Разработка открытого урока на тему «Комплексный подход к музыкальному восприятию юного пианиста»


Паторочина Кристина Евгеньевна
преподаватель фортепиано и концертмейстер Детская школа искусств № 1, город Уральск,  Западно-Казахстанская область

Тип урока:  Обобщение и закрепление знаний, умений и навыков. Применение знаний на практике

Цель урока:  Воспитание художественно-исполнительской инициативы и закрепление пианистических приемов.

Задачи урока:

Образовательные:

● Расширить багаж музыкальных впечатлений учащейся.

● Продолжить знакомство с музыкой Андреевой М.

● Продолжить работу над рациональными приемами игры на фортепиано.

● Научить грамотно читать нотный текст.

● Продолжить работу над подбором по слуху мелодий с сопровождением.

Развивающие:

● Развитие музыкально-образного мышления, расширение музыкального кругозора.

● Развитие двигательно-игровых навыков.

● Развитие навыка игры по нотам.

● Развитие мелодического, гармонического, звуковысотного слуха.

● Развитие чувства ритма

● Развитие навыка подбора по слуху и транспонирования.

Воспитательные:

● Воспитание интереса  и любви к предмету и инструменту.

● Воспитание чувства любви и уважения к классической музыке.

● Воспитание чувства ответственности за результаты своей работы.

● Воспитание навыков самоконтроля.

● Воспитание культуры поведения за инструментом.

Этапы урока:

1. Организационный этап.

● Приветствие. Название темы урока. Вступительное слово педагога с обоснованием выбранной темы.

Комплексное развитие ученика-пианиста включает в себя следующие элементы:

-воспитание двигательно-игровых навыков, работа над техникой и пластикой движений (несколько упражнений на различные виды техники).

– развитие навыка игры по нотам (проигрывание этюда, чтение с листа).

-развитие музыкально-образного мышления, расширение музыкального кругозора, накопление слуховых представлений.

– развитие всех компонентов музыкального слуха.

– развитие чувства ритма (несколько ритмических упражнений на воспроизведение ритмического рисунка по карточкам и на слух)

– развитие навыка подбора по слуху и транспонирования (проигрывание коротких пьес классом ниже)

Без хорошего развития все этих качеств не может состояться хороший музыкант-исполнитель.

2 Основной этап.

На этом этапе применялись различные  методы:

– словесный (объяснение, беседа)

– наглядный (обсуждение репродукций картин)

– практический (слушание музыки,  игра на инструменте, решение пианистических и художественных задач.)

– творческий (подбор по слуху, транспонирование, поиск средств выразительности для образного воспроизведения программных произведений)

– репродуктивный (воспроизведение выученного текста)

– метод игры

– метод музыкального наблюдения

● Игра упражнений.

В начале урока целесообразно подготовить руки к игре на инструменте. Для этого играем несколько упражнений на различные виды техники: позиционные упражнения Ш. Ганона, И.Брамса, Т. Таузига,  Т. Симоновой  гаммообразные упражнения, упражнения на крупную технику (октавы, аккорды).

Упражнение Симонова Т.

 

 

Упражнение И. Брамс.

 

Упражнение Ш. Ганон.

 

 

●  Работа над этюдм. Преодоление пианистических неудобств:

 

 

При исполнении этюдов перед учащейся ставились различные практические задачи:  качественно и быстро делать позиционные переносы рук, соблюдать хорошую координацию рук в разных регистрах,   выполнение ритмических задач, качественно, ровно  и верной аппликатурой исполнять  пассажи, не прогибая запястия.

Упражнение для отработки переноса двойных нот на октаву вверх и вниз:

 

При исполнении  этюда важно следить за положением обеих рук.

Учащаяся успешно справилась со всеми задачами, работала вдумчиво, осознанно.

● Андреева М «Птички синички».  Краткий анализ нотного текста.

Прежде чем начинать играть по нотам, с учащейся были повторены ноты правой и левой руки, сделано несколько ритмических упражнений на воспроизведение ритмического рисунка по карточкам (отдельно каждой рукой и двумя руками вместе), а также на слух.

Перед игрой пьесы с листа был сделан краткий анализ нотного текста: музыкальный размер, тональность, ритмические и штриховые особенности. Затем в среднем темпе пьеса « Птички синички» была исполнена. С заданием  Дильназ справилась хорошо,  постаралась передать художественный образ.  Игра была эмоционально окрашена, убедительна, образна.

● Игровая гимнастика для наших пальчиков.

 

 

 

 

 

 

Она позволила учащейся расслабиться и переключить внимание.

 

● Подбор по слуху мелодии русской народной песни «Как под горкой» и транспонирование  ее в тональности первой степени родства.

● Беседа о творчестве  М.Андреева Краткое содержание.

 

● Слуховая разминка. Игра «Угадайка».

Даны задания на нахождение по слуху отдельных нот, угадывание направления и характера движения мелодии, определение интервалов.

3.Заключительный этап

● Подведение итогов.

● Оценивание работы учащейся.

Работа оценена  положительно, ученица получила отличную оценку за урок.

● Домашнее задание: продолжать работу над произведениями с учетом поставленных  на уроке задач.  По желанию: нарисовать рисунок к  пьесе.

В процессе урока учащаяся была активна, внимательна, заинтересована. Практические задачи,  поставленные преподавателем, выполнялись творчески, осмысленно.

Цель урока –  воспитание художественно-исполнительской инициативы и закрепление пианистических приемов, считаю, достигнута.