ярко и тонко, подарив читателю множество незабываемых мгновений.

Сейчас вы увидите видеоролик на стихотворение Марины Цветаевой «Вот опять окно»

Идёт видеоролик на стихи Марины Цветаевой «Вот опять окно»

Ведущий. Иваненко Е.

Хорошо сказал о поэтическом и психологическом различии Ахматовой и Цветаевой известный русский эмигрантский исследователь литературы Константин Мочульский — еще в 1923 году:
«Цветаева всегда в движении; в ее ритмах — учащенное дыхание от быстрого бега. Она как будто рассказывает о чем-то второпях, запыхавшись и размахивая руками. Кончит — и умчится дальше. Она — непоседа. Ахматова — говорит медленно, очень тихим голосом; полулежит неподвижно; зябкие руки прячет под «ложноклассическую» (по выражению Мандельштама) шаль.

Сейчас прозвучит стихотворение Анны Ахматовой в исполнении Рыбалко Кристины «Сжала руки под тёмной вуалью»

Сжала руки под тёмной вуалью…»Отчего ты сегодня бледна?»- Оттого, что я терпкой печальюНапоила его допьяна. Как забуду? Он вышел, шатаясь,Искривился мучительно рот…Я сбежала, перил не касаясь,Я бежала за ним до ворот. Задыхаясь, я крикнула: «ШуткаВсё, что было. Уйдешь, я умру.»Улыбнулся спокойно и жуткоИ сказал мне: «Не стой на ветру»

1911


 

Преподаватель:

В стихах Ахматовой постоянно звучат ноты тревоги и печали, муки совести, постоянное ощущение сумятицы внутри и боль за судьбу Родины. У Цветаевой — кипение страстей, постоянные контрасты и острое предчувствие гибели.

Видеоклип на стихи Марины Цветаевой в исполнении Аллы Пугачёвой «Реквием»

Песня, которую вы сейчас услышали написана на стихи Марины Цветаевой, а исполнила её Алла Пугачёва.

Ведущий. Иваненко Е.

У Анны Ахматовой очень часто слышится традиционный для женской поэзии молитвенный стиль, и молится она о судьбе своей страны. Сейчас для вас прозвучит стихотворение Анны Ахматовой в исполнении Исаевой Антонины

Когда в тоске самоубийства

Народ гостей немецких ждал,

И дух суровый византийства

От русской церкви отлетал,

 

Когда приневская столица,

Забыв величие своё,

Как опьяневшая блудница,

Не знала, кто берёт ее,-

 

Мне голос был. Он звал утешно,

Он говорил: «Иди сюда,

Оставь свой край, глухой и грешный,

Оставь Россию навсегда.

 

Я кровь от рук твоих отмою,

Из сердца выну черный стыд,

Я новым именем покрою

Боль поражений и обид».

 

Но равнодушно и спокойно

Руками я замкнула слух,

Чтоб этой речью недостойной

Не осквернился скорбный дух.


 

Ведущий. Иваненко Е.

Ахматова и Цветаева были резко противоположны, полярны. — и прежде всего, по своим природным качествам, которые даются от рождения и остаются неизменными. Прежде всего, каждой был отмерен свой жизненный срок; Ахматова немного не дожила до 77 лет, Цветаева — до 49-ти. Между тем литературное наследие Цветаевой значительно обширнее, нежели ахматовское.
Одна из важнейших загадок природы состоит в запасе энергии, по-разному отпущенной каждому человеку. У Анны Ахматовой эта энергия была гармонично распределена на протяжении ее долгой — притом весьма трагической, жизни — и не иссякала до последнего дня, хотя здоровье  у неё было слабое (слабые легкие и сердце),откуда и возник классический образ полулежащей Ахматовой, запечатленный на фотографиях и рисунках Модильяни.

Сейчас вы посмотрите ролик, где прозвучит  песня на стихи Анны Ахматовой «Я пью за разорённый дом». Обратите внимание на видеоряд. В нём будут изображения Анны Ахматовой, выполненные художником Модильяни, а также фото разных лет.

Идёт видеоролик «Я пью за разорённый дом»

Ведущий. Иваненко Е.

Ахматова, познала в юности сладкую отраву безответной любви, а с другой стороны — любовь к себе, на которую не могла ответить. С ранних лет у нее было множество поклонников, но, пожалуй, никто не смог вызвать в ней костер чувств, подобных цветаевским.
Ахматова обладала поразительной внешностью. Современник, поэт Георгий Адамович, знавший ее смолоду, вспоминает: «Красавицей она не была. Но она была больше, чем красавица, Никогда не приходилось мне видеть женщину, лицо и весь облик которой выделялся бы своей выразительностью, неподдельной одухотворенностью, чем-то сразу приковывавшим внимание. Позднее в ее наружности отчетливее обозначился оттенок трагический… когда она, стоя на эстраде… казалось, облагораживала и возвышала все, что было вокруг… Бывало, человек, только что ей представленный, тут же объяснялся ей в любви».
Облик Ахматовой просился на портрет; художники, наперебой рисовали её .

Сейчас  вы услышите сразу два стихотворения Анны Ахматовой.

Первое прозвучит в  исполнении Глиюн Екатерины

И когда друг друга проклинали

В страсти, раскаленной добела,

Оба мы еще не понимали,

Как земля для двух людей мала,

И, что память яростная мучит,

Пытка сильных — огненный недуг! —

И в ночи бездонной сердце учит

Спрашивать: о, где ушедший друг?

А когда, сквозь волны фимиама,

Хор гремит, ликуя и грозя,

Смотрят в душу строго и упрямо

Те же неизбежные глаза.

1909


 

И ещё одно стихотворение Анны Ахматовой нам прочитает Горбунов Алексей

В ту ночь мы сошли друг от друга с ума,

Светила нам только зловещая тьма,

Свое бормотали арыки,

И Азией пахли гвоздики.

 

И мы проходили сквозь город чужой,

Сквозь дымную песнь и полуночный зной,—

Одни под созвездием Змея,

Взглянуть друг на друга не смея.

 

То мог быть Стамбул или даже Багдад,

Но, увы! не Варшава, не Ленинград,

И горькое это несходство

Душило, как воздух сиротства.

 

И чудилось: рядом шагают века,

И в бубен незримая била рука,

И звуки, как тайные знаки,

Пред нами кружились во мраке.

 

Мы были с тобою в таинственной мгле,

Как будто бы шли по ничейной земле,

Но месяц алмазной фелукой

Вдруг выплыл над встречей-разлукой…

 

И если вернется та ночь и к тебе

В твоей для меня непонятной судьбе,

Ты знай, что приснилась кому-то

Священная эта минута.

1959


Преподаватель:

 

Ахматова — тишина… Цветаева – вихрь.  Ахматова в созерцании… Цветаева вся в действии Слово любовь для Марины Цветаевой ассоциировалось со словами Александра Блока: тайный жар. Тайный жар — это состояние сердца, души, — всего существа человека. Это — горение, служение, непрекращающееся волнение, смятение чувств.    Она утверждала, что начала любить, «когда глаза открыла». Это чувство, состояние тайного жара, любви — мог вызвать исторический или литературный герой , какое-нибудь место на земле, и, конечно, конкретные люди, встреченные в жизни. «Пол и возраст ни при чем», — любила повторять Цветаева. И на этих живых, реальных людей она, не зная меры, обрушивала весь шквал своих чувств. И «объект» подчас спасался бегством. Он не выдерживал раскаленной атмосферы страстей, требований, которые Цветаева предъявляла к нему. Ее открытость, распахнутость отпугивала мужчин, и она это понимала и признавала: «Меня любили так мало, так вяло». Анну Ахматову художники часто изображали в полулежащей позе. Представить в подобной позе Марину Цветаеву немыслимо. Недаром она называла свое здоровье железным: имела крепкое сердце, была неутомимым ходоком, спала мало, и ранним утром спешила к письменному столу.

Но люди, наделенные необычайной творческой, психической энергетикой, никогда долго не живут. Мощная, бурная энергия так же бурно и мгновенно обрывается. Так было с Мариной Цветаевой, о самоубийстве которой существует множество различных неумных версий, в  то время как о самом главном почему-то не говорят: о том, что жизненная сила, психическая энергия иссякает. Цветаева ушла из жизни, убедившись, что она больше ничего не может: ее воля к жизни иссякла.

Стихотворение Марины Цветаевой «Прохожий»

ПРОХОЖИЙ

Идешь, на меня похожий,

Глаза устремляя вниз.

Я их опускала — тоже!

Прохожий, остановись!

 

Прочти — слепоты куриной

И маков набрав букет,

Что звали меня Мариной,

И сколько мне было лет.

 

Не думай, что здесь — могила,

Что я появлюсь, грозя…

Я слишком сама любила

Смеяться, когда нельзя!

 

И кровь приливала к коже,

И кудри мои вились…

Я тоже была, прохожий!

Прохожий, остановись!

 

Сорви себе стебель дикий

И ягоду ему вслед,—

Кладбищенской земляники

Крупнее и слаще нет.

 

Но только не стой угрюмо,

Главу опустив на грудь,

Легко обо мне подумай,

Легко обо мне забудь.

 

Как луч тебя освещает!

Ты весь в золотой пыли…

— И пусть тебя не смущает

Мой голос из-под земли.

3 мая 1913, Коктебель


 

Ведущий. Иваненко Е.

Ну а закончить очень хочется всё-таки на позитивной ноте. Какой бы трагичной не была  судьба этих великих женщин. Они своими стихами сделали жизнь чуточку лучше. Были в их творчестве и стихи о природе, о Родине, о любви к детям. Сегодня мы, к сожалению, не можем охватить всё их  необъятное творчество. А вы почитайте, пожалуйста, и другие стихи. Вы обязательно найдёте что-от на свой вкус.

В заключение послушайте ещё одну песню на стихи Марины Цветаевой. «Легкомыслие»

Идёт видеоклип «Легкомыслие»

 

Степанова     Алина

Если душа родилась крылатой —

Что ей хоромы — и что ей хаты!

Что Чингис-Хан ей и что — Орда!

Два на миру у меня врага,

Два близнеца, неразрывно-слитых:

Голод голодных — и сытость сытых!

 

Голешова Екатерина

Чугунная ограда,

Сосновая кровать.

Как сладко, что не надо

Мне больше ревновать.

Постель мне стелют эту

С рыданьем и мольбой;

Теперь гуляй по свету

Где хочешь, Бог с тобой!

Теперь твой слух не ранит

Неистовая речь,

Теперь никто не станет

Свечу до утра жечь.

Добились мы покою

И непорочных дней…

Ты плачешь — я не стою

Одной слезы  твоей.

1921

 

Воловик Татьяна

 

Вчера еще в глаза глядел,

А нынче — всё косится в сторону!

Вчера еще до птиц сидел,-

Всё жаворонки нынче — вороны!

 

Я глупая, а ты умен,

Живой, а я остолбенелая.

О, вопль женщин всех времен:

«Мой милый, что тебе я сделала?!»

 

И слезы ей — вода, и кровь —

Вода,- в крови, в слезах умылася!

Не мать, а мачеха — Любовь:

Не ждите ни суда, ни милости.

 

Увозят милых корабли,

Уводит их дорога белая…

И стон стоит вдоль всей земли:

«Мой милый, что тебе я сделала?»

 

Вчера еще — в ногах лежал!

Равнял с Китайскою державою!

Враз обе рученьки разжал,-

Жизнь выпала — копейкой ржавою!

Детоубийцей на суду

Стою — немилая, несмелая.

Я и в аду тебе скажу:

«Мой милый, что тебе я сделала?»

 

Спрошу я стул, спрошу кровать:

«За что, за что терплю и бедствую?»

«Отцеловал — колесовать:

Другую целовать»,- ответствуют.

 

Жить приучил в самом огне,

Сам бросил — в степь заледенелую!

Вот что ты, милый, сделал мне!

Мой милый, что тебе — я сделала?

 

Всё ведаю — не прекословь!

Вновь зрячая — уж не любовница!

Где отступается Любовь,

Там подступает Смерть-садовница.

 

Самo — что дерево трясти! —

В срок яблоко спадает спелое…

— За всё, за всё меня прости,

Мой милый,- что тебе я сделала!

 

Рыбалко Кристина

Сжала руки под тёмной вуалью…»Отчего ты сегодня бледна?»- Оттого, что я терпкой печальюНапоила его допьяна.

 

Как забуду? Он вышел, шатаясь,Искривился мучительно рот…Я сбежала, перил не касаясь,Я бежала за ним до ворот.

 

Задыхаясь, я крикнула: «ШуткаВсё, что было. Уйдешь, я умру.»Улыбнулся спокойно и жуткоИ сказал мне: «Не стой на ветру»

 

Исаева Антонина

 

Когда в тоске самоубийства

Народ гостей немецких ждал,

И дух суровый византийства

От русской церкви отлетал,

 

Когда приневская столица,

Забыв величие своё,

Как опьяневшая блудница,

Не знала, кто берёт ее,-

 

Мне голос был. Он звал утешно,

Он говорил: «Иди сюда,

Оставь свой край, глухой и грешный,

Оставь Россию навсегда.

 

Я кровь от рук твоих отмою,

Из сердца выну черный стыд,

Я новым именем покрою

Боль поражений и обид».

 

Но равнодушно и спокойно

Руками я замкнула слух,

Чтоб этой речью недостойной

Не осквернился скорбный дух

.

Глиюн Екатерина

 

И когда друг друга проклинали

В страсти, раскаленной добела,

Оба мы еще не понимали,

Как земля для двух людей мала,

И, что память яростная мучит,

Пытка сильных — огненный недуг! —

И в ночи бездонной сердце учит

Спрашивать: о, где ушедший друг?

А когда, сквозь волны фимиама,

Хор гремит, ликуя и грозя,

Смотрят в душу строго и упрямо

Те же неизбежные глаза.

1909


 

Горбунов Алексей

В ту ночь мы сошли друг от друга с ума,

Светила нам только зловещая тьма,

Свое бормотали арыки,

И Азией пахли гвоздики.

 

И мы проходили сквозь город чужой,

Сквозь дымную песнь и полуночный зной,—

Одни под созвездием Змея,

Взглянуть друг на друга не смея.

 

То мог быть Стамбул или даже Багдад,

Но, увы! не Варшава, не Ленинград,

И горькое это несходство

Душило, как воздух сиротства.

 

И чудилось: рядом шагают века,

И в бубен незримая била рука,

И звуки, как тайные знаки,

Пред нами кружились во мраке.

 

Мы были с тобою в таинственной мгле,

Как будто бы шли по ничейной земле,

Но месяц алмазной фелукой

Вдруг выплыл над встречей-разлукой…

 

И если вернется та ночь и к тебе

В твоей для меня непонятной судьбе,

Ты знай, что приснилась кому-то

Священная эта минута.

1959

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.