Электроэнергетика


Баймуратова Айнагуль Самегулловна

учитель географии Костанайская область Узункольский район, Суворовская средняя школа

 

Использование современных педагогических технологий на уроках географии

Использование современных педагогических технологий создают особые условия, для деятельность педагога и ученика. Знания как правило не даются в готовом виде, а добываются учащимися в совместной деятельности с учителем.

Инновационные педагогические технологии, основанные на применении информационных, коммуникативных методов обучения, позволяют решить задачу модернизации Российского образования.

Эффективность образования всегда зависела от уровня подготовки преподавателей. Сегодня преподаватель по-прежнему остается критичным звеном процесса обучения, однако интеграция информационных технологий и образования способствует формированию новой роли учителя. Учитель помогает ученикам найти необходимую им информацию; выяснить, соответствует ли она заданным требованиям; а также понять, как использовать эту информацию для ответа на поставленные вопросы и решения сложных проблем.

Рассматривая географию в ряду с другими общеобразовательными дисциплинами, можно назвать общедидактические методы: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, исследовательские, коррекции знаний учащихся, стимулирования и мотивации обучения и др. Применение средств ИКТ вносит определенную специфику в известные общедидактические методы обучения. Так, объяснительно-иллюстративные методы при использовании мультимедийного проектора могут заметно повышать познавательную активность учащихся за счет увеличения наглядности и эмоциональной насыщенности (анимация, звук, видео и другие мультимедийные эффекты). Когда учитель самостоятельно разрабатывает мультимедийный дидактический материал, он может использовать региональный краеведческий материал, что усиливает воспитательный момент урока.

Основной целью географического образования является овладение обучающимися законченной системы знаний и умений. А также возможностями их применения в различных жизненных ситуациях. Качественное улучшение подготовки учащихся к жизни в условиях современного общества является одной из задач современной школы. Эту задачу школа может решить только на основе существенного повышения педагогического мастерства учителей и применения новых методов и форм их решения.

Проблему качества обучения на уроках географии эффективно помогают решить и информационные и коммуникационные технологии.

Какие основные положительные моменты:

Коммуникативность (проектная деятельность, организация электронных конференций ).

Оперативность информации: только информационные технологии позволяют достаточно быстро получить полную и новую информацию.

Динамичность хранения. Позволяет сохранять и накапливать дидактическую базу, решить проблему наглядности. Перед учителями географии стоит проблема обеспечения учебного процесса географическими картами. Благодаря информационным технологиям мы любую карту можем, по мере необходимости, с диска компьютера вывести на экран и использовать в учебном процессе.

Эти свойства информационных технологий позволяют использовать новые формы в педагогической деятельности:

  • Электронные учебники, карты.
  • Презентации.

Учитель должен учитывать уровень технических навыков обучающихся, планируя темп урока и количество выносимого на занятия материала.

Компьютер, должен стать незаменимым помощником учителя. Подготовка конкурентоспособных учеников, готовых свободно ориентироваться в мировом информационном пространстве является основной задачей современной школы. Компьютерная технология развивает идеи программированного обучения, открывает совершенно новые, еще не исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров.

Использование ИКТ на уроках необходимо вводить не в место, а наряду с другими современными технологиями.

Ученик должен уметь самостоятельно анализировать, сравнивать, описывать, а для этого ему нужно уметь говорить. Поэтому только машинный контроль знаний учащихся для школы не подходит. Конечно, никакая даже самая умная программа не способна заменить наблюдения в природе, использование отрывков из художественных произведений при описании природы. А вот, например, спустится на дно Мирового океана или увидеть общую циркуляцию атмосферы из космоса, доведется далеко не каждому. Вот именно в познании этих уголков Земли компьютер станет ученику и учителю верным помощником.

Использование мультимедийных средств при выводе изображения на большой экран существенно повышает наглядность обучения.

Особую роль занимает использование на уроках географии интерактивных карт. Они эффективно дополняют имеющиеся комплекты учебно-методических материалов, а часто и конкурируют с ними благодаря своим техническим возможностям. Во время работы с интерактивной картой ученик воспринимает информацию одновременно и зрительно, и на слух. Такое сочетание получаемой информации создает благоприятные условия для понимания и усвоения изучаемого материала. Опыт применения интерактивных карт в учебном процессе подчеркнул несомненные достоинства этого вида обучения, особенно при изучении материала, требующего большого количества наглядных пособий.

Интерактивный диалог, когда учитель отвечает на вопросы учащихся, является важной составляющей успеха.

Существует несколько основных видов работы с электронной картой:

  1. работа со слоями карты;
  2. использование дополнительных возможностей программы (выполнение рисунков, надписей, обозначение знаков и др.).
  3. работа с дополнительным материалом;

 

Жизнь современного ученика не менее динамична чем жизнь общества, и откладывать на потом все то, что нужно сейчас — вроде как оттолкнуть руку, протянутую за помощью.

Каждый ребенок индивидуален, талантлив, но в то же время, способности разные, поэтому учителю очень важно это учитывать и дать возможность ребенку усвоить основной материал программы в соответствии с его индивидуальностью. Это позволяет ученику не потерять веру в себя, вселяет в него уверенность, что он тоже способный ученик, помогает его самоутверждению.

Благодаря современной технике и оптимальным методам обучения учитель дает возможность каждому ребенку «путешествовать» по миру знаний.

Применение компьютера для обучения школьников — это большая область проявления творческих способностей для всех, кто хочет и умеет работать, может понять сегодняшних детей. Но в тоже время нельзя забывать и о том, что мы призваны не только, научить ребёнка, но и, по возможности, сохранить его здоровье. Работа за компьютером обучающихся школы не должна превышать 20 минут за урок.

Современные информационные технологии требуют формирования интеллектуальных умений, позволяющих эффективно использовать обширную информацию, которая все более доступна. Выпускник должен обладать умениями получать информацию из различных источников, обрабатывать ее с помощью логических операций и применять в реальных ситуациях.

Подводя итог, отмечу, что применение средств ИКТ, прежде всего, направлено на совершенствование существующих технологий обучения и управления. Вместе с тем необходимо отметить, что они привносят в известные методы обучения и управления специфический момент за счет усиления исследовательских, информационно-поисковых и аналитических методов работы с информацией.

Цель урока: 1) Сформировать знания о роли энергетики в народном хозяйстве;

2) Развивать умение работать с картой;

3)Патриотическое и экономическое воспитание.

Метод обучения:  словесный Форма организации: коллективная

Тип урока: комбинированный Вид урока: проблемное обучение

Оборудование:  1.Экономическая карта Казахстана.

2. Административная карта Казахстана.

I.Организационный момент. Приветствие. Выявление отсутствующих.

II.Проверка домашнего задания. ТЭК (основа для создания материально-технической базы и развития производительных сил; состоит из производственных групп, которые обеспечивают производство и транспортировку топлива и энергии – схема 4 на стр. 24; энергетические ресурсы – природные ресурсы, из которых можно получать энергию – уголь, газ, нефть, горючие сланцы, водные, ветряные, ядерные, геотермальные и другие ресурсы; самые высококалорийные нефть и газ, легко транспортировать) Нефтяная промышленность (керосин, бензин, дизельное топливо, мазут, гудрон, новые химические продукты – синтетические волокна, каучук, спирт, пластмассы; диаграмма 4 на стр. 25; 14 бассейнов – Атырауско-Эмбинский, Мангистауский, Тургайский, шельф Каспия; по общим запасам углеводородного сырья – на втором месте после России; запасы нефти – 2,8 млрд. т.; Эмбинское – самое старое месторождение, самая качественная нефть; Тенгизское месторождение открыто в 1979 г., его запасы 3,133 млрд. т., добыча 12 млн. т/год, разрабатывает совместное казахстанско-американское предприятие «Тенгиз-Шевройл»; нефтепровод Тенгиз-Новороссийск 1580 км; Кумколь в окрестностях Байконура – Канадская фирма «Харрикейн»; три НПЗ – Шымкентский, Павлодарский, Атырауский; нефтепроводы; в настоящее время добыча нефти составляет более 59 млн. т/год) Газовая промышленность (общие запасы 6 трлн. т. – 12 место в мире; крупнейшие месторождения – Карачаганак, Имаш, Жанажол, Прорва, Узень и др.; в Карачаганаке – 70% всех запасов газа Казахстана, совместно с компаниями «ЭНИ» Италия, «Бритишгаз», «Шеврон Тексако» США, «Лукойл» Россия; газ перерабатывается в Оренбурге; газопроводы; газоперерабатывающие заводы в Тенгизе и Новом Узене; Амангельдинское месторождение; ежегодно добывается 7 млрд. м³ — 25 место в мире, стране не хватает, покупают из Туркмении, России и Узбекистана) Угольная промышленность (3,3% мировых запасов, 8 место в мире по добыче; общие запасы 176,6 млрд. т.; 80,4 млн./год; 100 месторождений, в основном в северном и центральном Казахстане; кокс – топливо, образуемое в результате высокотемпературного нагревания без доступа воздуха; Карагандинский – 51 млрд. т., открыт пастухом Байжановым в 1831 г., Экибастузский – 12 млрд. т., ежегодно добывают 50 млн. т., Тургайский, Нижнеилийский бассейны; Майкобенское месторождение, в Актюбинской области, возле Семипалатинского полигона месторождение Каражыра) III.Всесторонняя проверка знаний. Климат – это (многолетний режим погоды, характерный для какой-либо местности) Инфраструктурный комплекс включает в себя (производственные и непроизводственные услуги) Искажений больше на (мировой карте) Географические координаты – это (точки пересечения широты и долготы) Рельеф Западно-Сибирской равнины в пределах Казахстана отличается (однообразием) Средняя температура января на севере Казахстана равна (-19°С) Больше всего озёр Казахстана расположено в зонах (лесостепной и степной) Аксу-Жабагылинский заповедник расположен в области (Южно-Казахстанской) IV.Подготовка к объяснению новой темы. Написать на доске тему урока, объяснить цели урока. Проблемный вопрос: Какую роль играет энергетика в развитии экономики государства? V.Объяснение новой темы. Электроэнергетика (влияет на территориальное расположение и развитие всех производительных сил промышленности и общества – ведущая отрасль экономики, является фактором, определяющим направление специализации района; электрификация – главное направление НТП в производстве с новыми технологиями, автоматизацией и компьютеризацией) Факторы размещения электроэнергетических предприятий (наличие больших запасов ТЭР и близость потребителя — при низких затратах транспортировки; высокоэнергетические предприятия – алюминиевая, магниевая, титановая промышленность, производство ферросплавов – вблизи выработки электроэнергии; для 1 т. алюминия нужно 18 тыс. кВт·час, магния – 20 тыс. кВт·час) Виды электростанций (ГЭС, ТЭС, АЭС, ГРЭС, ТЭЦ; 90% — ТЭС на угле, мазуте, газе; 20 ТЭС на экибастузском угле в Казахстане, на Урале, в Сибири, что дает возможность развивать черную и цветную металлургию; Улкенская ГРЭС; в Павлодарской области – Аксуская ГРЭС обеспечивает энергией Аксуский завод ферросплавов; ТЭС около Караганды, Жамбылская ГРЭС, ТЭС в Актобе и Алматы) ТЭС и экология (зола, дым загрязняют воздух, трубы должны иметь высоту более 300 м и фильтрами) ГЭС (8 % энергии; в горных районах на востоке и юго-востоке; 160 млрд. кВт·ч в год; третье место в СНГ после России и Таджикистана; экологически чистые, но затопляют плодородные земли, меняют климат, нарушают гидрологических режим рек; Иртышская, Бухтарминская, Усть-Каменогорская, Шульбинская, Ульбинская, Хайрузовская, Тургусунская, Тишинская – на Иртыше и его притоках; на Или – Капшагайская, на Сырдарье – Шардаринская, каскад ГЭС на Малой и Большой Алматинке; в послевоенные годы построено больше 100 маломощных ГЭС (от100 кВт·ч до 30 М Вт, сейчас осталось 16) АЭС (была в Актау, сейчас остановлена, работает только опреснитель) Альтернативные источники энергии (ветер можно использовать везде, особенно в Жонгарских воротах; солнечные, гидротермальные, биологические)

Заключение