«Развитие музыкального вкуса у младших школьников»


 Бисярина Лариса Геннадьевна
 преподаватель теории музыки КГКП «Детская музыкальная школа №2»

1. ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА

«Музыка – откровение более высокое, чем мудрость и философия.
Музыка должна высекать из души человеческой.
Музыка – народная потребность».

Людвиг Ван Бетховен.

Музыка как вид искусства открывает человеку возможность познавать мир и в процессе познания развиваться.

Возникновения в нашем сознании естественных, закономерных ассоциаций музыки с самой жизнью, другими жанрами искусства убеждает нас в огромных возможностях музыкального воспитания, которое фактически дает человеку ключ к восприятию, постижению образного мира прекрасного. Обладание таким ключом – это важная предпосылка формирования не только действительно прекрасного во всех отношениях человека, но, что немаловажно, – формирование вкуса.

Учащиеся могут стать подлинными любителями серьезной музыки, но главное – они должны стать культурными слушателями, активно, и с интересом, воспринимающими настоящую музыку, способными иметь суждение о воспринимаемой ими музыке и определять свое отношение к услышанному.

Если дети слышат высокохудожественную музыку, они накапливают опыт переживания и осознания, ценных в художественном отношении интонаций музыки разных эпох и стилей, у них формируются основы музыкального вкуса.

Приобретая определенные знания о музыке, умения и навыки, школьники приобщаются к музыкальному искусству. Нужно добиться того, чтобы в процессе музыкального воспитания получение этих знаний, умений и навыков способствовало формированию их предпочтений, интересов, потребностей, музыкального мышления, воображения, вкусов.

 

2. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

 

Проблемой становления музыки как искусства занимались О.А. Апраксина, О.П. Рыданова, Г.Я. Лешакова, В.С. Уколов, Е.Л. Рыбалкина, Л. Школяр, А.Г. Юсфин и многие другие ученые и педагоги.

Проблемой формирования музыкального вкуса занимались Б.А. Бечак, Л.В. Дмитриева, Н.М. Черноиваненко, Д.Б. Кабалевский, О.П. Рыданова и др.

В настоящее время у современных школьников имеется возможность изучать наследие мировой музыкальной культуры, сделать его своим духовным достоянием.

Проблема развития музыкального вкуса школьников привлекает внимание многих исследователей. Несмотря на многочисленные работы в этой области, она все еще остается актуальной.

Проблема заключается в отсутствии музыкальной культуры подрастающего поколения, а значит и музыкального вкуса.

Сейчас люди живут в такое время, когда музыку можно услышать практически везде. Этому способствует радио, телевидение, а также появление множество легкодоступного музыкального материала (аудио кассеты, диски, видео записи).

Вместе с этой легкодоступностью происходит обесценивание музыки. Она превращается в практически не воспринимаемый шум. Люди просто отвыкают слушать музыку в серьез.

Воспитание детского музыкального вкуса – вопрос сложный и малоизученный.

Наблюдая за детьми, легко убедиться в том, что одни из них предпочитают петь или танцевать, играть на музыкальных инструментах или слушать музыку. Это говорит о разнообразии детских вкусов, которые необходимо постоянно развивать и совершенствовать.

Ребенок получает с детства самые разные музыкальные впечатления,
привыкает к языку народной, классической и современной музыки, накапливает опыт восприятия музыки, различной по стилю, постигает «интонационный словарь» разных эпох.

Для того чтобы музыкальное развитие шло наиболее успешно, необходимо использовать в работе с детьми полноценную в художественном отношении музыку – классическую и народную. Проблема существенно видна, а значит, ей необходимо уделить больше внимания.

 

3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

 

Целью нашего проекта является формирование музыкального вкуса и интереса школьников к высокохудожественной музыке через знакомство с схожей по стилю и направлению музыкой.

Объектом исследования служит организация музыкального воспитания школьников.

Предметом данного исследования служит процесс развития музыкального вкуса школьника.

Анализ отечественной и зарубежной музыковедческой, педагогической литературы по изучению проблемы развития музыкального вкуса позволил выдвинуть следующую гипотезу:

·        если проблема развития музыкального вкуса у школьников так значима, то необходимо построить так свою деятельность, чтобы суметь заинтересовать их высокохудожественной музыкой, через знакомство с различными стилями и направлениями музыки.

В проекте поставлены следующие задачи: Изучить работы, научные исследования по данной проблеме ученых-теоретиков, психологов, физиологов, музыкантов-педагогов.

Путем эксперимента выявить уровень развития музыкального вкуса учащихся.

Провести работу по формированию интереса и вкуса школьников.
Доказать эффективность выдвинутой нами гипотезы.

 

4. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 

Создание необходимых условий для развития творческой деятельности учащихся.

Разработка системы специальных творческих упражнений по развитию навыков сочинения и импровизации.

Совершенствование умений и навыков учащихся, направленных на активизацию музыкального слуха, повышение качества знаний.

Постижение учащимся многообразных видов искусства и явлений окружающего мира и формирование на этой основе их мировоззрений.

Повышение системы мотивации к занятиям музыкой.

 

5. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА

 

Для реализации поставленной нами цели были подобраны следующие методики.

1)    «Открой себя через музыку»
Цель:  определить, как впервые услышанное произведение влияет на ребенка , какие вызывает у него чувства, эмоции, переживания.

Суть метода: Исследователь вспоминает с детьми музыкальные лады, приводит им примеры мажора и минора. Просит ребят охарактеризовать каждый лад. Затем предлагает прослушать произведение М.Ц. Мусоргского «Рассвет на Москве-реке» (не называя названия) и ответить на вопросы, указанные в анкете.

Инструкция: « Ребята скажите, пожалуйста, можем ли мы, не зная названия произведения, определить, о чем хотел сказать композитор? Вы верно отметили. Наши чувства, мысли, переживания мы можем передать музыкальными звуками и, полученную музыку, сможем понять почти каждый слушатель. Сейчас мы слушаем одно из произведений, которое многие из вас раньше не слышали. Я каждому раздам анкету, в которой вы, после прослушивания ответите на вопросы. Я попрошу, чтобы при ответе вы не смотрели в тетради друг другу. У каждого должно быть свое мнение, вы должны быть самостоятельны и отобразить то, что вызвало у вас прослушанное произведение».

В заключении ребята высказывают свое отношение к музыке, отвечая на вопросы и рисуя то, что навеяло им произведение.

Исследователь ставит:

·          5 баллов, если учащиеся различают характер произведения, лад, в котором оно написано, наиболее близко передают музыкальный образ в рисунке, логически верно находят ему название.

·          2 балла ставится учащимся, если они допустили  неточности в различии настроения произведения и соотношения его с музыкальным образом.

·          0 балов – если учащиеся не понимают характер произведения, его настроение, неверно определяют лад.

 

2)    «В гостях у сказки»

Цель:  выявить уровень музыкального вкуса через сочинение учащимся сказки по прослушанному произведению.

Суть метода:  Исследователь проводит с детьми беседу о волшебной стране, где живут сказки, вспоминает с ребятами наиболее известных им сказочных персонажей. Беседуют о том, что «сказку можно услышать без слов». Предлагает ребятами перевоплотиться в великих сказочников и на основе услышанного произведения («Петрушка» И.Стравинского) придумать свою удивительную историю.

Инструкция:  «Ребята, мы выяснили с вами, что все любят сказки. Их можно передавать из поколения в поколение не только словами, но и музыкальными звуками, которые образно и ярко нарисуют в нашем воображении ту или иную волшебную картину. Многие композиторы писали произведения, в которых мы можем «увидеть» и хитрую лису, и трусливого зайца, и много-много другого. Но у всех у нас воображение различное, каждый чувствует музыку по-своему. Я предлагаю вам послушать произведение и «увидеть» в нем свою, непохожую на другие сказку. Для этого вы должны очень внимательно вслушаться в эти волшебные звуки, а потом отразить свои мысли на листе бумаге».

На основе «детских сказок» исследователь делает вывод о том, как музыка повлияла на внутренний мир учащихся, насколько глубоко они её услышали и смогли передать словами.

·        Высокая оценка ставится тогда, когда «речь» детей образная, эмоциональная, яркая, если они наиболее точно передали замысел композитора, сумели услышать незначительные «детали» произведения.

·        Средний результат – если ребята недостаточно точно смогли почувствовать произведение, «речь» их мало эмоциональная.

·        Низкий результат – отсутствие собственного мнения, «речь» сухая, неэмоциональная, краткая.

3)    «Море волнуется – раз…»

Цель: определить у учащихся способность «вживаться» в предложенный образ, проникать и осмысливать его эмоциональное состояние.

Суть задания: Исследователь с ребятами вспоминает известную всем игру «Море волнуется – раз…». Говорит о том, что в эту игру интереснее будет играть, если ее озвучить. Для этого используются произведения из «Карнавала животных» К. Сен-Санса. Ребята придумывают не большой спектакль.

Инструкция: «Ребята всем вам, наверное, известна детская игра «Море волнуется – раз…». В ней необходимо придумать какой-то определенный образ. Вот и мы с вами сейчас поиграем. Но чтобы играть было интереснее, мы будет отображать образ, который подсказывает нам наше воображение, а для этого нам поможет музыкальное произведение. Мы уже знаем, что композиторы изображают то что они видят и слышат, и все это можем через их творение понять и мы. Я предлагаю вам послушать неизвестную вам музыку и подумать, что же хотел показать композитор, а потом составить не большой музыкальный спектакль». Учащиеся слушают произведения, а потом инсценируют их.

Исследователь смотрит, насколько эмоционально и ярко ребята передают предложенным им образ, как они чувствуют музыку и умеют ее передать в движении.

·        Высокая оценка ставится, если учащиеся точно передали задуманный композитором образ, выразительно его продемонстрировали, прочувствовали настроение и характер произведения.

·        Средняя оценка – если были какие-то неточности в передаче образа, ребенок был малоэмоционален, стеснялся.

·        Низкая оценка – если ребенок неверно определил задуманный композитором персонаж, был скован в проявлении эмоций.

Качественный анализ содержания каждой методики осуществляется по следующим критериям музыкального вкуса, которые представлены в таблице1.

Критерии развития музыкального вкуса

Таблица 1

 

Высокий
Средний
Низкий
– адекватное,

Эстетически-активное достижение «пикового состояния» в музыке, единство эмоционального и интеллектуального;

-точное содержательное высказывание ребенком об воспринимаемых музыкальных образах;

– стремление воспринимать мир музыкальных образов через взаимосвязь со своим миром;

– умение анализировать, сравнивать музыкальные образы, устанавливать причинно-следственные  связи между средствами музыкальной  выразительности и эмоциональным содержанием музыки;

– умение оценивать  сам процесс и результат восприятия музыкальных образов, способность воображать, отождествлять себя с музыкальным образом.
– достижение «пикового» состояния в музыке и понимание музыкальных образов имеет не всегда адекватный характер;

– осознанно воспринимают простые; статичные, однозначные музыкальные образы;

-стремление и готовность воспринимать мир музыкальных образов и свой эмоциональный мир;

– анализ музыкального образа происходит по образцу, отсутствует самостоятельность;

– умение устанавливать причинно-следственные связи между музыкальным образом и средствами выразительности;

– при интерпретации эмоционального содержания музыкального образа

речь не развернута,
ориентирована на стандарт.
– отсутствует интерес к восприятию музыкального образа;

– восприятие и понимание музыкальных образов неадекватное, целостное,

нерасчлененное;

– способ анализа содержания музыкального образа и средств выразительности характеризуется неустойчивостью;

– в познании музыкальных образов речевые коммуникации носят личностный характер, но неадекватны содержанию произведений и имеют слабую эмоциональную окрашенность.
В процессе проведения констатирующего эксперимента выявляются следующие данные:

Дети с высоким уровнем музыкального вкуса характеризуются целенаправленностью, адекватным эстетически-активным восприятием музыки, единством эмоционального и интеллектуального, дифференцированностью слуховых ощущений.
Внутренний слух и музыкальные представления связаны со способностью слышать и переживать музыку про себя. Ребята воспринимают, осознают выразительные средства музыки, понимают, при помощи чего композитор достигает эстетический эффект воздействия музыкального образа на слушателя, устанавливают причинно-следственные связи между эмоциональным содержанием музыкального образа и средствами выразительности.

Так, например, в методике «Открой себя через музыку» ребенок может абсолютно точно определить лад произведения, практически дословно дать ему название, передать услышанное в своем рисунке в соответствующих настроению музыки красках. Таким образом, можно сделать вывод, что он прочувствовал произведение, увидел всю его глубину. Большинство же ребят могут быть не так точны в ответах, музыка коснулась их лишь поверхностно.

Что же касается результатов проведения двух других методик, то можно сказать что они не очень радостные. Дети просто не умеют вслушиваться в музыкальные звуки, находить в них те чувства, переживания, которые заложил композитор. Большинство из учащихся могут копировать ответы других, не имея порой своего собственного мнения.

Результаты констатирующего эксперимента можно обозначить в таблице 2 и в виде диаграммы (рисунок 1).

 

Результаты констатирующего эксперимента

Таблица 2

Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
10 %
20%
70%
Результаты констатирующего эксперимента можно представить в виде диаграммы (Рисунок 1)

 

Рисунок 1

Вывод:

Вкусы детей очень разнообразны, они охватывают стили и направления как современной, так и классической музыки. Но не у всех детей развит музыкальный вкус. Многие не знают, какая музыка им нравится, не знаю о том, какая музыка вообще существует, какую роль она играет в жизни человека. Поэтому необходимо провести формирующий эксперимент, который познакомит детей с развитием музыки и её гениальными творцами.

 

6. ПЛАН ПРОЕКТНЫХ РАБОТ

 

Задачи
Виды работ
Сроки начала и окончания
Исполнитель
Прогнозируемый результат
1.  Изучение и анализ психологи- ческой, методической, музыковедческой, искусствоведческой литературы по вопросам развития музыкального слуха и творческих способностей учащихся.
1.1.     Выявление современных требований к педагогической  компетентности и культуре современного учителя.
2015-2016 гг.
Бисярина Л.Г.
Повышение

Уровня знаний по предмету, расширение кругозора
2.         Определение дидактической роли музыкальных занятий в формировании личности ребенка
Определение возможностей, наклонностей ребенка, его интересов, основанных на музыкальных занятиях.
2015-2016 гг.
Бисярина Л.Г.
Развитие эмоциональ- ности учащихся, музыкального вкуса на основе творческих занятий.
3. Проследить

 

Динамику развития музыкальных и творческих способностей детей
Проведение

 

эксперимента:

 

1.констатирующий

2.формирующий

3.контрольный
2015-2016 гг.
Бисярина Л.Г.
Повышение

Системы мотивации к занятиям музыкой и качества знаний и практических навыков
7. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

1.     Подбор квалификационных кадров преподавателей

2.     Оформление классных комнат, стендов, использование нотной литературы музыкальных методик.

3.     Посещение музыкальных мероприятий, концертов, выставок.

4.      Привлечение спонсоров, помощь родителей.

 

 

8. ПОЛЬЗОВАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОЕКТОВ

 

Ученики музыкальных школ, ученики общеобразовательных школ, родители, молодые специалисты.

 

 

 

9. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе

М. «Просвещение» 1983-222 с.

 

2. Аристотель Поэтика. М.: 1957.-56с.

3. Барышева Т.А., Эмпатия и восприятие музыки //Вз-е искусств в пед. Процессе: Межвуз. Сб. науч. Тр. Л.ЛГПИ. 1989 -156 с.

4. Беляева-Экземплярская С.Н. О психологии восприятия музыки. М.: «Музыка», 1923-125с.

5. Берхин Н.Б. Роль сопереживания в восприятии и создании художественных произведений.// Всопр.Психол.1988 № 4 с.155-160.

6. Бечак Б.А. Воспитание искусстовом. М.: Просвещение,1981. -280с.

7. Веккер Л.М. Восприяти и основы его моделирования. Л.:Издательство ЛГУ, 1964-194с.

8. Вендрова Т.Е., Писарева И.В. Воспитание музыкой. М.:1991, 50 с.

9. Воробьев Т.В. Художественное восприятие как форма общения. Дис.канд. псих.Наук. Л.:1983.

10. Восприятие музыки: Сб.статей/ Под ред. В.Н.Максимова. М.:Музыка, 1980 – 256с.

11. Гофман Э. – Т.А. Мысли о высоком значении музыки, // Иск-во в школе. 1992.№2.с.51-54.