Выступление на конференции «Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья»


КГУ «Областная специальная (коррекционная) школа-интернат

для детей с нарушениями слуха»

акимата СКО МОН РК директор ТОО «Северо-Казахстанский

Учебно-производственный комбинат»

Соколов Николай Александрович

«В своей программной статье, посвященной идее формирования Общества Всеобщего Труда, Главы государства – Лидера нации Н. А. Назарбаева «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда» выдвинул ряд важных поручений для сферы образования. Это еще раз показывает огромное внимание, которое Лидер Нации уделяет решению социальных вопросов, сфере образования, учителям и молодежи».

Система технического и профессионального образования выполняет в Республике Казахстан две основных функции:

  • профессиональную: обучение и подготовку кадров для экономики страны;
  • социальную: обеспечение занятости молодежи общественно-полезной деятельностью.

Для эффективной реализации этих функций и осуществляется модернизация системы профессионального технического и послесреднего образования.

Реализация профессиональной функции предполагает, прежде всего, удовлетворение потребностей рынка и общества в квалифицированных специалистах. Поэтому перед нами встала задача переориентация системы технического и профессионального образования на потребности рынка труда.

В настоящее время развитие технического и профессионального образования обозначено как одно из приоритетных направлений в Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы. Целью развития ТиПО является модернизация системы технического и профессионального образования в соответствии с запросами общества и индустриально-инновационного развития экономики, интеграция в мировое образовательное пространство.

Для успешной реализации данной программы необходимо решить ряд проблем:

  • Во-первых, уровень подготовки специалистов технического и профессионального образования с высшим образованием;
  • Во-вторых, несоответствие многих работников квалификационным современным требованиям.
  • В-третьих, практика показывает, что система технического и профессионального образования не всегда способна обеспечить учащихся требуемыми на рынке труда профессиональными навыками и необходимой квалификацией, высоким уровнем мастерства, предпринимательскими умениями, навыками гибкости и мобильности в поиске работы, что затрудняет процесс трудоустройства.
  • В-четвёртых, системным фактором, вызывающим данные проблемы является отсутствие эффективного сотрудничества технического и профессионального образования с рынком труда, слабая вовлеченность работодателей в выработку стандартов и программ обучения, в сам процесс обучения и поддержку организаций ТиПО.

Современный социум предъявляет особые требования к подготовке конкурентоспособного специалиста: высокий профессионализм, компетентность, высокий интеллектуальный уровень, обеспечение возможности перемены трудовых функций в процессе деятельности.

Отсюда стратегическая задача, стоящая перед коллективом – формирование профессионально – компетентностной личности, конкурентоспособного специалиста, способного самостоятельно и творчески решать профессиональные задачи, осознавать личностную и общественную значимость профессиональной деятельности, нести ответственность за ее результаты.

Социально-экономическая ситуация в Казахстане обусловлена нарастающей социальной нестабильностью, высокими  требованиями к квалификации рабочих на рынке труда, что затрудняет успешную социализацию выпускников с проблемами в развитии. В связи с  этим основная задача нашего учебного заведения – это формирование жизненной компетентности у студентов для того, чтобы облегчить адаптацию аномальных детей и сделать успешной их последующую интеграцию в современное общество, ведь не для  кого не секрет, что наши дети не востребованы на рынке труда и им сложно устроиться в жизни.

В последнее годы особую актуальность приобрели вопросы профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и лиц с нарушением интеллекта.

В послании президента РК Н. А. Назарбаева говориться: «Надо усилить внимание нашим гражданам с ограниченными возможностями. Для них Казахстан должен стать безбарьерной зоной. Позаботиться об этих людях, которых немало, — наш долг перед собой и обществом. Во всем мире занимаются этим вопрсом. Люди с ограниченными возможностями могут работать на предприятиях бытового обслуживания, пищевой промышленности, сельского хозяйства. Мы вовлечем их в активную  жизнь, они будут не просто получать пособия, а будут осознавать себя членами общества, полезными работниками».

Однако до настоящего времени проблема профессиональной подготовки детей с нарушением интеллекта остается острой, а систему начального профессионального образования для этой категории лиц нельзя считать сформировавшейся окончательно.

Сложившаяся практика обучения и воспитания детей с интеллектуальными проблемами не всегда отвечает задаче формирования необходимых в жизни личностных качеств, таких как самостоятельность, готовность к самообеспечению на основе труда, коммуникативность, а также уточнения их жизненной перспективы. При этом, выпускники вспомогательных школ-интернатов, имеющие медицинский диагноз “олигофрения в степени дебильности”, не имеют никаких льгот в трудоустройстве и жизнеобеспечении. Они должны вливаться в сложнейшую жизнь на общих основаниях.

Необходимость разработки данной проблемы обусловлена рядом объективных причин: реформированием общества, кардинальным изменением социально-экономических устоев производства, парадигмы педагогических подходов и системы образования в целом, интенсивным ростом потребности педагогической и родительской общественности к профессионально-трудовой подготовке умственно отсталых подростков, предполагающей улучшение их адаптации к жизни и труду в условиях рыночных отношений.

Законодательство Республики Казахстан, в соответствии с основополагающими международными документами в области образования, предусматривает принцип равных прав на образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В качестве основной задачи в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики.

Кроме того, в последние годы в Казахстане  развивается процесс интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду вместе с нормально развивающимися сверстниками. Действующее законодательство в настоящее время позволяет организовывать обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в обычных дошкольных образовательных учреждениях, общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального образования, других образовательных учреждениях.

Но у большинства детей с ограниченными возможностями после получения образования в школе,  возникает проблема с получением профессионального образования. Так как не каждый ребенок, закончивший коррекционную школу, может наравне со здоровыми детьми обучаться в профессионально-технических учреждениях.

Так как для детей с нарушением интеллекта характерны недостаточная дифференцированность всех видов ощущений, замедленный темп восприятия, его узость, сочетающиеся со сниженной способностью к запоминанию и воспроизведению информации, неустойчивым вниманием. Дети физически ослаблены, у них нарушена координация движения, плохо развита мелкая моторика, повышенная утомляемость. Их также отличает низкая эмоциональная и мотивационная активность, несформированность личностных характеристик. Такие дети трудно приспосабливаются, что требует специальной помощи для успешной адаптации в новых социальных условиях.

Готовность к самостоятельной жизни предполагает, что молодой человек правильно выстраивает свои отношения с окружающими его людьми, имеет соответствующую его возможностям жизненную перспективу, любит и умеет трудиться и т. д..

Одной из важнейших проблем в подготовке умственно отсталых детей к самостоятельной трудовой деятельности является формирование профессионального самоопределения, адекватного трудовым возможностям данной категории граждан.

Человек с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии, как гражданин ничем не отличается в праве на труд от других членов общества, но ему нужна особая помощь в развитии своих способностей к трудовой деятельности и реализации своих прав на нее с обоюдной пользой для себя и окружающих.

Как показывает практика, правильно созданные в них условия, формы и содержание профессионально-трудовой подготовки способны обеспечить ученику освоение в соответствии с его возможностями трудовых умений и навыков, профессиональных программ, формирование общей культуры личности, ее социализации и решению сопутствующих проблем социально-бытовых, досуговых, нравственно-этических. Эта среда должна, по возможности, компенсировать, ограничения жизнедеятельности умственно отсталого ребенка, позволяя ему после окончания школы выступать на рынке труда в доступных для него областях.

Большинство детей в коррекционных школах получают азы различных профессий, но не одна школа на занятиях  трудового обучения не дает в полной мере, необходимых знаний и навыков, необходимых для работы на  предприятии. В связи с этим родилась идея создания специального образовательного учреждений для получения профессионального образования детей с ограниченными возможностями.

Пять лет назад было принято решение на базе ТОО «Северо-Казахстанский Учебно-производственного комбинат» создать профессионально техническое образовательное учреждение по обучению детей с особыми образовательными потребностями профессиям. Областной департамент образования  одобрил это предложение и оказал финансовую поддержку этому проекту.

В 2010 году  были набраны три группы детей из коррекционных школ по специальностям «Парикмахерское искусство и декоративная косметика», «Швейное производство и моделирование одежды» и «Обувщик по ремонту обуви». Наряду с этим принимались и дети, из общеобразовательных школ имеющие проблемы с получением образования. Ведь некоторые дети, не имеющие диагноза, также имеют затруднения в получении образования.

В учебном процессе обучение детей производится с учетом их возможностей и имеет четкую направленность на получение детьми профессии, а значит, получении возможности адаптироваться в дальнейшей жизни. На основании стандарта образования ГОСО РК от 4.05.2008 дети занимаются  по специальным и по общеобразовательным дисциплинам. Принимают непосредственное участие, как в культурно-массовой, так и в общественной жизни коллектива.

Администрацией и педагогическим коллективом прикладываются все усилия, чтобы максимально адаптировать детей к дальнейшей трудовой деятельности. Проведен мониторинг  по изучению заинтересованности городских предприятий в подготовке для них профессиональных кадров, который показал положительные результаты.

Организовываются экскурсии на предприятия города Петропавловска, заключаются договора на прохождение практики непосредственно на предприятиях. Мы в настоящее время имеем хорошую материально техническую базу. За время обучения дети показывают хорошие результаты в освоении профессий. В конце учебного года все группы проходят практику на предприятиях. Следует отметить, что в пошлом году результат превзошел все наши ожидания. Некоторые работодатели даже не поняли, что работали с особенными детьми. Настолько хорошо они показали себя за время практики. По желанию  несколько студентов остались работать на летние каникулы и заработали свою первую зарплату.

В настоящее время мы тесно сотрудничаем со многими организациями города, которые с огромным желанием готовы принять  наших выпускников. В 2015 году мы проведем четвертый выпуск. Педагогический коллектив прикладывает все усилия на то, чтобы наши выпускники быстро адаптировались к работе в трудовых коллективах. А дети, которые обучаются в стенах нашего учебного заведения получили профессию и стали в будущем полезными обществу, а значит, социализировались в нем.

Решать эту важнейшую задачу способен обладающий высоким творческим потенциалом педколлектив, который осознаёт кардинальные изменения сути профессиональной деятельности педагога: не действие по шаблону, а творческое конструирование учебного процесса для достижения планируемых результатов. Таким образом, способность самого педагога к самообразованию, творчески мыслить, нестандартно использовать достижения традиционной и инновационной педагогики, его постоянное самосовершенствование, самокритичность, эрудиция и высокая культура труда, является главным условием для решения этой задачи.

Определяющим вопросом сегодняшнего образования является поиск и внедрение новых педагогических технологий при обучении нашим специальностям. Над этой проблемой и работает весь наш педагогический коллектив.

 

 

Метки:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *