ИЗ ОПЫТА ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ В ДЕТСКОМ ДВОРОВОМ КЛУБЕ «МҰРАГЕР»


Найкина Т.И. – заведующая 

Детский дворовый клуб «Мұрагер»

Центр внешкольной работы «Әулет»

Г.Кокшетау

В Послании Президента Республики Казахстан народу Казахстана 2014 г. огромное внимание уделяется развитию образования и воспитания подрастающего поколения [1]. В Государственной программе развития образования РК на 2011-2020 гг. также отмечается, что приоритетным направлением государственной политики в области образования является развитие системы воспитания подрастающего поколения. Однако эффективность воспитывающего потенциала организации образования и детских общественных организаций остается низкой; недостаточное количество кружков художественного и музыкального творчества, спортивных секций в школах и внешкольных организациях [2].

Цель Центра внешкольной работы (ЦВР) «Әулет» и его филиалов в г. Кокшетау состоит в том, чтобы максимально охватить, заинтересовать, увести детей и подростков в удивительный мир познания, красоты и гармонии, а также организовать досуг детей, склонных к правонарушениям, стоящих на внутришкольном учете и учете ОДН города.

Каждый ребенок – неповторимая индивидуальность, но это не значит, что в развитии каждого подростка нет общих закономерностей, присущих этому возрасту. При всем разнообразии детских характеров, ситуаций и условий, в которых формируется личность, родителям и учителям надо знать общие особенности сложного процесса становления личности подростка дома, в школе, на улице.

Дома и в школе ребенок находится под контролем родителей и учителей, на улице – предоставлен сам себе, окружен влиянием «уличной» среды.

Однако, для того чтобы выработать правильные взгляды на жизнь, активное отношение к ней, недостаточно только видеть и слышать хорошее. Надо, чтобы дети сами делали то, что считают правильным, нужным. Для того чтобы постепенно ребенок смог осмыслить многие вопросы, важные для формирования его идеального облика, нужно помочь ему, направить его в правильное русло.

Нельзя забывать о том, что школьники «впитывают» в себя не только то хорошее, чему их учат в школе, дома. Дети определенно восприимчивы и к хорошему, и к плохому. Не умея еще  порой отличать  «хорошее» от «дурного», но стремясь быть «самостоятельными» в своих суждениях, критически относиться к окружающему, некоторые юноши и девушки заражаются «нездоровым» настроением. Это ведет, зачастую, в пивные бары, в залы игровых автоматов, секты разного рода и характера. Все это со временем приведет ребенка к грубости, жестокости, равнодушию к людям, хулиганству, наркомании.

Родители, которые ежедневно наблюдают над тем, чем занимается их сын или дочь в свободное время, что читают, с кем дружат, о чем говорят, вырабатывают у себя и своих детей потребность делиться друг с другом мнениями. Вот именно эта духовная близость дает возможность уберечь детей от подчинения и влияния «дурных» товарищей.

Но есть, к сожалению, семьи неполные, неблагополучные, где родитель «разрывается на части» чтобы материально обеспечить семью, у которого не хватает времени и сил на воспитательный процесс. Есть и другая сторона медали: воспитание в полных и обеспеченных семьях поставлено на «самотек». Эта проблема чрезвычайно острая, сложная и особо значимая в подростковом возрасте.

Наша приоритетная задача состоит в том, чтобы ненавязчиво увлечь детей разного возраста в свои кружки, познавательно – поучительные мероприятия, которые учат воспитывать организованность, самостоятельность, ответственность за любое взятое дело, одним словом, «распахнуть» дверцы их душ, раскрыть перед ними культуру предков, традиций и обычаев. В этом им помогают опытные, творческие и активные преподаватели центра, на уроках которых царит творческая атмосфера.

В Детском дворовом клубе (ДДК) «Мүрагер» особое внимание уделяется пропаганде здорового образа жизни. Проводятся массово – спортивные мероприятия, такие, как «Спорт – против наркотиков», «Папа, мама и я – спортивная семья, «В здоровом теле – здоровый дух» и др.

В спортивных мероприятиях под девизом «Спорт – против наркотиков» при поддержке Акмолинского областного филиала Народно- демократической партии «Нур-Отан» ребята из нашего дворового клуба приняли активное участие в соревнованиях по мини – футболу. Среди дворовых команд города они заняли первое место. Также ребята выступили на третьем турнире дворовых команд по футболу, организованном ТОО «Риск-Бизнес» и газетой «Любимый город», где среди 26 команд вновь победа была за нами.

Следует отметить, что большинство ребят, из которых была сформирована сборная футбольная команда, из неблагополучных семей. Некоторые из них состояли на внутришкольном учете и в Управлении по делам несовершеннолетних. Их считали «законченными» хулиганами, «изгоями». И неожиданно для всех именно эти ребята стали лучшими игроками команды, были отмечены ценными призами. Благодаря совместной и тесной работе социального работника школы, классных руководителей и работе ДДК «Мүрагер», «трудные» дети были вовлечены в мероприятия различного направления, такие, как «Конкурс рыцарей», «Никто не забыт… », «Экология и мы», «Брось курить!». Без внимания воспитанники не остаются и во время летних каникул, они заняты в спортивных секциях, мероприятиях, выезжают на экскурсию, посещают выставочные залы, музеи. Дружеская, практическая поддержка взрослых помогла ребятам найти себя, поверить в свои силы и возможности, а самое главное, они нашли «другую» жизнь. Вследствие чего за этот период ребятами не было допущено ни одного правонарушения. За активное участие, примерное поведение они были сняты с учета.

В ДДК «Мұрагер» также работают кружки по интересам: «Дизайн», «Батик», «Рукоделие», «Домбра» «Гитара» – которые приучают детей видеть в каждом объекте природы живое существо со своим характером, судьбой, красотой, историей. Уметь чувствовать живое начало в природе важно с самого раннего возраста. Гуманное отношение к окружающему миру вырабатывает особенность личности защищать, любить и беречь природу. В непринужденной игровой форме ребята постигают законы красоты декоративно-прикладного искусства. Малыши с помощью сказки входят в волшебный, загадочный мир изобразительного искусства. От занятия к занятию развивают умения и навыки. Благодаря умению учителя находить общий язык, ребята не испытывают напряжения, боязни, страха. Заинтересованно, активно участвуют в конкурсах, диспутах, спортивных мероприятиях. Это помогает многим ребятам избавиться от имеющихся комплексов, повысить заниженную самооценку, и, таким образом, получают необходимое им признание, самоутверждение, вырабатывают волевые качества характера.

Придя к нам в ДДК «Мүрагер», дети становятся более раскрепощенными, могут выразить свои чувства обиды и одиночества. Стремятся к хорошему, здраво оценивая ситуацию и свои ошибки. Зарождение позитивных мыслей помогает освободиться от стрессов, страха. Любую тему дети пропускают «через себя», «проживают» ее, а значит постепенно меняются изнутри, что и помогает преодолеть негативную позицию «безразличия» и «отторжения» от жизни.

Приятно видеть, когда воспитанники справляются с поставленной перед ними задачей, занимаются в кружках с увлечением, с удовольствием, помогая друг другу. Если видишь, что ребенок идет домой довольный насыщенным днем и ждет с нетерпением следующего занятия, это значит, что поставленная цель  достигнута.

Все дети отличаются друг от друга по своим интересам, склонностям, стремлениям, привычкам, и так важно с самого раннего возраста помочь каждому обрести уверенность в своих силах, сформулировать положительное и заинтересованное отношение ко всему окружающему.

И самое большое счастье – увидеть, что дети правильно продолжили жизнь, подхватили и понесли дальше все-то лучшее, благородное, что создали человеческий разум, воля, труд.

 

 Спискок использованной литературы:

  1. Послание Президента РК народу Казахстана.
  2. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы.

Түйін

Осы мақалада «Мұрагер» балалар клубының тәжрибесі қарастырылған, кружоктардың және басқада мектептегі емес шаралардың оқулық және тәрбиелік рөлі көрсетілген.

Summarу

The article summarizes the experience of child domestic clubs “Murager, shown cognitive and educational role of clubs and other outside schoo activitie.

Метки:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *