УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА “Правописание букв И – Ы ПОСЛЕ Ц”


КГУ «Мамлютская санаторная средняя школа-интернат»

   Подготовила и провела

Глазунова Людмила Александровна

учитель русского языка и литературы

ЦЕЛЬ УРОКА: знакомство с орфограммой «Буквы и – ы после ц»

Задачи:

– обучающие: знать правило выбора букв и – ы после ц;

-развивающие: развитие внимания и умения творчески воспринимать материал; : работать над совершенствованием следующих ключевых компетенций:

– в целях развития учебно-познавательной компетенции, необходимо научить учащихся сравнивать предложенные языковые единицы, делать выводы, составлять целое из отдельных частей, анализировать составленные кластеры.;

– с целью создания условий для формирования информационной компетенции средствами предмета необходимо научить ребят воспринимать учебную информацию и оформлять ее в схему или опорный конспект;

– для развития коммуникативной компетенции необходимо развивать грамотную и образную речь, умение работать в группе, в парах;

     – с целью развития общекультурно компетенции развивать у учащихся            умение вести себя в обществе, проявлять уважения к мнению другого;

воспитательные: воспитание уважительного отношения к русскому языку и привлечение учащихся к активной познавательной деятельности.

Тип урока: комбинированный «Урок изучения и первичного закрепления новых знаний»

Формы работы учащихся: фронтальная ,индивидуальная, групповая

 

Методы:

а) репродуктивный

б) проблемный

в) объяснительно-иллюстративный

 

Интерактивные методы объяснения: наглядный, словесный.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор.

Ход урока

  1. Орг .момент.

Сәлеметсізбе балалар.

У. Улыбнитесь мне, друг другу и с хорошим настроением приступим к работе.

Отырыңдар.

Девизом нашего урока будут слова О.Соболевой. (слайд 2)

Орешек знаний тверд.

Мы не привыкли отступать.

Нам расколоть его поможет

Желание- хочу всё знать!

У. Ребята, сегодня мы продолжим работу в нашей небольшой научной лаборатории, узнаем к концу урока , кто самый внимательный, находчивый, активный на уроке.

  1. Объяснение нового материала

– Мы начинаем изучать новую орфографическую тему, познакомимся с новым для  вас правилом. Обратимся к материалу для наблюдений и определим тему урока. ( Материал для наблюдений на доске пока закрыт). (слайд 3)

Станция                                      улицы
Цирк                                           синицын
цыплёнок

– Какие звуки слышатся во всех этих словах? Дайте характеристику согласному звуку. (ц) Этот звук сегодня будет гостем нашего урока.

А вот и слово, в котором живёт этот звук. (Открываю материал для наблюдений) Посмотрите, как написано на доске. (Цы и ци)
– Почему же так? Наша задача – разобраться, когда после ц нужно писать Ы, а когда – И. Какова же тема нашего урок?

-Помогите мне сформулировать ее. (слайд 4)
«Правописание ы-и после ц». Учитель записывает тему урока на доске, дети – в тетрадях.

(слайд 5,6 )

– Чтобы узнать, когда после ц пишется ы, а когда – и, продолжим наши наблюдения. отправимся на веселый урок “Радионяни”.

Прочитайте выразительно стихотворение. (слайд 7 )

Цыплёнок в цирке выступал,
Играл он на цимбалах,
На мотоцикле разъезжал,
И цифр он знал немало.
Он из цилиндра доставал
Морковь и огурцы
И только одного не знал,
Где пишут ЦИ, где ЦЫ.

– Назовите слова с ы и И после ц (Цыпленок, цирк, цимбалы, мотоцикл, цифр, огурцы).
– Цыпленок не знал, где пишутся  ЦЫ, где ЦИ. А вы знаете?

Сейчас мы и обратимся к правилу на стр. 173 нашего учебника. Прочитайте правило. (Дети читают правило вслух).   (слайд 8)

– По правилам грамматики после Ц пишется Ы: (слайд 9)

1) В окончаниях слов: птицы, огурцы, синицы.
2) Второй случай, когда пишется  Ы – в суффиксе ЫН: сестрицын, лисицын, волчицын.
3) В корнях слов-исключений пишется Ы: цыган, цыплёнок, цыкнуть, на цыпочках, цыц, цып-цып. Эти слова нужно запомнить.

– А чтобы вы не забыли, я прочитаю вам ещё одно стихотворение, в которое входят все эти слова. Запишите эти слова из стихотворения в тетрадь. (Звукозапись ,слайд 10)

Цыган цыплёнка увидал,
Заиграл на скрипочке,
А цыплёнок услыхал –
Станцевал на цыпочках.

Ученик спрашивает. А слова цыц

У .А слово цыц будет сейчас. ( Звукозапись, слайд 11)

Цыц, ребята, не шуметь,
А то цыган собьётся,
Перестанет скрипка петь,
Наш урок сорвётся.

– Ну что, цыплята, вам всё понятно? (Да)

– Прочитайте слова, которые выписали. (Цыган, цыплёнок, на цыпочках, цыц, цыкнуть (прикрикнуть).   (слайд 12)

– Цыган на цыпочках цыплёнку цыкнул «цыц» – формула общеизвестная. (слайд 13)

У. Ребята, к сожалению, правило неполное. Нам, нужно с вами доказать
– А когда же пишем после ц И? (слайд 14)
– В корнях слов: цирк, цифра и др.
– В словах на –ция: лекция, секция, коллекция и др. Эти слова оканчиваются на -ция, а окончание Я, а ЦИ – входит в состав корня.

Создание коллективного опорного сигнала Дети предлагают свои варианты группировки материала, создают опорный конспект в виде таблицы, схемы, видеоряда. В результате работы получилась таблица:

цы ци
1)2) 1)2)

 

цы ци
1. окончание Ы 1. в корне
2. суффикс –ын 2. на -ция
3. слова-исключения

 

 

III. Закрепление   изученного

  1. -Устный орфографический разбор. 1. Распределительный диктант (распределить слова по двум столбикам цы и ци).

Цинк, цитата, курицын, цыпленок, акация, белолицый, щипцы, Куницын, циркуль, овцы, цыган, информация, цифра, сестрицын, милиция.

 

 

  1. Упражнение с вылетом букв. (слайд 15)

3.Работа с учебником.Упр 404.

4.Физкультминутка. (слайд 16)

  1. «Лови ошибку» входит почтальон Печкин с письмом от Незнайки .

У. –К нам в очередной раз приходит письмо от Незнайки, давайте прочтём его и исправим ошибки. (слайд 17)

Профессору Синицину

Я отправился в экспедицыю. Погода неблагоприятна: цыклон. Удалось собрать коллекцыю насекомых, попались даже цыкады. Птици мешают в работе.

Незнайка

(Текст с ошибками, которые исправляются ярким красным цветом, с объяснением.)

Толкование новых слов.

Циклон – вихревое движение атмосферы, сопровождающееся обильными осадками, сильной облачностью. (слайд 18)

Цикады – хоботное прыгающее насекомое с прозрачными крыльями, издающее характерный стрекот. (слайд 19)

  1. Итог урока (слайд 20,21)

Ребята, вспомните, пожалуйста, какую цель мы ставили перед собой в начале урока?

– Достигли ли мы ее?

– Что вы сегодня узнали?

– Что нужно знать, чтобы правильно писать Ы или И после Ц? (слайд 22,23)

Тест первичного контроля (слайд 24-30)

Д,З, пар. 47 упр 406  (слайд 31)

Комментирование оценок

Рефлексия. (слайд 32)

 

Прозвучал для вас, ребята,

Наш урок про ЦЫ и ЦИ.

Кто не понял, те цыплята,

Кто запомнил, молодцы! (слайд 33)

 

Назарларыңызға рақмет.

Приложение

цы ци
1) 

2)

 

3)

1)2)

Профессору Синицину

Я отправился в экспедицыю. Погода неблагоприятна: цыклон. Удалось собрать коллекцыю насекомых, попались даже цыкады. Птици мешают в работе.

Незнайка

Новый рисунок

Метки: , ,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *