Открытый урок «Неизменяемые имена существительные»
Бегимова Акбота Ержановна
учитель начальных классов Школа-гимназия №30
Цель: ознакомить учащихся с понятием неизменяемые имена существительные»; уметь находить неизменяемые имена существительные в предложениях и правильно употреблять их в речи;
учить детей исследовать и анализировать морфологические признаки несклоняемого имени существительного и разграничивать склоняемые и неизменяемые существительные (в том числе сложносокращённые); определять падеж несклоняемых существительных; обобщать и систематизировать полученные знания, делать выводы и заключения;
способствовать развитию речи учащихся, расширению их словарного запаса; воспитывать интерес к языку.
Оборудование: учебник, мультимедийный проектор, карточки со словами, карточки – задания
Ход урока
1. Организационный момент:
– Здравствуйте. Сядьте поудобнее, успокойтесь, прислушайтесь к своему дыханию. Наш урок мне хотелось бы начать с чтения стихотворения Владимира Троицкого. Послушайте его внимательно и ответьте на вопрос: какую мысль хотел выразить автор в этих строках?
Все уроки, как люди, и похожи, и разны,
Если к ним приглядеться с различных сторон.
Есть уроки, как светлый и радостный праздник,
Есть другие – как страшный, мучительный сон.
– А когда уроки проходят быстро, интересно?
Наверное, когда у вас всё получается, когда всё понимаете и запоминаете, и эти знания вы можете применить на практике.
Сегодня на уроке мы закрепим полученные знания, и вы сможете проверить себя насколько вы хорошо знаете и умеете применять полученные знания.
2. Минута чистописания
Сегодня мы напишем букву, а какую вы узнаете , если назовёте суффикс в слове отметка
Это заглавная и строчная буквы К (с текущего слайда)
3. Работа в тетради
Запись числа, классная работа
Посмотрите внимательно на доску. Какое слово записано?
На доске (пр. ф. сс. . )
Транскрипция слова профессия в тетради
– Объясните лексическое значение слова профессия.
(профессия – основной род занятий, трудовая деятельность)
– Какой основной род занятий у нас с вами? (учёба)
4. Работа с деформированным предложением
– Из данных слов составьте предложение и сделайте синтаксический разбор предложения.
(дети, жизни, для, знания, школе, получают, в, необходимые) слайд1
В школе дети получают знания, необходимые для жизни. (повест, невоскл, простое, полное, распрастр)
5. Орфографическая минутка
На столах карточки в которых пропущены орфограммы. Вставьте пропущенные буквы.
Уп. дёт, выгл. нет , без молодёж. , тр. пинка , у вещ. , покр. снели , около печк. . , засв. тился, б. леет, для тетрад. . , в постел…
Взаимопроверка слайд 2
Выставление оценок слайд 3
– Распределите эти слова на 2 группы.
1группа – это слова с безударной гласной в корне(упадёт – падать, выглянет – взгляд, тропинка – тропка, покраснели – красный)
докажите. Правило
2 группа с безударной гласной в окончании(без молодёжи – 3склР. п, у вещи – 3скл Р. п, около печки – 1скл Р. п, для тетради – 3скл Р. п, в постели – 3скл П. п)
– найдите лишнее слово во 2 группе.
В постели – т. к слово стоит в П. п, а остальные в Р. п
Около печки – т. к. это 1скл, а остальные слова 3скл
Без молодёжи – т. к это одушевлённое слово, а остальные неодушевлённые
– Что нужно знать, чтобы правильно написать безударное окончание имени существительного
Вывод: склонение, падеж.
Просклоняем устно слово молодёжь
И. п. кто ?молодёжь
Р. п кого? молодёжи
Д. п кому? молодёжи
В. п кого? молодёжь
Т. п. кем? молодёжью
П. о ком? о молодёжи
Вывод: у существительных 3 склонения в Р, Д, П окончание –и слайд 4
Физминутка для глаз
Отгадывание ребуса слайд 5
Отгадайте загадки и узнаете, о каких животных мы говорим
1. На этой маленькой лошадке не прочь прокатиться любой из вас?(пони)
2. Самое крупное австралийское животное, вынашивает своего детёныша в сумке(кенгуру)
3. крупный попугай с пёстрым хохолком?(какаду)
4. самая маленькая птица на земном шаре?(колибри)
5. Человекообразная обезьяна, но не горилла, не орангутанг?(шимпанзе)
6. Самый надёжный вид связи –это современное (радио)
– Молодцы! Угадали. Запомните правописание этих слов. А теперь я предлагаю вам определить склонение этих существительных. Почему вы молчите? Окончания не подходят ни к одному из склонений. Может быть, вам удастся определить склонение по окончаниям косвенных падежей.
Работа по вариантам
1в. Пони 2в кенгуру 3в. какаду 4в. колибри 5в. шимпанзе 6в радио
– Что вы заметили?
Они не склоняются. Имеют для всех падежей одну и ту же форму. Такие существительные называются неизменяемые существительные.
Работа с учебником. Чтение правила. Стр 84
Читают про себя, вслух. Рассказывают друг другу.
– как определить падеж у неизменяемых именах существительных?
Закрепление.
Стр. 85 упр 219 по вариантам. (2 учащихся за доской)
Творческое задание. Слайд
Посмотрите на экран. Определите текст это или нет? А теперь каждый из вас поработает редактором Исправьте ошибки и запишите правильно.
У исправленных слов определите падеж.
По радиву звучали весёлые песни. Брат ушёл гулять без пальта и шапки.
Важные какады качались на ветках.
Вывод: что вам помогло правильно выполнить задание.
Оставшееся время
Слайд: жалюзи, кашне, какао, кепи, трюмо, пюре, драже, пианино, хаки, кашпо, кофе, радио, эскимо, трико, пальто, тире.
Все ли слова понятны. При затруднении надо пользоваться толковыми словарями.
Кашпо – декоративная ваза для цветочного горшка
Кашне –узкий шейный шарф, надеваемый под пальто
Хаки – коричневато – зелёный, защитный цвет или плотная ткань такого цвета, а также форменная одежда из такой ткани.
Кепи – тоже, что и кепка.
Жалюзи – оконные шторы из множества пластинок на шнурах.
Задание: разделите на 3группы слова
Продукты: какао, пюре, драже, кофе, эскимо
Одежда: кашне, кепи, хаки, трико, пальто
Жилище человека: жалюзи, трюмо, пианино, кашпо, радио.
– к какой группе отнесли слово тире?
Ни к какой. Это знак препинания.
Рефлексия:
Урок полезен, всё понятно
Лишь кое – что чуть – чуть неясно.
Ещё придётся потрудиться.
Да, трудно всё – таки учиться!
Дом. з адание.