Открытый урок «Неизменяемые имена существительные»


Бегимова Акбота Ержановна
учитель начальных классов Школа-гимназия №30

Цель: ознакомить учащихся с понятием неизменяемые имена существительные»; уметь находить неизменяемые имена существительные в предложениях и правильно употреблять их в речи;

учить детей исследовать и анализировать морфологические признаки несклоняемого имени существительного и разграничивать склоняемые и неизменяемые существительные (в том числе сложносокращённые); определять падеж несклоняемых существительных; обобщать и систематизировать полученные знания, делать выводы и заключения;

способствовать развитию речи учащихся, расширению их словарного запаса; воспитывать интерес к языку.

Оборудование: учебник, мультимедийный проектор, карточки со словами, карточки – задания

Ход урока

1. Организационный момент:

– Здравствуйте. Сядьте поудобнее, успокойтесь, прислушайтесь к своему дыханию. Наш урок мне хотелось бы начать с чтения стихотворения Владимира Троицкого. Послушайте его внимательно и ответьте на вопрос: какую мысль хотел выразить автор в этих строках?

Все уроки, как люди, и похожи, и разны,

Если к ним приглядеться с различных сторон.

Есть уроки, как светлый и радостный праздник,

Есть другие – как страшный, мучительный сон.

– А когда уроки проходят быстро, интересно?

Наверное, когда у вас всё получается, когда всё понимаете и запоминаете, и эти знания вы можете применить на практике.

Сегодня на уроке мы закрепим полученные знания, и вы сможете проверить себя насколько вы хорошо знаете и умеете применять полученные знания.

2. Минута чистописания

Сегодня мы напишем букву, а какую вы узнаете , если назовёте суффикс в слове отметка

Это заглавная и строчная буквы К (с текущего слайда)

3. Работа в тетради

Запись числа, классная работа

Посмотрите внимательно на доску. Какое слово записано?

На доске (пр. ф. сс. . )

Транскрипция слова профессия в тетради

– Объясните лексическое значение слова профессия.

(профессия – основной род занятий, трудовая деятельность)

– Какой основной род занятий у нас с вами? (учёба)

4. Работа с деформированным предложением

– Из данных слов составьте предложение и сделайте синтаксический разбор предложения.

(дети, жизни, для, знания, школе, получают, в, необходимые) слайд1

В школе дети получают знания, необходимые для жизни. (повест, невоскл, простое, полное, распрастр)

5. Орфографическая минутка

На столах карточки в которых пропущены орфограммы. Вставьте пропущенные буквы.

Уп. дёт, выгл. нет , без молодёж. , тр. пинка , у вещ. , покр. снели , около печк. . , засв. тился, б. леет, для тетрад. . , в постел…

Взаимопроверка слайд 2

Выставление оценок слайд 3

– Распределите эти слова на 2 группы.

1группа – это слова с безударной гласной в корне(упадёт – падать, выглянет – взгляд, тропинка – тропка, покраснели – красный)

докажите. Правило

2 группа с безударной гласной в окончании(без молодёжи – 3склР. п, у вещи – 3скл Р. п, около печки – 1скл Р. п, для тетради – 3скл Р. п, в постели – 3скл П. п)

– найдите лишнее слово во 2 группе.

В постели – т. к слово стоит в П. п, а остальные в Р. п

Около печки – т. к. это 1скл, а остальные слова 3скл

Без молодёжи – т. к это одушевлённое слово, а остальные неодушевлённые

– Что нужно знать, чтобы правильно написать безударное окончание имени существительного

Вывод: склонение, падеж.

Просклоняем устно слово молодёжь

И. п. кто ?молодёжь

Р. п кого? молодёжи

Д. п кому? молодёжи

В. п кого? молодёжь

Т. п. кем? молодёжью

П. о ком? о молодёжи

Вывод: у существительных 3 склонения в Р, Д, П окончание –и слайд 4

Физминутка для глаз

Отгадывание ребуса  слайд 5

Отгадайте загадки и узнаете, о каких животных мы говорим

1. На этой маленькой лошадке не прочь прокатиться любой из вас?(пони)

2. Самое крупное австралийское животное, вынашивает своего детёныша в сумке(кенгуру)

3. крупный попугай с пёстрым хохолком?(какаду)

4. самая маленькая птица на земном шаре?(колибри)

5. Человекообразная обезьяна, но не горилла, не орангутанг?(шимпанзе)

6. Самый надёжный вид связи –это современное (радио)

– Молодцы! Угадали. Запомните правописание этих слов. А теперь я предлагаю вам определить склонение этих существительных. Почему вы молчите? Окончания не подходят ни к одному из склонений. Может быть, вам удастся определить склонение по окончаниям косвенных падежей.

Работа по вариантам

1в. Пони 2в кенгуру  3в. какаду 4в. колибри 5в. шимпанзе 6в радио

– Что вы заметили?

Они не склоняются. Имеют для всех падежей одну и ту же форму. Такие существительные называются неизменяемые существительные.

Работа с учебником. Чтение правила. Стр 84

Читают про себя, вслух. Рассказывают друг другу.

– как определить падеж у неизменяемых именах существительных?

Закрепление.

Стр. 85 упр 219 по вариантам. (2 учащихся за доской)

Творческое задание. Слайд

Посмотрите на экран. Определите текст это или нет? А теперь каждый из вас поработает редактором Исправьте ошибки и запишите правильно.

У исправленных слов определите падеж.

По радиву звучали весёлые песни. Брат ушёл гулять без пальта и шапки.

Важные какады качались на ветках.

Вывод: что вам помогло правильно выполнить задание.

Оставшееся время

Слайд: жалюзи, кашне, какао, кепи, трюмо, пюре, драже, пианино, хаки, кашпо, кофе, радио, эскимо, трико, пальто, тире.

Все ли слова понятны. При затруднении надо пользоваться толковыми словарями.

Кашпо – декоративная ваза для цветочного горшка

Кашне –узкий шейный шарф, надеваемый под пальто

Хаки – коричневато – зелёный, защитный цвет или плотная ткань такого цвета, а также форменная одежда из такой ткани.

Кепи – тоже, что и кепка.

Жалюзи – оконные шторы из множества пластинок на шнурах.

Задание: разделите на 3группы слова

Продукты: какао, пюре, драже, кофе, эскимо

Одежда: кашне, кепи, хаки, трико, пальто

Жилище человека: жалюзи, трюмо, пианино, кашпо, радио.

– к какой группе отнесли слово тире?

Ни к какой. Это знак препинания.

Рефлексия:

Урок полезен, всё понятно

Лишь кое – что чуть – чуть неясно.

Ещё придётся потрудиться.

Да, трудно всё – таки учиться!

Дом. з адание.