педагогическая статья “Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальных классах”
Кулдаева Шолпан Жакслыковна
учитель начальных классов ГУ школа-гимназия №30 г.Астана
В настоящее время является актуальным вопрос оздоровления учащихся школьного возраста. В эти годы формируется осанка, идет активный рост и развитие всех систем организма. По мнению медиков, 75 % всех болезней человека заложено в детские годы. В сегодняшних условиях мы сталкиваемся с существенным общим ухудшением состояния здоровья детей, что связано с экономическим и социальным неблагополучием многих молодых семей, ослаблением иммунитета, генетических нарушений, плохой экологической обстановкой и т.д.
Большую часть недели учащиеся проводят в стенах школы, время обучения совпадает с периодом роста и развития ребенка, когда организм наиболее чувствителен к воздействию различных факторов окружающей среды. Успешное обучение в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок пришел в школу, что является исходным на старте обучения. В среднем более 35 % дошкольников и 60 % школьников имеют хронические заболевания и нуждаются в стационарном лечении. Около 25-30 % детей, поступающих в первый класс, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с первого класса к выпускным классам с 3,5 до 18 %, с нервно-психическими расстройствами – с 1,6 до 2,8 %, с нарушениями осанки с 19 до 46 %. Одна из частых патологий школьников (30-40 %) – нарушение остроты зрения. У многих школьников наблюдается дисгармоничное развитие, что создает проблемы в общей работоспособности подрастающего поколения. А сегодняшние больные дети – это больное будущее нашего народа. Уже в настоящее время физически зрелыми рождаются не более 14 % детей, а с различными патологиями рождаемость повысилась до 60 %. Поэтому, достаточно закономерно, что здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики.
На этом фоне важна правильная организация учебной деятельности, использование здоровьесберегающих технологий, которые являются шансом для взрослых решить проблему сохранения здоровья детей неформально.
Профилактика травматизма – первостепенный, важный здоровье сберегающий аспект деятельности учителя начальных классов, т.к. по данным ВОЗ дети от 5 лет и старше чаще погибают от несчастных случаев, чем от всех болезней вместе взятых.
Причем причины травматизма могут быть самые разнообразные, и существует достаточно много факторов, которые должен учитывать учитель на практике, в том числе при проведении внеучебных воспитательных мероприятий в области природы и с природоведческим материалом, уроков природоведения, экскурсий в природу, которые могут вызвать опасность для здоровья учащихся. Поэтому педагогу необходимо уделять пристальное внимание в рамках воспитательной работы как формированию у обучающихся знаний и опыта безопасной жизнедеятельности, так и обеспечивать контроль за выполнением правил техники безопасности и охране жизни и здоровья каждого ребенка.
При подготовке детей к общению с природой, формированию знаний и опыта гуманного обращения с ней можно познакомить со словами известного польского поэта Гнездослава, которые по праву могут стать одним из вечных правил жизни:
Я сорвал цветок
И он завял …
Я поймал мотылька
И он умер у меня на ладони…
И тогда я понял
Что прикасаться к природе
Можно только сердцем.
Таким образом, деятельность учителя начальных классов направлена на решение ряда задач:
· Организация работы с наибольшим эффектом для сохранения и укрепления здоровья
· Создание условий ощущения у детей радости в процессе обучения
· Научить детей жить в гармонии с собой и окружающим миром
· Воспитание культуры здоровья
· Развитие творческих способностей
· Мотивация на здоровый образ жизни
· Научить детей использовать полученные знания в повседневной жизни
Понятие «здоровьесберегающие технологии» как раз интегрирует все направления работы школы по сохранению, формированию и укреплению здоровья учащихся. Можно выделить следующие группы здоровьесберегающих технологий, применяемых в учебном процессе, в которых используется разный подход к охране здоровья, а соответственно, и разные методы и формы работы:
1. медико-гигиенические технологии, которые включают комплекс мер,
направленных на соблюдение надлежащих гигиенических условий в
соответствии с регламентациями СанПинНов, и функционирование в
школах медицинского кабинета для оказания каждодневной помощи
школьникам.
2. физкультурно-оздоровительные технологии направлены на физическое
развитие занимающихся. В основном данные технологии реализуются на
уроках физкультуры.
3. экологические здоровьесберегающие технологии помогают воспитывать у
школьников любовь к природе, стремление заботиться о ней, приобщение
учащихся к исследовательской деятельности в сфере экологии и т.п.
4. технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности реализуются в
процессе изучения курса ОБЖЧ.
5. здоровьесберегающие образовательные технологии – наиболее значимые
из перечисленных по степени влияния на здоровье учащихся, т.к. главный
их признак – это не место, где они реализуются, а использование
психолого-педагогических приемов, методов, технологий, подходов к
решению возникающих проблем.
Применяемые здоровьесберегающие образовательные технологии основаны на:
· возрастных особенностях познавательной деятельности детей
· обучении на оптимальном уровне трудности (сложности)
· вариативности методов и форм обучения
· оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок
· обучении в малых группах
· использовании наглядности и сочетании различных форм предоставления информации
· создании эмоционально благоприятной атмосферы
· формировании положительной мотивации к учебе («педагогика успеха»)
· на культивировании у учащихся знаний по вопросам здоровья
Учителями соблюдаются следующие требования к уроку с позиции здоровьесбережения:
1. обстановка и гигиенические условия в классе (кабинете): температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.
2. количество видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма: 4-7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомлению, а более частая череда смен деятельности потребует у учащихся дополнительных адаптационных усилий.
3. средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма: 7-10 минут. Комментарии здесь аналогичные.
4. количество видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма – не менее трех.
5. чередование видов преподавания. Норма – не позже чем через 10-15 минут.
6. поза учащихся, чередование позы (наблюдает ли учитель за посадкой учащихся; чередуются ли позы в соответствии с видом работы).
7. наличие, место, содержание и продолжительность моментов на уроке: физминутки, динамические паузы, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек; соответствуют ли условия в классе для проведения таких норм работы, особенно для дыхательных упражнений. Норма: на 15-20 минут по 1 минуте из легких упражнений с 3-4 повторами каждого.
8. наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровым образом жизни, демонстрация, прослеживание этих связей. Формирование отношения к человеку и его здоровью как ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности к здоровому образу жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся о возможных последствиях выбора поведения и т.д.
9. психологический климат на уроке. Взаимоотношения на уроке: между учителем и учениками (комфорт-напряжение, сотрудничество – авторитарность, индивидуальные – фронтальные, учет возрастных особенностей: достаточный – недостаточный); между учениками (сотрудничество – соперничество, дружелюбие – враждебность, заинтересованность – безразличие, активность – пассивность).
10. наличие на уровне эмоциональных разрядок: шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, известное высказывание (афоризм) с комментарием, небольшое стихотворение, музыкальная минутка и т.п.
Для того, чтобы предотвратить влияние факторов риска в школе, нужно придерживаться системы мер, которая включает следующее:
1. классный руководитель изучает медицинские карты своих учеников, с учетом этого размещает их по рабочим местам и выделяет детей, которые требуют повышенного внимания, например, инвалидов или ослабленных детей. Доводит индивидуальные особенности школьников до тех учителей, которые работают с ними.
2. ответственность учителя за соблюдение санитарно-гигиенических норм. Он обязан знать их, следить за изменениями в нормативах. В его обязанности входит контроль за соблюдением данных норм (освещенность, температурный режим). Важно, чтобы мебель в классе соответствовала СанПиНам. В случае неисправности педагог делает заявки на ремонт или замену инвентаря. Учитель, заботящийся о здоровье школьников, должен оберегать их от перегрузок, проверяя расписание.
3. соблюдение техники безопасности на уроках и внеурочных
мероприятиях. Для этого разработаны специальные правила. Учитель
обязан добиваться того, чтобы дети знали правила техники
безопасности и соблюдали их. Важнейшим условием соблюдения
правил является дисциплинированность учащихся. Кроме того, педагог
своим поведением и требовательностью формирует у своих
воспитанников это важное качество.
Кратко можно суммировать основные рекомендации по организации здоровьесберегающей деятельности в школе следующим образом:
1. ребенок должен постоянно ощущать себя счастливым, помогите ему в этом.
2. каждый урок должен оставлять в душе ребенка только положительные эмоции
3. дети должны испытывать ощущение комфорта, защищенности и, безусловно, интерес к уроку.
Заметную роль в создании комфортных условий обучения играют созданные в школе и активно работающие службы социально-психологического и социально-педагогического сопровождения образовательного процесса.