СЕЛА ПРИИШИМЬЯ КАК ПРИМЕР ТОЛЕРАНТНОГО РАЗВИТИЯ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ЦЕЛИНЫ
Костылев Сергей Анатольевич, преподаватель общественных дисциплин
КГКП «Есильский сельскохозяйственный колледж имени Жалела Кизатова»
В этой трудной борьбе
Сила главная – дружба,
Что не раз помогла
Взять рубеж нам любой.
В мирной битве за Хлеб
Нет сильнее оружья.
С ним надежно вступать
В созидательный бой.
И. Шухов
В истории нашей страны есть немало знаменательных и судьбоносных вех, которые оказывали большое влияние на все стороны жизни граждан. Мне хотелось бы провести параллель между двумя из них: массовым переселением на территорию Казахстана в конце 19-го – начале 20-го веков и освоением целинных и залежных земель во второй половине 20-го века.
Массовое заселение обширных пространств Казахстана выходцами из Европейской России началось еще в прошлом веке. Крестьяне стремились сюда, гонимые земельным голодом. Их манили девственные степи, веками хранившие в себе невиданное плодородие. «Земля здесь плодородна, овощна и скотна» – писал о просторах Северного Казахстана составитель вышедшей в 18 веке «Чертежной книги Сибири» Семен Ремезов.(1,61) М.П. Ключеров, наш земляк, талантливый журналист и краевед полагает , что «именно природные богатства Северного Приишимья сыграли основную роль в привлечении крестьян-переселенцев». Переселенцы распахивали и засевали целину, сажали овощи, разводили скот и птицу, строили поселки. О масштабах переселения крестьян на земли Казахстана в тот период говорят следующие цифры: к 1912 году на новые территории переселились более 183 тысяч человек.
Толерантность – это терпимость к чужим мнениям и верованиям, снисходительное отношение. Но толерантность не столько пассивное признание самоценности другой культуры, это наивысшая степень уважения и взаимосогласия, когда горизонты культур взаимодействуют, изменяя участников диалога и способствуя их духовному росту. Толерантность – категория философская, социальная, этическая, психологическая. Она выражает сущность духовной атмосферы в обществе, где живут и трудятся различные этносы и социальные слои, чувствуя свою ментальную родственность и национальную самобытность.
Таким образом возникло большое количество сел в Приишимье. Среди них можно назвать некоторые, расположенные на территории Есильского района: Явленка, Покровка, Петровка. История возникновения и развития этих сел – составная часть истории Северного Казахстана. В августе 1878 года в Петропавловский уезд прибыли российские переселенцы численностью в 272 человека. Они пожелали поселиться в урочищах Кресты и Груздяная Дубрава (вблизи нынешних сел Петровка и Покровка Есильского бывшего Ленинского района). Весной 1879 года переселенцы арендовали урочище Мусино (на месте современной Явленки).(2,50) В первый же год переселенцы распахали пашню, начали строительство жилых и хозяйственных построек, развели скот. Вот как описывает урочище Мусино посетивший его в 1884 году акмолинский губернатор Ливенцов: «Прибыв на урочище, я обнаружил поселение, раскинувшееся на 2-3 версты с намеченными широкими улицами и значительными пространствами для усадеб. Постройка спешная, дома низкие, до половины врытые в землю, много землянок, киргизских зимовок. Всюду видна кипящая деятельность крестьян по приготовлению поделочного материала и заготовлению строевого леса. В темных помещениях копошатся по нескольку семей с кучами ребят и домашним скотом. Во всех этих сооружениях помещаются 77 семейств – 242 души».
«Господин губернатор встретил на площади 400-500 крестьян, а с другой стороны – киргиз, обитающих в урочище. Доверенные крестьян – Пахомов, Елисеев, Меньшиков и Черепашков в присутствии крестьян дали пояснения, что они строили дома с согласия киргизов, получающих плату за арендованную землю» – так описывает чиновник походной канцелярии губернатора его встречу с жителями рожденной, но не крещеной деревеньки.(3, 29)
Губернатор возбудил ходатайство об образовании поселения в урочище Мусино с условием его изъятия с прилегающими угодьями из пользования Джалгариных. Он же предложил назвать первое в уезде крестьянское поселение Явленным.
Легализация одного поселка не могла устроить всех переселенцев, обитавших вокруг указанных урочищ, но вселила надежду на возможность организации новых поселков. В течение 1884 – 1888 гг. ведется интенсивная переписка представителей поселенцев с уездной, областной администрациями, Министерством внутренних дел. И уже в 1891 г. в урочищах утверждаются селения Покровское на 174 семьи и Петровское – 158 семей.
Вместе с поселением Явленным эти села составили первую русскую волость уезда. В 1892 г. Явленная волость насчитывала 4079 человек, полевая запашка, занятая под зерновыми, составила 1600 десятин, что превысило посев казачьих хозяйств Петропавловского уезда.
Под влиянием новоселов оседало на земле кочевое и полукочевое казахское население. Русские и украинцы обучали местное население земледелию и те становились заправскими хлебопашцами. В свою очередь казахи обучали новоселов особенностям проживания в непростых степных условиях, скотоводству, местным традициям и обычаям. Происходило слияние культур, их взаимообогащение и переплетение.
Наше поколение с трудом представляет себе, какие огромные трудности выпали на долю этих переселенцев. Они вынесли все: и продолжавшиеся месяцами путешествия, и жизнь в сырых землянках. и голод, и холод, и эксплуатацию царских чиновников. Но как бы не было тяжело, земледелие в наших краях все же развивалось, хотя бы в наиболее обжитых местах. Но, миллионы и миллионы гектаров земли оставались неосвоенными.
Весь исторический ход данных событий и развития нашей страны как бы подготавливал почву для дальнейшего освоения необжитых земель.
Этот процесс начал активно развиваться с 1954 года, после сентябрьского (1953 г.) и февральско – мартовского (1954 г.) Пленумов ЦК КПСС. Трудности послевоенного восстановления сельского хозяйства должны были преодолены за счет освоения целинных и залежных земель на территории Северного Казахстана. Это была попытка совершить прорыв в решении продовольственного вопроса за счет введения в хозяйственный оборот новых земель.
Первый отряд целинников прибыл в Северо-Казахстанскую область 2 марта 1954 г. из Алма-Аты, в составе его было 74 комсомольца, за ним 4 марта 1954 г. – отряд добровольцев из г. Москвы. Многие из приехавших не имели специальности, поэтому их разместили в общежитиях города Петропавловска и направили на курсы механизаторов сельского хозяйства.
Организация новых совхозов требовала значительных материальных затрат на строительство жилья, хозяйственных помещений, школ, больниц, столовых, магазинов. Строительство шло за счет государственных дотаций, было отпущено на строительство новых совхозов свыше 53 млн. рублей.(2,279) Осенью 1954 г. в новых совхозах было собрано 234 стандартных дома. Кроме того, при строительстве новых совхозов использовались местные материалы: саман, камышитовые щиты, в качестве временного жилья строились землянки.
Наша страна еще не имела в то время возможности выделить огромные средства, чтобы широким фронтом идти на освоение казахской и сибирской целины. Это было в те годы, когда основные средства шли на индустриализацию страны, на строительство металлургических, тракторных, автомобильных, станкостроительных заводов. Целина осваивалась постепенно.
К 1953 году посевные площади в степях Казахстана расширились по сравнению с дореволюционным временем в три раза. Соответственно увеличилось и производство зерна и других продуктов сельского хозяйства. Но все это не идет ни в какое сравнение с тем, что было сделано в этих бескрайних степях за 1954—1956 годы, которые навсегда вошли в историю нашей страны как годы покорения целинных и залежных земель.
Нелегким делом оказалось освоение огромных просторов. Ведь надо было в суровом краю не только поднимать целину и сеять хлеб, но заново строить и жилье, и школы, и больницы, и клубы, и мастерские. Трудности усугублялись тем, что среди приехавших на покорение целины было много горожан, не имевших ни опыта, ни знания сельского хозяйства. Этих людей надо было уже в ходе самой работы обучать новому для них сложному делу.
Первые энтузиасты-целинники высоко оценили тот факт, что партия заранее предупредила их о предстоящих трудностях и лишениях. Да, собственно, те, кто направлялся на целину, и не мечтали найти здесь дворцы, комфорт. Горячо отозвавшись на призыв партии, они ехали сюда поднимать новые земли, строить поселки, давать стране хлеб.
Вместе с новичками прибывал сюда народ бывалый, такой, из рук которого ничего не выпадет: ни мастерок, ни плуг, ни топор, ни резец. Именно эти бывалые, знающие дело люди и задавали тон на целине, были главной силой, вели за собой всех.
Тысячи и тысячи страстных советских патриотов-романтиков слетались в казахстанские степи, оставив домашний уют в Москве и Ленинграде, в Киеве и Минске, на Дону и Кубани. Комсомольцы с честью выполнили слово, данное Центральному Комитету партии при отъезде из Москвы в феврале 1954 года: «Мы ясно видим перед собой великую цель и мы будем настойчиво и самоотверженно бороться за ее осуществление. Мы торжественно обещаем — со всем жаром наших комсомольских сердец взяться за новое великое дело, которое поручают нам Коммунистическая партия и Советское правительство».
За два года в Северный Казахстан прибыло около 650 тысяч новоселов. На территории нашего Есильского района был с нуля создан лишь один целинный совхоз – это «Амангельдинский» в 1955 году. Но грандиозные преобразования коснулись все сельскохозяйственные предприятия района: они укрупнялись, становились специализированными.
Уже при первой встрече новоселов с казахстанской целиной стало ясно, что здесь выстоят только сильные духом: стояли тридцатипятиградусные морозы, степь тонула в снежных метелях, трещали скованные льдом степные реки.
Палатки, раскинувшиеся вокруг разметочного кольника, были первыми штрихами будущего поселка. Машины-вездеходы и тракторы шли по бездорожью. На редких станциях и полустанках до хрипоты кричали совхозные экспедиторы: каждому хотелось получить лишний матрац, одеяло, кровать, фуфайку. И затем, погрузив все это, взятое «с бою», удачливый добытчик ехал за триста километров утеплять своих орлов.
День ото дня увереннее чувствовали себя новоселы, повседневно ощущавшие заботу партии и всего народа. Прибавилось оптимизма, когда на смену палаткам еще по заснеженной степи пришли вагончики, а вскоре пришла очередь разгружать с машин первые щитосборные дома.
Одновременно подходили колонны новеньких волгоградских, харьковских, алтайских и челябинских тракторов, ростовских, красноярских и таганрогских комбайнов, горьковских, минских и московских автомобилей. Вся эта богатейшая техника поступала на вооружение покорителей целины. Приходили вагоны с отборными семенами пшеницы. И все это укрепляло веру в то, что приехали сюда не шутки шутить, а делать большое, государственной важности дело.
Крупные социально-экономические изменения произошли в районах освоенных земель. Ранее пустовавшие степи покрылись лесами новостроек. Выросли бесчисленные поселки с жилыми кварталами, школами, больницами, клубами. Создание сотен крупнейших совхозов в корне изменило классовый состав населения: если в 1952 году общая численность рабочих и служащих в народном хозяйстве пяти областей Северного Казахстана не достигала и четырехсот тысяч человек, то к 1967 году их уже было без малого полтора миллиона. Немногим меньше половины работает на сельскохозяйственных предприятиях.
Посланцы крупнейших промышленных и культурных центров страны принесли с собой в степные поселки высокую культуру труда и быта. О многом говорят уже сами названия совхозов — «Московский», «Ленинградский», «Киевский», «Пермский», «Казанский», «Волгоградский», «Калининский», «Владимирский», «Ижевский», «Львовский», «Днепропетровский» и др. Высокую организованность и дисциплину привезли с собой на целину основатели совхозов — бывшие воины. Это они основали совхозы «Пограничник», «Кантемировец», «Тихоокеанский», «Краснофлотский», «Нахимовский», «Суворовский» и много других.
В многотысячную армию сельскохозяйственных рабочих органически влились вместе со своими колхозами тысячи и десятки тысяч вчерашних колхозников – местных жителей, которые изъявили желание с организацией мощных зерновых совхозов перейти туда на постоянную работу, как это было у нас в «Толбухинском», коллектив которого радостно принял в свои ряды тружеников сельскохозяйственной артели аула Мортук. С переходом в наш совхоз колхозников-казахов из соседней сельхозартели значительно повысился удельный вес представителей коренной национальности в нашем коллективе. Многие вчерашние колхозники овладели новыми для них специальностями, сели на тракторы и комбайны.
Да и в самих колхозах, что остались в целинных районах, резко изменился профессиональный состав за счет значительного повышения удельного веса механизаторов сельского хозяйства — этой центральной фигуры целинного земледелия.
Неизмеримо возросла прослойка трудовой интеллигенции. Число агрономов, зоотехников, ветеринарных врачей, инженеров и других специалистов сельского хозяйства в северных областях Казахстана увеличилось в несколько раз.
Целину осваивали представители 102 национальностей бывшего Советского Союза — русские, украинцы, казахи, белорусы, киргизы, узбеки, латыши, эстонцы, литовцы, грузины, армяне, азербайджанцы, немцы и др. Нет, пожалуй, ни одного хозяйства, в котором не работали бы представители минимум десяти национальностей. В совхозах имени Ленинского комсомола Целиноградской области и «Целинный» Кустанайской области представлена 21 национальность, в колхозе имени XVIII лет Казахстана и совхозе «Самарский» Целиноградской области — 17 национальностей, в совхозе «Ленинский« Северо-Казахстанской области — 15.
Все это говорит о добром отношении людей разных национальностей друг к другу. До сегодняшнего дня сохраняются в нашем обществе и взаимно обогащаются традиции и обычаи многих национальностей. Мы уже не можем представить свою жизнь без празднований Наурыза, Рождества, Курбан Айта и других знаменательных дат. Они стали поистине всенародными для каждого жителя нашей страны, независимо от национальной принадлежности. Не редки у нас и семьи, объединяющие представителей нескольких национальностей. О подобных фактах рассказывает С. Швачко в книге «Целина преображенная, целина преображающая» (Целиноград, 1968). Приведем некоторые из них.
В совхозе имени Джамбула Алексеевского района Целиноградской области живет семья казаха Сагидуллы Кайназарова. Его жена Елена Ивановна — русская, старший сын Маданиет женат на белоруске Елене Водопьяновой, средний — Салим — на украинке Зое Коваль, дочь Мария замужем за немцем Антоном Цефером. Еще один пример «интернациональной» семьи — механика совхоза «Самарский» Атбасарского района той же Целиноградской области казаха Жолауши Мезимбаева. Жена его — украинка, одна дочь замужем за украинцем, другая — за белорусом, сын женат на русской. Семья очень дружная, живут и работают все вместе. В том же совхозе «Самарский» работает Константин Пепеняце, по национальности румын. Он женат на украинке, а сын — на русской.(4)
Это не единичные примеры. Сошлемся на слова бригадира тракторной бригады совхоза «Самарский» казаха Нурхамита Жакупова: «Каждый третий в бригаде — представитель другой нации. В работе у нас нет казахов, русских, немцев или молдаван. Есть целинники-хлеборобы. Может, у одного опыта больше, у другого поменьше, только и всего. Если надо, тот, который поопытнее, всегда поможет товарищу (газета «Молодой ленинец», Алма-Ата, 13 марта 1964 года).
В историю нашего края навсегда вошли люди разных национальностей: Н.А. Болатбаев, П.С. Шамрай, А.П. Рыбников, П.Я. Филиппенко, В.С. Хмара и др. Мы с уверенностью можем сказать: процветает родное Приишимье, да и вся наша страна, благодаря межнациональному согласию и созидательному труду наших земляков и их потомков.
Н.А. Назарбаев, как глава полиэтнического государства, провозгласил единство нации высшей ценностью и незыблемым принципом Республики Казахстан. Внутриполитическая стабильность – главное условие прогресса любого государства. Независимому Казахстану почти два десятилетия и его достижения во всех сферах общества на пути к процветанию – плоды успешной национальной политики Президента и Правительства.
Сегодня перед государством, перед народом стоят задачи огромной сложности. Это задачи по выходу из мирового кризиса, дальнейшему процветанию нашей страны и вхождению в 50 наиболее конкурентоспособных стран мира. «Поэтому при решении такой судьбоносной политической цели… нет иного пути, как общественное согласие», – заявил Президент Н.А. Назарбаев. «…мы преодолеем все трудности и сделаем наш Казахстан сильным, процветающим и уважаемым государством! »(5)
Список использованной литературы:
1 Ф.Т. Моргун Думы о целине
2 Страницы летописи родного края. Северо-Казахстанская область.
3 Материалы по переселенческому хозяйству в Степной и Тургайской областях, Т.4. СПб., 1907, С.29,33.
4 С. Швачко Целина преображенная, целина преображающая. Целиноград, 1968
5 Послание Президента народу «Через кризис – к обновлению и развитию» от 06. 03. 09