педагогическая статья “Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальных классах”


Кулдаева Шолпан Жакслыковна
учитель начальных классов ГУ школа-гимназия №30 г.Астана

          В настоящее время является актуальным вопрос оздоровления учащихся школьного возраста. В эти годы формируется осанка, идет активный рост и развитие всех систем организма. По мнению медиков, 75 % всех болезней человека заложено в детские годы. В сегодняшних условиях мы сталкиваемся с существенным общим ухудшением состояния здоровья детей, что связано с экономическим и социальным неблагополучием многих молодых семей, ослаблением иммунитета, генетических нарушений, плохой экологической обстановкой и т.д.

Большую часть недели учащиеся проводят в стенах школы, время обучения совпадает с периодом роста и развития ребенка, когда организм наиболее чувствителен к воздействию различных факторов окружающей среды. Успешное обучение в школе определяется  уровнем состояния здоровья, с которым ребенок пришел  в школу, что является исходным на старте обучения. В среднем более 35 % дошкольников и 60 % школьников имеют хронические заболевания и нуждаются в стационарном лечении. Около 25-30 % детей, поступающих в первый класс, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с первого класса к выпускным классам с 3,5 до 18 %, с нервно-психическими расстройствами – с 1,6 до 2,8 %, с нарушениями осанки с 19 до 46 %. Одна из частых патологий школьников (30-40 %) – нарушение остроты зрения. У многих школьников наблюдается дисгармоничное развитие, что создает проблемы в общей работоспособности подрастающего поколения. А сегодняшние больные дети – это больное будущее нашего народа. Уже в настоящее время физически зрелыми рождаются не более 14 % детей, а с различными патологиями рождаемость повысилась до 60 %. Поэтому, достаточно закономерно, что здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики.

 

На этом фоне важна правильная организация учебной деятельности, использование здоровьесберегающих технологий, которые являются шансом для взрослых решить проблему сохранения здоровья детей неформально.

Профилактика травматизма – первостепенный, важный здоровье сберегающий аспект деятельности учителя начальных классов, т.к. по данным ВОЗ дети от 5 лет и старше чаще погибают от несчастных случаев, чем от всех болезней вместе взятых.

Причем причины травматизма могут быть самые разнообразные, и существует достаточно много факторов, которые должен учитывать учитель на практике, в том числе  при проведении  внеучебных воспитательных  мероприятий в области природы и с природоведческим материалом,  уроков природоведения, экскурсий в природу, которые могут вызвать опасность для здоровья учащихся. Поэтому  педагогу  необходимо уделять пристальное внимание в рамках воспитательной работы как формированию у  обучающихся знаний и опыта безопасной жизнедеятельности, так  и  обеспечивать контроль за выполнением правил техники безопасности и охране жизни и здоровья каждого ребенка.

При подготовке детей к общению с природой, формированию знаний и опыта гуманного обращения с ней  можно познакомить со словами известного польского поэта Гнездослава, которые по праву могут стать одним из вечных правил  жизни:

Я сорвал  цветок

И  он завял …

Я поймал мотылька

И он умер у меня на ладони…

И тогда я понял

Что прикасаться к природе

Можно только сердцем.

 

Таким образом, деятельность учителя начальных классов направлена на решение ряда задач:

·          Организация работы с наибольшим эффектом для сохранения и укрепления здоровья

·          Создание условий ощущения у детей радости в процессе обучения

·          Научить детей жить в гармонии с собой и окружающим миром

·          Воспитание культуры здоровья

·          Развитие творческих способностей

·          Мотивация на здоровый образ жизни

·          Научить детей использовать полученные знания в повседневной жизни

 

Понятие «здоровьесберегающие технологии» как раз интегрирует все направления работы школы по сохранению, формированию и укреплению здоровья учащихся.  Можно выделить следующие группы здоровьесберегающих технологий, применяемых в учебном процессе, в которых используется разный подход к охране здоровья, а соответственно, и разные методы и формы работы:

1. медико-гигиенические   технологии,  которые   включают  комплекс  мер,

направленных  на  соблюдение   надлежащих  гигиенических  условий  в

соответствии  с  регламентациями  СанПинНов,  и  функционирование в

школах  медицинского  кабинета  для  оказания  каждодневной  помощи

школьникам.

2. физкультурно-оздоровительные технологии направлены на физическое

развитие  занимающихся. В основном данные технологии реализуются на

уроках  физкультуры.

3. экологические здоровьесберегающие технологии помогают воспитывать у

школьников любовь к природе, стремление заботиться о ней, приобщение

учащихся  к  исследовательской  деятельности  в  сфере  экологии  и  т.п.

4. технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности реализуются в

процессе изучения курса ОБЖЧ.

5. здоровьесберегающие  образовательные  технологии – наиболее значимые

из перечисленных по степени влияния на здоровье учащихся, т.к. главный

их признак  –  это  не  место,   где  они  реализуются,   а    использование

психолого-педагогических  приемов,  методов,  технологий,  подходов  к

решению возникающих проблем.

 

Применяемые здоровьесберегающие образовательные технологии основаны на:

·                              возрастных  особенностях  познавательной  деятельности  детей

·                              обучении  на  оптимальном  уровне  трудности  (сложности)

·                              вариативности  методов  и  форм  обучения

·                              оптимальном  сочетании  двигательных и статических нагрузок

·                              обучении  в  малых  группах

·     использовании наглядности и сочетании различных форм предоставления информации

·                              создании  эмоционально  благоприятной  атмосферы

·     формировании положительной мотивации к учебе («педагогика успеха»)

·                              на культивировании у учащихся знаний по вопросам здоровья

 

Учителями соблюдаются следующие требования к уроку с позиции здоровьесбережения:

1.     обстановка и гигиенические условия в классе (кабинете): температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.

2.     количество видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма: 4-7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомлению, а более частая череда смен деятельности потребует у учащихся дополнительных адаптационных усилий.

3.     средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма: 7-10 минут. Комментарии здесь аналогичные.

4.     количество видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма – не менее трех.

5.     чередование видов преподавания. Норма – не позже чем через 10-15 минут.

6.     поза учащихся, чередование позы (наблюдает ли учитель за посадкой учащихся; чередуются ли позы в соответствии с видом работы).

7.     наличие, место, содержание и продолжительность моментов на уроке: физминутки, динамические паузы, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек; соответствуют ли условия в классе для проведения таких норм работы, особенно для дыхательных упражнений. Норма: на 15-20 минут по 1 минуте из легких упражнений с 3-4 повторами каждого.

8.     наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровым образом жизни, демонстрация, прослеживание этих связей. Формирование отношения к человеку и его здоровью как ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности к здоровому образу жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся о возможных последствиях выбора поведения и т.д.

9.     психологический климат на уроке. Взаимоотношения на уроке: между учителем и учениками (комфорт-напряжение, сотрудничество – авторитарность, индивидуальные – фронтальные, учет возрастных особенностей: достаточный – недостаточный); между учениками (сотрудничество – соперничество, дружелюбие – враждебность, заинтересованность – безразличие, активность – пассивность).

10.                       наличие на уровне эмоциональных разрядок: шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, известное высказывание (афоризм) с комментарием, небольшое стихотворение, музыкальная минутка и т.п.

 

Для того, чтобы предотвратить влияние факторов риска в школе, нужно придерживаться системы мер, которая включает следующее:

1. классный руководитель изучает медицинские карты своих учеников, с учетом этого размещает их по рабочим местам и выделяет детей, которые  требуют повышенного внимания, например, инвалидов или ослабленных детей. Доводит индивидуальные особенности школьников до тех учителей, которые работают с ними.

2. ответственность учителя за соблюдение санитарно-гигиенических норм. Он  обязан знать их, следить за изменениями в нормативах. В его обязанности входит контроль за соблюдением данных норм (освещенность,  температурный режим). Важно, чтобы мебель в классе соответствовала СанПиНам. В случае неисправности педагог делает заявки на ремонт или замену инвентаря. Учитель, заботящийся о здоровье школьников, должен оберегать их от перегрузок, проверяя расписание.

3.  соблюдение   техники   безопасности   на   уроках   и   внеурочных

мероприятиях.  Для этого разработаны специальные правила. Учитель

обязан   добиваться   того,   чтобы   дети   знали   правила   техники

безопасности  и  соблюдали  их.   Важнейшим  условием  соблюдения

правил является дисциплинированность учащихся. Кроме того, педагог

своим    поведением    и    требовательностью    формирует   у   своих

воспитанников  это  важное  качество.

 

Кратко можно суммировать основные рекомендации по организации здоровьесберегающей деятельности в школе следующим образом:

1. ребенок должен постоянно ощущать себя счастливым, помогите ему в этом.

2. каждый урок должен оставлять в душе ребенка только положительные эмоции

3. дети должны испытывать ощущение комфорта, защищенности и, безусловно, интерес к уроку.

 

Заметную роль в создании комфортных условий обучения играют созданные в школе и активно работающие службы социально-психологического и социально-педагогического сопровождения образовательного процесса.