«Образование 2018»


Боярский Владимир Валентинович, Волянская Валентина Николаевна, 

Гамастинов Салихжан Галимжанович,  Зеленкова Лариса Владимировна, 

Калиниченко Людмила Александровна, Омарбекова Анар Абаевна, 

Садырова Бекзат Тургамбековна, Шульга Елена Анатольевна

педагог дополнительного образования, ГККП «Дом детского творчества» при отделе образования

города Степногорска

GDE Ошибка: Запрашиваемая ссылка недействительна

Эссе «Традиции и обычаи казахского народа»

Садыровой Бекзат Тургамбековны,

педагога дополнительного образования

ГККП «Дом детского творчества»

при отделе образования города Степногорска

 

Казахи, коренной народ Казахстана – люди гостеприимные и хлебосольные. Они за много веков своей истории накопили немалый багаж традиций и обычаев: от народных сказок и легенд  до великолепных традиций национальной кухни.

Казахская национальная кухня – это основа жизни моего народа. Как у большинства народов, что исторически являлись кочевниками-скотоводами, главная составляющая нашей кухни – мясные блюда. Казахский бесбармак, например, традиционное праздничное угощение. При подаче блюда на стол каждому гостю преподносят «мүше»: «жамбас» – «ақсақалға» (старейшине, пожилому уважаемому человеку), «төс» – для зятя. Мои друзья, давно проживающие в России и Германии, по праздникам готовят бесбармақ, причем,  как казахи, подают на большом блюде (табақ). К новогоднему столу мои русскоязычные соседи и друзья обязательно покупают мясные деликатесы: қазы, қарта и шұжық.

Полезнейшее блюдо казахов – это сорпа, мясной бульон (бараний, говяжий, из конины). Это блюдо бесценно: укрепляет иммунитет, полезно для растущего детского организма, восстанавливает силы после болезней. Сорпа становится более витаминизированней, когда в него добавляют курт (соленый сушеный сыр).  Курт изобретен кочевыми тюркскими народами; в отдельном виде и в составе блюда является богатым источником витамина С. По воспоминаниям Гертруды Платайс, одной из бывших заключенных Акмолинского лагеря жен изменников Родины, в годы сталинских репрессий, когда их под конвоем вели по улице на работу, рядом появились благообразные бородатые старики-аксакалы с детишками. По команде стариков дети начали бросать в женщин-заключенных камни. Женщины уворачивались как могли, а конвой смеялся и поощрял казахских детей к расправе над «врагами народа». Женщина, рассказчица этой истории, не удержалась и упала прямо на несколько брошенных в нее камней. Конвой хохотал над ней, а она вдруг обнаружила, что камни — мягкие, да и не камни вовсе, а настоящий сыр. Так старые казахи придумали, как обмануть конвой и с помощью детей помочь выжить измученным голодным женщинам.

Эта история поучительна тем, как важно в тяжелой жизненной ситуации  поддержать человека, помочь ему встать на ноги в прямом смысле слова.

Традиционный казахский дом украшен яркими домоткаными коврами (кілем, алаша, көрпе). Именно наши бабушки «әжелер» умеют выделывать пестрые ковры и невероятно красивые одеяла со сказочными орнаментами: «түйе табан», «қошқар мүйіз», «балдақ». Такое народное ремесло в казахских семьях бережно передается из поколения в поколение.

Сегодня орнамент по – прежнему популярен: встречается в одежде, используется в украшениях, интерьерах и аксессуарах. Во время проводов невесты «қыз ұзату» и народных праздников всё вокруг украшают орнаментами. Это часть истории казахского народа, дань его обычаям и традициям. Даже через столетия эта символика не утратит своей актуальности, потому что в ней — культурная самобытность народа.

Казахи – музыкальные люди. Когда собираются гости, обязательно играют на домбыре – народном казахском инструменте. Музыканты исполняют музыкальный сюжет кюй, а состязание певцов – импровизаторов называется айтыс. Я очень люблю слушать айтысы, в них очень тонко излагаются жизненные реалии.

В казахском жилье пол щедро укрыт коврами, посредине ставят низкий столик, покрытый дастарханом. Вокруг него стелят цветные одеяла (көрпе). Гостю подают вкуснейший чай, традиционно со сливками, с бауырсаками и шелпеками.

Обычаи имеют важное место в жизни каждого человека и его семьи. Моя семья не стала исключением. В кругу семьи, с друзьями мы проводим по обычаю «Тұсау кесер», «Қырқынан шығару», «Сүндет той», «Тоқым қағар», «Наурыз».

Я согласна с мнением французского писателя Ж.Жубера: «Лучшие законы рождаются из обычаев».

С древности с развитием общественной жизни появилась необходимость в праве. В основу законов легли обычаи. Обычаи принято определять как устойчивые правила поведения, которые в результате многократного повторения становятся привычными, обыкновением, соблюдаемыми добровольно. Поэтому в роли обычаев могут выступать и жизненные навыки, и религиозные обряды, и народные праздники. Соблюдение некоторых обычаев является для человека не менее жестким требованием, чем исполнение каких-то законов. Здесь, как правило, ощущается давление общественного мнения «уят»: пересуды и молва окружающих. Поэтому каждый стремится к тому, чтобы не ронять своего достоинства в глазах других людей, не выбиваться из общего ряда, следовать сложившемуся порядку вещей, поступать как все, как принято.

Таким образом, в современном обществе обычаи играют существенную роль в регуляции различных сторон нашей жизни. Они тесно связаны с правом, моралью, культурой, политикой, религией и другими социальными нормами.

Именно традиции своего народа вкладывают в сердца и души детей  понимание прекрасного, доброту, патриотизм, миролюбие, отзывчивость и желание помочь в трудную минуту, умение находить правильное решение в любой ситуации.

В свою очередь я, общаясь со своими учениками, получаю взамен что-то новое для себя.

 

GDE Ошибка: Запрашиваемая ссылка недействительна
GDE Ошибка: Запрашиваемая ссылка недействительна

Сценарий театрализованного представления

для младших школьников

«Чудесная страна Читалия»

Ведущая:

Здравствуйте, дорогие друзья!

Сейчас улыбаетесь вы мне, а вам я!

И в нашем зале сразу станет

Светлее, интересней и веселее!

Вы пришли сегодня к нам

В Дом детского творчества не спроста,

Посмотрите вокруг себя –

В зале у нас – красота!

На праздник книги я вас приглашаю!

Вы все читаете? Я это знаю!

Как хорошо уметь читать!

Не надо к маме приставать,

Не надо бабушку просить:

Прочти, пожалуйста, прочти.

Не надо умолять сестрицу –

Ну прочитай ещё страницу!

Не надо ждать, не надо звать,

Ведь можно взять и прочитать!

 

Ведущая:

Ребята, посмотрите, какая интересная книга у меня есть,

Очень много загадочного и интересного здесь.

Но книге поможет открыться – ИГРА,

Вы играть все готовы? Конечно же да!

 

№1. «ИГРа»

Совершим путешествие по самому себе. Все должны хлопать по коленям и хором проговаривать: «Поехали, поехали, поехали…» При этом игроки смотрят на ведущего а Он, прерывая «движение», называет и показывает части тела (затылок, нос, рот, рука, глаза и т.д.).

 

Ведущая:

Всё! Открываю книгу я!

Страница ПЕРВАЯ (1), друзья!

По этой страничке листочки летят,

На этой страничке цветной листопад!

Осеннее чудо! Природы загадка!

Сейчас мы начнём всё по порядку!

 

Осень – замечательная пора!

Любит осень вся детвора!

Потому что осенью – каникулы первые!

Вы их ждали с нетерпением, наверное?!

На каникулах вы ребята книжки читали?

А в игры с друзьями играли?

Давайте и мы с вами в осенние игры поиграем,

Ведь много игр интересных мы знаем!

 

ИГРЫ ПОДРЯД:

№2. «Да – нет»

Осенью становится очень жарко. (Да – нет)

Осенью Дед Мороз приносит детям подарки. (Да – нет)

Осенью птицы на юг улетают. (Да – нет)

Осенью с деревьев листья опадают (Да – нет)

Осенью медведи просыпаются (Да – нет)

Осенью ребята в школе занимаются. (Да – нет)

Осенью идёт холодный дождик (Да – нет)

Люди одевают тёплые сапожки(Да – нет)

Осенью грибы и ягоды растут(Да – нет)

Осенью зверята себе на зиму запасы делают. (Да – нет)

Мы осень с вами очень любим (Да – нет)

Играть ещё сейчас мы будем?! (Да – нет)

№3. Игра «Дождь-гром-лед»

Выходит Персонаж Слякоть

 

Слякоть:

Я Слякоть, осенняя слякоть!

Люблю я всё портить кругом!

Могу появиться я ночью,

Могу появиться я днём!

Мои дорогие подруги:

Ненастье и грязь!

Иногда мы с ними пошутим немножко,

И дома сидит ребятня.

Люблю когда дождик прольётся

И лужи кругом и тоска,

Я слякоть, осенняя слякоть,

Люблю пошалить иногда!

 

Ведущая:

Уважаемая Слякоть!

Вы нам не помешаете!

В любую погоду, знаете,

Можно найти занятие.

Например, пазлы собирать,

На музыкальных инструментах играть,

А можно просто забраться в кровать

И книжку интересную прочитать.

А вы, уважаемая Слякоть,

Книжки читаете?

 

Слякоть: Нет.

 

Ведущая:

Значит, вы зря время теряете.

А вот наши ребята

Хоть и ростом ещё маловаты,

Но все умеют читать.

Поэтому они будут много знать!

 

Слякоть:

А я не хочу учиться!

Захочу – буду просто лениться!

 

Ведущая:

Ну тогда нам с тобой не по пути!

Слякоть, уходи!

 

А мы будем продолжать веселиться!

Я вижу радость на ваших лицах!

 

Танец «Пчёлки»

Ведущая:

Страницы второй наступает черёд!
Интересно, что же нас с вами там ждёт?
Буквы и цифры, книжки, тетрадки –

Всё как положено! Всё здесь в порядке!

Эта страница – ШКОЛЬНАЯ (2),

О ней поговорим, друзья!

 

№4. Игра: Составить слова из букв: АЗБУКА, АЛФАВИТ, МЕЛ, УЧИТЕЛЬ, СТОЛОВАЯ, ПАРТА, ПЕНАЛ, ОЦЕНКА.

№5.  Загадки о школьной жизни, загадки о школьных принадлежностях.
* * *

2. Все рисунки вмиг сотрет,

Если в ход она пойдет. (Стирательная резинка)

* * *

3. В этом заведении

Все перебывали.

Двоечники, гении

Отметки получали.

Учились здесь артисты,

Певцы, артиллеристы.

Туда ходила  я,

И вы там учитесь сейчас, мои друзья. (Школа)

 

* * *

4. Первая книга, что знанья дает,

Ее первоклассник в портфеле несет.

Всегда и повсюду, сегодня и встарь

Школьнику очень нужен… (букварь)

* * *

5. Он учится только на круглые «пять»,

Он знает всегда, что он должен сказать.

Он лени не знает, к урокам готов.

Скажите, ребята, ну, кто он таков? (Отличник)

* * *

6. Отметки, замечания

Учитель пишет в нем.

Уроков расписание

Мы тоже в нем найдем.

Хранит и бережет его

Примерный ученик.

«Пятерок» в нем полным-полно,

Как документ… (дневник)

* * *

7. Шел урок, а он молчал —

Перемену, видно, ждал.

Только кончился урок,

Громко зазвенел… (звонок)

* * *

8. Будем весь урок писать,

Пригодится нам… (тетрадь)

* * *

9. Он трудился весь урок,

От старания скрипел.

Отдохнуть на доску лег.

Ну конечно, это… (мел)

* * *

10. Я уроки посещаю

И всегда веду дневник.

Сам себя я называю

Школьник или… (ученик)

 

Ведущий:

Но, кто – то спешит,

Я слышу дыхание,

Я чувствую его, друзья,  на расстоянии!

 

Выход Пиши – Читай

 

Пиши – читай:

Я – Пиши-Читай!

Обо мне – все знают!

Я живу в тетрадках, в книжках я живу,

Не люблю помарок, ошибок не терплю.

Я верю, что ваши тетрадки

Всегда в идеальном порядке!

Что ваши книжки на полках, ни где – то,

В обложки книги всегда одеты.

Вы страницы аккуратно листаете,

И с книжками вы не играете.

Ведь книга нужна, чтобы читать!

Это должен каждый знать!

№6. Игра

Ребята, вы книжки читаете?

И алфавит уже весь знаете?

У вас аккуратно в тетрадках?

Страницы не вырваны? Все по порядку?

А кляксы у вас там живут?

А со школы родители вас с двойками ждут?

Буквы у вас пляшут по строчкам?

А в конце предложения вы ставите точку?

А в дневниках вы всегда записываете домашнее задание?

А вас не ругают после родительского собрания?

А в словах вы ошибки допускаете?

И правила правописания все знаете?

И скорость чтения у вас хорошая?

Ну тогда давайте похлопаем друг другу в ладоши мы!

 

Ведущая:

СЛЕДУЮЩУЮ (3) страницу я открываю,

Очень здесь интересно, я знаю!

Эта страница посвящается

Детским поэтам и писателям!

Мы их должны знать обязательно!

Каких детских писателей, ребята, вы знаете?

Сейчас я назову отрывок из произведения,

А вы – как оно называется и  кто его автор – мне ответите!

 

№7. ОТРЫВКИ ИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИЗВЕСТНЫХ

ДЕТСКИХ ПОЭТОВ и  ПИСАТЕЛЕЙ

 

1). Мойдодыр

Одеяло
Убежало,
Улетела простыня,
И подушка,
Как лягушка,
Ускакала от меня.

Я за свечку,
Свечка – в печку!
Я за книжку,
Та – бежать
И вприпрыжку
Под кровать!

Автор:  Корней Чуковский

2.БЫЧОК

 

Идет бычок, качается,

Вздыхает на ходу:

– Ох, доска кончается,

Сейчас я упаду!

 

Автор: Агния Львовна  Барто

 

4. Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица!

Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит!

Автор:  Корней Чуковский

5.     У лукоморья дуб зелёный

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо — песнь заводит,

Налево — сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит.

Автор Александр Сергеевич Пушкин

 

Ведущий: Ребята, вы такие все молодцы, всё знаете, и книжки я вижу вы читаете. А сегодня к нам в гости пришла одна из героинь детских произведений. Давайте мы с ней познакомимся!

 

Появляется Девочка Женя

 

 

Девочка Женя:

Здравствуйте, мои друзья!

Девочка Женя из детской книжки Я!

Знаете, у меня есть волшебный цветок,

И каждый его лепесток

Желания исполняет!

Давайте мы с ним поиграем!

А сейчас повторяйте за мной слова,

Которые придумал писатель Катаев Валентин Петрович

Для сказки Цветик – Семицветик!

«Лети – лети лепесток

Через Запад на Восток,

Через Север, через Юг,

Возвращайся сделав круг!

Лишь коснёшься ты земли –

Быть по – моему вели!»

 

№8. Игра – Аппликация «Цветик – семицветик» (2 команды, 2 листка, 2 клея, лепестки, стебельки…..)

 

Девочки-чтецы:

У Скворцова Гришки

Жили были книжки.

Грязные, лохматые,

Рваные, горбатые.

Без конца и без начала,

Переплёты как мочало.

На листах каракули,

Книжки горько плакали…

Дрался Гришка с Мишкой,

Размахнулся книжкой,

Дал разок по голове –

Вместо книжки стало две!

У бедняжки Робинзона

Кожа содрана с картона,

У Крылова выдран лист,

А в грамматике измятой

На странице сорок пятой

Нарисован Трубочист,

А в математике Петрова

Нарисована корова,

И написано: сия математика моя!
кто возьмёт её без спроса

Тот останется без носа!

Как же книжкам дальше быть?

Как же книжкам дальше жить?

И книжки вдруг решили,

Что зря они здесь жили.

И книжки убежали

От тех, кто обижал их.

Убежали в библиотеку,

Центральный их приют,

Там книжку человеку

В обиду не дают!

 

Ведущая:

Ребята, знаете, а мне знакома одна Сова – Мудрая голова!

Она живёт в библиотеке,

И там подружилась с книгами навеки!

Она день и ночь умные книги листает,

И потому она многое знает.

 

ВЫХОД МУДРОЙ СОВЫ

Мудрая  Сова:

Я – Сова! Мудрая голова!

Живу уже я много лет,

И очень много знаю.

Я книги берегу, друзья,

И пыль на них яя протираю.

На полках книжки по порядку

Стоят от буквы А до Я.

Следить за книгами в библиотеке –

Обязанность моя!

Я слежу, чтобы все книжки по местам стояли,

Я слежу чтобы читатели

Их в библиотеку вовремя сдавали.

 

Танец «Книжки»

 

Ведущая:

Ну вот, пришёл ЕЩЁ ОДНОЙ СТРАНИЦЫ (4) черёд!

Я знаю наперёд, что что-то загадочное нас с вами ждёт!

На этой странице сказки живут,

Разные герои проживают тут.

Эта страница всеми любимая с детства,

Здесь разные сказки живут по соседству,

Чудеса по странице летают,

Здесь добро всегда побеждает!

Сказки вам раньше перед сном мамы читали,

Теперь и вы уж взрослыми стали.

Сами можете читать,

Теперь вы ещё больше новых сказок сможете узнать!

О сказке говорить пора нам начинать!

 

Танец «Бабки – ёжки»

 

№9. Сказка Теремок

Действующие лица:

Теремок

3 берёзки

3 цветочка

Мышка-норушка

Лягушка-квакушка

Заяц косой

Солнышко

3 бабочки

3 птички

Лисичка-сестричка

Гром

4 Капельки

Мишка косолапый

 

Стоит в поле теремок

Он ни низок, ни высок

Возле теремочка три березки растут

Возле трех березок три цветочка цветут

Мимо теремка мышка проходила

На теремок свое внимание обратила

Стала в теремок стучать :

Стала она из теремочка жителей звать

Кто-кто в теремочке живет?

Кто –кто в невысоком живет?

Стала она в теремочке жить

Там свои порядки наводить.

 

Скакала мимо лягушка-квакушка зеленое брюшко

Видит теремок5 стоит

Она громко говорит:

Кто-кто в теремочке живет?

Кто –кто в невысоком живет?

Отвечает ей мышка-нарушка:

Я мышка-нарушка

А ты кто?

Я лягушка-квакушка!

Стали они вместе поживать,

Стали петь и танцевать.

 

Скачет заяц-косой

Видит дом не простой

Три березы растут

Три цветочка цветут

Заяц спрашивает:

Кто-кто в теремочке живет?

Кто –кто в невысоком живет?

Я мышка-нарушка,

Я лягушка-квакушка

А я зайчик-попрыгайчик

Давайте вместе будем жить

Кашу вкусную варить

 

В небе солнышко сияло

В небе бабочки порхали

Птички весело резвились

Возле теремочка веселились

Мимо лисичка прибегала

Теремочек увидала

Кто-кто в теремочке живет?

Кто –кто в невысоком живет?

Я мышка-нарушка,

Я лягушка-квакушка,

И я зайчик-попрыгайчик

А я лисичка-сестричка!

 

Загремел на небе гром

Задрожало все кругом

Капельки застукали тук-тук

Дождь полился сильный вдруг

Пришел косолапый медведь

И начал реветь:

Кто-кто в теремочке живет?

Кто –кто в невысоком живет?

Я мышка-нарушка,

Я лягушка-квакушка,

Я зайчик-попрыгайчик,

И я лисичка-сестричка

А я медведь!

Буду с вами жить!

Буд песни петь!

И зашел медведь в теремок

Чуть не рухнул в теремке потолок

Но медведь все таки поместился

Весь народ лесной удивился

Стали петь они и ликовать

И вокруг теремка танцевать.

 

№10. Игра. Сказки – перевёртыши

«Редиска» – «Репка»

«Мышь в туфлях»- «Кот в сапогах»

«Синяя кепочка» – «Красная шапочка»

 

«Принц на тыкве» – «Принцесса на горошине»

 

«Великан-уши» – «Карлик-нос»

«Дворец» – «Теремок»

«Больной – Ойздоров» – «Доктор Айболит»

 

«Ржавый замочек» – «Золотой ключик»

Выходит Бабуля и внуки: Почему и Почемучка

 

Бабуля:

У меня есть  внук и внучка –

ПОЧЕМУ и ПОЧЕМУЧКА.

Целый день свои вопросы

Задаёт народ курносый:

 

Почему и Почемучка:

«ПОЧЕМУ зелёный лист?

ПОЧЕМУ поёт артист?

ПОЧЕМУ усы у кошки?

ПОЧЕМУ у стула ножки?

 

ПОЧЕМУ огонь горит?

ПОЧЕМУ орёл парит?

ПОЧЕМУ растёт трава?

ПОЧЕМУ шумит листва?»

 

Бабуля:

Целый день сижу в очках

Проверяю в словарях,

Выясняю для внучат,

ПОЧЕМУ ручьи журчат.

 

Почему и Почемучка

ПОЧЕМУ зимой мороз,

ПОЧЕМУ шипы у роз,

 

ПОЧЕМУ ревёт медведь,

ПОЧЕМУ сверкает медь,

 

ПОЧЕМУ бывает дождик,

ПОЧЕМУ колючий ёжик…

 

Бабуля:

Почему да почему?

Я сама ведь не пойму.

Столько невозможно знать,

На вопросы ваши где ответы взять?

 

Ведущая:

Знаю как помочь бабуле, дети, я!

Следующая страница – ЭНЦИКЛОПЕДИЯ (5)!

 

Почему и Почемучка:

А что это такое?

Нам это слово не знакомо!

 

Ведущая:

Энциклопедия – это такая книжка,

В которой информация хранится.

Обо всём на свете,

Энциклопедию читают и взрослые и дети!

Если вам что – то интересно,

И вы хотите очень много знать,

Я вам, ребята, советую

Энциклопедию читать!

Всё о космосе там вы найдёте,

О животных и о человеке,

Узнаете, как люди жили в каменном веке,

Почему человек не летает,

И почему день и ночь бывает.

О транспорте и растениях узнаете,

И в разных странах вы побываете.

 

№11. Игра «Верю – не верю»

1.В Японии ученики на доске пишут кисточкой с цветными чернилами? (Да)
2.В Австралии практикуется применение одноразовых школьных досок? (Нет)
3.Авторучка была изобретена еще в Древнем Египте? (Да)
4.Шариковая ручка сначала применялась только военными летчиками? (Да)
5.В Африке выпускаются витаминизированные карандаши для детей, имеющих обыкновение грызть карандаши? (Да)
6.Если пчела ужалит кого-либо, то она погибнет? (Да)
7.Правда ли что, пауки питаются собственной паутиной? (Да)
8.В одном корейском цирке двух крокодилов научили танцевать вальс. (Нет)
10.На зиму пингвины улетают на север? (Нет, пингвины не умеют летать)
11.Мыши подрастая становятся крысами? (Нет, это два разных отряда грызунов)
12.Некоторые лягушки умеют летать? (Да, в тропических лесах Азии и Африки)
13.Глаз наполнен воздухом? (Нет, глаз наполнен жидкостью)
14.Утром вы выше ростом, чем вечером? (Да)
15.Совы не могут вращать глазами? (Да)
16.Жирафы по ночам отыскивают с помощью эха листья, которыми питаются? (Нет)
17.Дельфины — это маленькие киты? (Да)
18.Рог носорога обладает магической силой? (Нет)
19.В некоторых странах жуков-светляков используют в качестве осветительных приборов? (Да)
20.Мартышка размером с котенка? (Да)
21.Радугу можно увидеть и в полночь? (Да)

***************************

Ведущая:

Ну вот, осталась СТРАНИЦА ШЕСТАЯ!

Ой, Смотрите, ребята, она ведь пустая!

На ней букв и  картинок нет,

Вся страница покрашена в белый цвет.

Белый цвет – это начало!

Начало того, что вас ждёт впереди,

Это то, что вы ещё не знали,

Ты книги себе в жизни нужные найди.

 

Вручение детям подарков, книг…..

 

Ведущая:

Ребята, вот и побывали мы в стране Читалии!

Там очень интересно, не правда ли?

Читать  мои друзья – полезно!

О пользе книги вам теперь известно!

Читайте книги, энциклопедии, журналы,

В них ярких красок и картин весьма не мало.

А интернет – он нужен нам, конечно,

Но книга – всё же лучше, если честно!

Пусть книга станет лучшим другом вашим!

Ведь знания из книг вам пригодятся в жизни не однажды!

Советую я вам – читайте,

Страницы умные листайте,

Вы книги берегите!

Книги вы любите!

GDE Ошибка: Запрашиваемая ссылка недействительна

GDE Ошибка: Запрашиваемая ссылка недействительна

GDE Ошибка: Запрашиваемая ссылка недействительна

«Педагог – это…»

 

Кто-то из мудрецов сказал, что человек может бесконечно долго смотреть на три вещи: звездное небо, горящее пламя и текущую воду. В каждой из этих стихий есть что-то завораживающее, пленительно чарующее…

С какой их этих стихий можно сравнить работу учителя, наставника? Я думаю, что труд педагога сравним с пламенем костра, горящим в ночи. Это пламя и освещает, разгоняя холодную темноту ночи, и согревает нуждающегося в тепле, и дает возможность приготовить пищу и утолить голод. А разве учитель пламенем своего сердца и разума не разгоняет мрак незнания и невежества? Разве наставник не согревает нас теплом своей души, в час, когда вера в свои силы покидает нас? Разве педагог не дает нам в руки знания, применив которые мы сможем добыть себе пищу для души и тела?

Учитель не только профессия, суть которой дать знания. Это высокая миссия, предназначение которой – сотворение личности. Жизнь в педагогической профессии – это неустанный труд души. Нельзя работать учителем, нужно быть учителем, наставником. Ведь жизнь педагога состоит из будней, полных тревог и волнений, радостей и печалей, дерзаний и поисков. Жизнь педагога – это вечное испытание на мудрость и терпение, профессиональное мастерство и человеческую незаурядность.

Мне посчастливилось стать учителем, преподавать музыкальную культуру детям, души которых как белые листы бумаги чисты. Считаю свою профессию архиважной, так как участвую в формировании полноценной духовной личности маленького человека. Для меня очень значимо не столько поделиться знаниями, которыми владею сам, но, в большей мере, моя задача помочь ребятам увидеть и раскрыть тот творческий потенциал, который заложен в них природой. И неважно, какую дорогу выберет каждый из них повзрослев, главное – не погасить его внутреннюю искорку в настоящем. В этом и заключается профессионализм педагога. Ведь, кто такой педагог – это человек, который имеет определенную подготовку и профессионально занимается вопросами воспитания, образования и обучения. От результатов работы педагога зависит и то, как будет развиваться общество завтра. А значит от нас зависит будущее. Поэтому и к самому себе нужно предъявлять особые требования.

Необходимо постоянно стремиться к самосовершенствованию, приобретению все новых знаний и умений, обогащению деятельности. А также вызвать у своих воспитанников волну личных страданий, разбудить их внутреннюю активность. Успешное решение данных задач требует от педагога сформированной эмпатии, то есть способности видеть ситуацию глазами другого человека, уметь поставить себя на место своего воспитанника.  В своей работе я стараюсь пропускать все чувства, переживания детей через свою душу и сердце. Воспитывая детей, я получаю право, осторожно, бережно входить в пространство детства, заполняя его драгоценные минуты общением, игрой, творчеством, передавая ребятам знания и опыт, полученный мной когда-то от своих уважаемых учителей.

Но воспитание и обучение – процесс длительный, и порой, только по прошествии многих лет мы сможем наблюдать плоды своего труда. Поэтому очень важно быть терпеливыми. Наши ошибки порой очень дорого стоят. В своей работе нужно постоянно помнить о том, что нет бездарных учеников, есть невнимательные учителя. Значит, ты чего-то не учел, чего-то не разглядел. Кто-то из классиков когда-то сказал: «Чтобы зажечь других, нужно самому гореть, а не тлеть», и пожелать всем, кто выбрал для себя путь педагога: не жалейте тепла своего сердца, света своего разума в работе с детьми, и они смогут сделать наш мир прекраснее, ярче и добрее.

 

 

Руководитель ансамбля «Лира» ГККП ДДТ                                         В.Боярский