Разработка открытого урока на тему «Комплексный подход к музыкальному восприятию юного пианиста»
Паторочина Кристина Евгеньевна
преподаватель фортепиано и концертмейстер Детская школа искусств № 1, город Уральск, Западно-Казахстанская область
Тип урока: Обобщение и закрепление знаний, умений и навыков. Применение знаний на практике
Цель урока: Воспитание художественно-исполнительской инициативы и закрепление пианистических приемов.
Задачи урока:
Образовательные:
● Расширить багаж музыкальных впечатлений учащейся.
● Продолжить знакомство с музыкой Андреевой М.
● Продолжить работу над рациональными приемами игры на фортепиано.
● Научить грамотно читать нотный текст.
● Продолжить работу над подбором по слуху мелодий с сопровождением.
Развивающие:
● Развитие музыкально-образного мышления, расширение музыкального кругозора.
● Развитие двигательно-игровых навыков.
● Развитие навыка игры по нотам.
● Развитие мелодического, гармонического, звуковысотного слуха.
● Развитие чувства ритма
● Развитие навыка подбора по слуху и транспонирования.
Воспитательные:
● Воспитание интереса и любви к предмету и инструменту.
● Воспитание чувства любви и уважения к классической музыке.
● Воспитание чувства ответственности за результаты своей работы.
● Воспитание навыков самоконтроля.
● Воспитание культуры поведения за инструментом.
Этапы урока:
1. Организационный этап.
● Приветствие. Название темы урока. Вступительное слово педагога с обоснованием выбранной темы.
Комплексное развитие ученика-пианиста включает в себя следующие элементы:
-воспитание двигательно-игровых навыков, работа над техникой и пластикой движений (несколько упражнений на различные виды техники).
– развитие навыка игры по нотам (проигрывание этюда, чтение с листа).
-развитие музыкально-образного мышления, расширение музыкального кругозора, накопление слуховых представлений.
– развитие всех компонентов музыкального слуха.
– развитие чувства ритма (несколько ритмических упражнений на воспроизведение ритмического рисунка по карточкам и на слух)
– развитие навыка подбора по слуху и транспонирования (проигрывание коротких пьес классом ниже)
Без хорошего развития все этих качеств не может состояться хороший музыкант-исполнитель.
2 Основной этап.
На этом этапе применялись различные методы:
– словесный (объяснение, беседа)
– наглядный (обсуждение репродукций картин)
– практический (слушание музыки, игра на инструменте, решение пианистических и художественных задач.)
– творческий (подбор по слуху, транспонирование, поиск средств выразительности для образного воспроизведения программных произведений)
– репродуктивный (воспроизведение выученного текста)
– метод игры
– метод музыкального наблюдения
● Игра упражнений.
В начале урока целесообразно подготовить руки к игре на инструменте. Для этого играем несколько упражнений на различные виды техники: позиционные упражнения Ш. Ганона, И.Брамса, Т. Таузига, Т. Симоновой гаммообразные упражнения, упражнения на крупную технику (октавы, аккорды).
Упражнение Симонова Т.
Упражнение И. Брамс.
Упражнение Ш. Ганон.
● Работа над этюдм. Преодоление пианистических неудобств:
При исполнении этюдов перед учащейся ставились различные практические задачи: качественно и быстро делать позиционные переносы рук, соблюдать хорошую координацию рук в разных регистрах, выполнение ритмических задач, качественно, ровно и верной аппликатурой исполнять пассажи, не прогибая запястия.
Упражнение для отработки переноса двойных нот на октаву вверх и вниз:
При исполнении этюда важно следить за положением обеих рук.
Учащаяся успешно справилась со всеми задачами, работала вдумчиво, осознанно.
● Андреева М «Птички синички». Краткий анализ нотного текста.
Прежде чем начинать играть по нотам, с учащейся были повторены ноты правой и левой руки, сделано несколько ритмических упражнений на воспроизведение ритмического рисунка по карточкам (отдельно каждой рукой и двумя руками вместе), а также на слух.
Перед игрой пьесы с листа был сделан краткий анализ нотного текста: музыкальный размер, тональность, ритмические и штриховые особенности. Затем в среднем темпе пьеса « Птички синички» была исполнена. С заданием Дильназ справилась хорошо, постаралась передать художественный образ. Игра была эмоционально окрашена, убедительна, образна.
● Игровая гимнастика для наших пальчиков.
Она позволила учащейся расслабиться и переключить внимание.
● Подбор по слуху мелодии русской народной песни «Как под горкой» и транспонирование ее в тональности первой степени родства.
● Беседа о творчестве М.Андреева Краткое содержание.
● Слуховая разминка. Игра «Угадайка».
Даны задания на нахождение по слуху отдельных нот, угадывание направления и характера движения мелодии, определение интервалов.
3.Заключительный этап
● Подведение итогов.
● Оценивание работы учащейся.
Работа оценена положительно, ученица получила отличную оценку за урок.
● Домашнее задание: продолжать работу над произведениями с учетом поставленных на уроке задач. По желанию: нарисовать рисунок к пьесе.
В процессе урока учащаяся была активна, внимательна, заинтересована. Практические задачи, поставленные преподавателем, выполнялись творчески, осмысленно.
Цель урока – воспитание художественно-исполнительской инициативы и закрепление пианистических приемов, считаю, достигнута.