Образование 2018


Калиева Меруерт Омаргалиевна, Муханбетжанова Бибигуль Туяковна, Оралбаева Сербиназ Рахымбердиевна, Габдуллина Сапия Жагипаровна, Островенко Лидия Салмоновна, Мигунова Людмила Николаевна, Куракпаева Айгерим Сериковна,
Куандыкова Аймангуль Базаркеновна, Кенжегаренова Галия Ергалиевна

учителя начальных классов г.Астана, школа-гимназия № 30

Формирование метапредметных и предметных компетенций

младших школьников

 

В настоящее время школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного – квалифицированного исполнителя, тогда как сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Для жизни, деятельности человека важно не наличие у него накоплений впрок, запаса какого – то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, то есть не структурные, а функциональные, деятельностные качества.

Мерой способности человека включаться в деятельность выступает совокупность компетентностей. Для школьной образовательной практики можно выделить следующие ключевые компетентности:

математическая компетентность – умение работать с числом, числовой информацией – владение математическими умениями;

коммуникативная (языковая) компетентность – умение вступать в коммуникацию с целью быть понятым, владение умениями общения;

информационная компетентность – владение информационными технологиями – умение работать со всеми видами информации;

автономизационная компетентность – умение саморазвития – способность к самоопределению, самообразованию, конкурентоспособность;

социальная компетентность – умение жить и работать вместе с другими людьми, близкими, в коллективе, в команде;

продуктивная компетентность – умение работать и зарабатывать, способность к созданию собственного продукта, умение принимать решения и нести ответственность за них;

нравственная компетентность – готовность, способность и потребность жить по общечеловеческим нравственным законам.

Иными словами, школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать»

Вот почему перед школой РК остро встала и в настоящее время остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД). Именно поэтому «Планируемые результаты» Стандартов нового содержания образования РК  определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты.

Главным результатом модернизации школы должно стать соответствие школьного образования целям опережающего развития, от школы требуется дать детям возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Таким образом, школа должна решать проблемы дня сегодняшнего, но готовить учащихся к их будущей жизни и эту работу следует начинать с младшего школьного возраста.

Изучение мною новых учебников  для начальной школы позволило сделать выводы о том, что успешное выполнение любого предложенного в учебнике задания предполагает использование учащимися дополнительных источников информации, таких как энциклопедии, справочники, словари. Таким образом, уже с первого класса ребенок учится самостоятельно добывать и применять знания.

Установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Учитель сегодня должен стать конструктором новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.

Существующие сегодня «Программы обучения» определяют следующие цели обучения:

– развитие коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих: речевая, языковая, социокультурная/межкультурная, компенсаторная,   учебно-познавательная компетенции;

-развитие личности учащихся;

-формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД).

В качестве предполагаемых результатов обучения выделяют:

1.Предметные    результаты, включающие знания, освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета

2.Личностные    результаты:

·        формирование мотивации учения;

·        осознание возможностей самореализации;

·        стремление к совершенствованию;

·        формирование коммуникативной компетенции;

·        формирование общекультурной и этнической идентичности;

·        толерантное отношение к проявлениям иной культуры;

·        готовность отстаивать национальные и общечеловеческие ценности, свою гражданскую позицию.

3.Метапредметные     результаты:

·        развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;

·        развитие коммуникативной компетенции;

·        умение четко определять области знакомого и незнакомого учебного материала;

·        умение ставить перед собой цели и определять задачи, решение которых необходимо для достижения поставленных целей, планировать последовательные действия, прогнозировать результаты работы, анализировать итоги деятельности (как

положительные, так и отрицательные), делать выводы (промежуточные и итоговые), вносить коррективы, определять новые цели и задачи на основе результатов работы;

·        развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией (извлекать информацию из различных источников, анализировать, систематизировать, представлять различными способами);

·        развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, устанавливать логическую последовательность основных фактов;

·        осуществление самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности.

Именно метапредметные результаты будут являться мостами, связывающими все предметы, помогающими преодолеть горы знаний. Одним из средств формирования метапредметных и предметных компетенций младших школьников являются информационно- коммуникативные технологии.

В контексте изучения всех предметов должны широко использоваться различные Источники информации, в том числе, в доступном Интернете.

В современной школе широко применяется проектный метод. Средства ИКТ являются наиболее перспективным средством реализации проектной методики обучения. Имеется цикл проектов, участвуя в которых, дети знакомятся друг с другом, обмениваются информацией о себе, о школе, о своих интересах и увлечениях. Это проекты «Я и мое имя», «Моя семья»

и т.п.

Использование проектной деятельности на уроках помогает детям лучше усвоить новый материал. Например, на уроке познания мира по теме “Глобус” можно использовать проектную деятельность по плану: надуть воздушный шар, завязать его, нанести параллели и меридианы, материки с помощью кальки, подписать названия материков.

А интегрированный подход к обучению, применяемый при создании нового стандарта, предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам. Например, на уроке русского языка идет работа над текстами-описаниями, эта же работа продолжается на уроке познания мира, например, в связи с изучением времен года. Результатом этой деятельности становится, например, фоторепортаж, описывающий картины природы, природные явления и т.п.

Приведу примеры взаимосвязанных учебных заданий, в процессе выполнения которых, ученики работают с информацией, усваивают содержание темы и у них формируются личностные, метапредметные и предметные умения.

I этап «Самоопределение в деятельности»

Это учебное задание, которое стимулирует интерес учащихся к изучению новой темы, посредством специально сформулированной учителем ситуации.

При составлении ситуативного задания следует учитывать возрастные особенности школьника.

Ситуативное задание  1 класс. Русский язык. Тема «Перенос слов».

-Встретились на лесной полянке два гнома. Они очень гордились тем, учатся в лесной школе и уже умеют писать слова. И решили они написать на березовом листике письмо Белоснежке. Но ее имя оказалось таким длинным, что не поместилось на одной строчке. И гномы разделили слова на части и перенесли их. Вот что у них получилось. Гномы сравнили свои листики и заспорили – кто же из них прав?

-Ребята, как вы думаете, кто из гномов прав? (Дети высказывают различные мнения, но к общему ответу прийти не могут).

-А вы хотите узнать, кто из гномов прав и помочь разрешить спор? Что для этого нужно? (Нужно узнать правило переноса слов)

4 класс. Математика. Тема «Площадь треугольника».

– По электронной почте ученики 4 класса получили от своего учителя письмо.

Учитель попросил ребят к следующему уроку вычислить площадь фигур, данных на рисунке. Рассмотрев рисунок, ребята удивились заданию, ведь нахождение площади треугольника они еще не изучали. Но учитель уверял, что это сделать легко, если внимательно прочитать слова великого математика Пифагора? Результатом этого этапа является самоопределение школьников, основанное на желании осваивать учебный материал, на осознании потребности его изучения, что и формирует регулятивные умения.

II этап «Учебно-познавательная деятельность»

Ситуативные задания учитель ставит так, чтобы у ребят не хватило знаний для решения данной проблемы. Им приходиться эти знания самостоятельно добывать из различных источников. Это могут быть словари, интернет, справочники, но чаще всего это учебник, там ребята учатся находить учебную информацию и работать с ней.

Рассмотрим учебно-познавательную деятельность 2 класс Русский язык.

Тема «Омонимы».

1 шаг. Учитель направляет, организует учебную деятельность по освоению учебной информации на уровне «ЗНАНИЯ» на этом этапе проводится самостоятельная работа с терминами ,понятиями, высказываниями, правилами. Эта категория заданий основана на запоминании и воспроизведении изученного материала.

2 шаг. Дети осваивают эту же учебную информацию, но уже на уровне «ПОНИМАНИЯ» учебные задания предполагают работу с этим же содержанием на уровне объяснения, обоснования существующего знания.

-Объясни, докажи, что в стихотворении встречаются омонимы.

« Я вспоминал о том счастливом дне,

Когда увидел двух сомов на дне.»

На данном этапе работа проходит в парах, а это развитие коммуникативных действий младших школьников.

– Найди спрятанную шутку.

«Ел старик хлеб сухой, да откуда под столом рыбьи кости?»

3 шаг. Организация учебной деятельности учащихся по освоению этой же информации на уровне «УМЕНИЯ». Учебные задания на данном этапе направлены на применение полученных знаний. Учащиеся должны проявить способность использовать и применить на практике то, что они узнали и поняли. Работа проходит в группах.

4 шаг. ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ. Организация учебной деятельности учащихся по предъявлению результата освоения этой же учебной информации данного блока. Диагностическое задание соответствует заданию на «умение», но его цель – установить степень освоения учебного материала.

– Спиши текст и подчеркни омонимы.

Последовательное выполнение заданий на «знание», «понимание» и «умение» формируют умение учащихся работать с информацией, это соответствует метапредметным умениям, что и требует от учителя новые стандарты содержания обновленного образования.

III этап «Интеллектуально-преобразовательная деятельность»

Этап интеллектуально – преобразовательной деятельности предполагает использование школьниками приобретенных знаний и умений темы для выполнения вариантов ситуативного задания. Учащиеся выбирают вариант задания, способ деятельности и выполняют задания на основе полученных знаний. Результатом этапа является выполнение ситуативного задания.

Например, 1 класс. Тема: Правописание слов с разделительным « Ь » и « Ь » показателем мягкости.

Информативный вариант

-Вспомни правило, чем отличается разделительный Ь от Ь – показателя мягкости. Запиши данные слова в 2 столбика:

день, коньки, семья, угольки, колья, скамья, роль. Софья, Машенька, пень, ручьи.

Импровизационный вариант

– Отгадай загадки и запиши отгадки в 2 столбика: Ь – показатель мягкости, Ь – разделительный.

Соловьи, лень, коньки, друзья,     , печка.

-Какое слово было лишним, почему?

Эвристический вариант

-Запиши 5 слов с Ь – показателем мягкости  и 5 слов с разделительным Ь.

На данном этапе формируются метапредметные умения, то есть школьники учатся:

·        выбирать вариант выполнения задания;

·        использовать приобретенные знания;

·        выполнять учебное задание в соответствии с планом;

·        адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности;

·        корректировать результаты деятельности — вносить необходимые дополнения, исправления;

·        оценивать результаты выполненного задания.

IV этап «Рефлексивная деятельность»

На данном этапе полученный результат соотносится с поставленной деятельностью и проводится самоанализ и самооценка собственной деятельности по выполнению ситуативного задания в рамках изучаемой темы.

Задание на самоанализ. Закончи предложение:

·        Для меня важно узнать, что такое омонимы, потому что….

·        Чтобы правильно находить омонимы нужно…

Задание на самооценку.

·        Я доволен(недоволен) своей ролью в обсуждении, потому что ….

Так же как и урок способствует формированию метапредметных умений и

внеурочная деятельность. Во  внеурочную  деятельность  необходимо включать работу по программаме духовно-нравственного развития, воспитания и программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

Основы формирования универсальных учебных действий подчёркивают ценность современного образования – школа должна побуждать в будущем молодёжь принимать активную гражданскую позицию, усиливать личностное развитие и безопасную социальную включённость в жизнь общества. Появление нового стандарта обучения обусловлено требованиями времени, новыми целями, которые общество ставит перед образованием. Можно с уверенностью сказать, что мы, учителя начальных классов, планируем в дальнейшем совершенствовать свою профессиональную деятельность в свете новых требований.

Учитель начальных классов  школы-гимназии № 30 г. Астаны:

Калиева Меруерт Омаргалиевна

01.11.2018 год

GDE Ошибка: Запрашиваемая ссылка недействительна
GDE Ошибка: Запрашиваемая ссылка недействительна
GDE Ошибка: Запрашиваемая ссылка недействительна
GDE Ошибка: Запрашиваемая ссылка недействительна
GDE Ошибка: Запрашиваемая ссылка недействительна

GDE Ошибка: Запрашиваемая ссылка недействительна
GDE Ошибка: Запрашиваемая ссылка недействительна
GDE Ошибка: Запрашиваемая ссылка недействительна