Школьный вечер по химии для учащихся 9 – 11 классов «Не померкнет никогда память о войне» (о вкладе советских ученых-химиков в годы войны 1941 – 1945 гг.)


Баянова Надежда Александровна

Учитель химии Буденновской СШ

С. Буденное, р-н Г.Мусрепова

Северо-Казахстанская область

 

Презентация к уроку

Задачи:

– расширить и углубить знания в области химии;

– формировать у учащихся интерес к химии;

– воспитывать патриотизм, гражданский долг и уважение к памяти жертв войны.

 

Оформление: эмблемы у всех участников вечера, слайды.

 

Ход мероприятия:

(1 слайд)

Звучит песня «Священная Война» (1куплет)

 

Вставай страна огромная,

Вставай на смертный бой.

С фашистской силой темною

С проклятою ордой.

Пусть ярость благородная

Вскипает как волна.

Идет война народная –

Священная война!

 

Ведущий 1: 1420 дней войны – немеркнущие страницы великого подвига советского народа, внесшего решающий вклад в освобождение народов Европы от фашистского порабощения, в спасение мировой цивилизации. На смертный бой с «фашистской силой темною» встала вся страна. Встала, выстояла, победила!

В эти грозные годы вместе с героической Советской армией сражались и люди науки.

1 ученик: Геологи на востоке страны вели поиски новых месторождений полезных ископаемых. На долю физиков выпали сложные задачи совершенствования средств вооружения Красной Армии. Ученые должны были создавать новые способы производства самых разных материалов: взрывчатых веществ большой взрывной силы, топлива для реактивных снарядов «катюш», высококачественных бензинов, каучука, легирующих материалов для изготовления броневой стали и легких сплавов для авиационной техники, лекарственных препаратов для госпиталей…

2 ученик: Решать все эти задачи было крайне трудно, так как значительные источники сырья и мощности по производству химической продукции оказались на оккупированной территории: 50% мощностей по производству синтетического каучука, 88% – кальцинированной соды, 77% – серной кислоты, 66% – синтетических красителей и др. Оккупированы были Донбасс и Криворожский железорудный бассейн с их шахтами и заводами, производящими металлургическую и коксохимическую продукцию.

(2 слайд)

Ведущий 2: 23 июня 1941 года состоялось внеочередное расширенное заседание президиума Академии наук СССР, на котором было принято решение – направить все силы и средства для обеспечения победы над фашизмом. На антифашистском митинге советских ученых 12 октября 1941 года академик А.Н. Фрумкин выступил с речью, в которой произнес: «Советские химики призывают ученых всего мира использовать свои знания, свой изобретательский гений для борьбы с фашизмом. Перед лицом фашистской опасности, памятуя о возможности новых злодеяний, как, например, применение отравляющих веществ, не может быть и речи о науке для науки, о науке, которая остается нейтральной. Чтобы люди могли дышать и мыслить, сейчас нужно решить только одну задачу – уничтожить фашизм».

3 ученик: С первых дней войны началась эвакуация предприятий и научных учреждений на восток страны. Специальным постановлением Государственного Комитета Обороны «О порядке размещения эвакуируемых предприятий» было определено, что в первую очередь должны перебазироваться предприятия оборонной, химической промышленности, черной и цветной металлургии. В связи с эвакуацией промышленных предприятий в восточные районы страны потребовалась перестройка всей экономики этих районов. Появилась острейшая необходимость в новых источниках сырья. Большую работу по организации поиска стратегического сырья проделал академик Александр Евгеньевич Ферсман.

(3 слайд)

4 ученик: В 1941 году А.Е. Ферсман закончил сводку «Полезные ископаемые Кольского полуострова. Современное состояние. Анализ. Прогноз.» В ней он указал пути дальнейшего освоения минеральных богатств этого уникального источника сырья. В 1943 году он написал монографию «Геология и война», в которой проанализировал размещение минерально-сырьевых баз воюющих сторон и их влияние на стратегические планы и ход военных операций. А.Е. Ферсман доказывал, что гитлеровский блок не выдержит длительной войны прежде всего из-за ограниченных источников минерального сырья. Он занимался активной общественной деятельностью в качестве члена Антифашистского комитета советских ученых (с 1942 года), выступал с докладами в воинских частях.

Ведущий 1: На восток были эвакуированы многие ВУЗы, научные коллективы. Они сразу же включились в работу по обороне.

(4 и 5 слайды)

5 ученик: Велись активные разработки прежде всего по созданию сплавов специального назначения: сталей для брони танков и самолетов и бронебойных снарядов. Их основу составляют феррохром и ферромарганец. Производство этих материалов было налажено в небывало короткий срок на Урале. Возглавляли работу академики К.П. Бардин и В.Л. Комаров.

 

(6, 7, 8 слайды)

1 ученик: Особое значение в период войны приобрели взрывчатые вещества для авиабомб и морских торпед, ручных гранат, противотанковых мин и т.п. Для получения взрывчатых веществ требовались прежде всего азотная кислота, толуол и другие ароматические углеводороды. Производство азотной кислоты было налажено на заводах Урала и Сибири (Березняковском, Чирчикском, Кемеровском). Большой вклад в теорию взрывов, химию и технологию производства пороха и взрывчатых веществ внесли Н.Н. Семенов, Ю.Б. Харитон, Н.Д. Зелинский, С.С, Наметкин и многие другие ученые.

(9 слайд)

2 ученик: Участие академика Н.Н. Семенова в борьбе за победу в Великой Отечественной войне всецело определялось разработанной им в 1928 – 1936 гг. теорией цепных разветвленных реакций. Результаты исследования процессов взрыва, горения и детонации, проводимые Н.Н. Семеновым и его сотрудниками, во время войны использовались в производстве патронов, артиллерийских снарядов, взрывчатых веществ. Данные исследований сотрудников руководимого им Института химической физики АН СССР были использованы при создании и совершенствовании так называемых кумулятивных снарядов, гранат и мин для борьбы с вражескими танками. Применение их против «неуязвимых» новых немецких «тигров» вызвало у гитлеровского командования недоумение и замешательство. Кумулятивные снаряды пробивали броню толщиной 200 мм. Эти снаряды были использованы в танковом снаряжении на Курской дуге.

Ведущий 2: Перестроиться на выпуск веществ для военных действий пришлось и сотрудникам такого «мирного» института, как Научно-исследовательский институт удобрений и инсектофунгицидов, директором которого в годы войны был крупнейший советский химик-технолог Семен Исаакович Вольфкович.

(10 слайд)

3 ученик: С.И. Вольфкович был известен как создатель технологических способов и организатор промышленного производства концентрированных удобрений на основе хибинских апатитов, элементарного фосфора и фосфоритных руд и др. В первые годы войны ему было поручено организовать производство фосфорсодержащих веществ и на их основе зажигательных средств для противотанкового оружия. На опытном заводе института было налажено производство сплавов фосфора с серой, которые заливались в стеклянные бутылки и служили зажигательными противотанковыми «бомбами». Но изготовление и метание таких «бомб» было опасным. Уже в 1942 году С.И. Вольфкович с сотрудниками разработали условия, исключающие опасность изготовления, транспортировки и применения этих «бомб». Им было разработано и организовано на металлургических заводах Урала получение фосфора для нужд войны в доменных печах.

Для борьбы с многочисленными пожарами, возникавшими от сброшенных вражескими самолетами бомб, по предложению С.И. Вольфковича были созданы специальные растворы солей фосфорной кислоты.

(11 слайд)

Ведущий 1: Многие ученые-химики создавали лекарственные препараты, необходимые для лечения раненых. Так, полимер винилбутилового спирта, полученный М.Ф. Шостаковским, – густая вязкая жидкость – оказался хорошим средством для заживления ран, он использовался в госпиталях под названием «бальзам Шостаковского».

(12 слайд)

4 ученик: Академик А.В. Палладин синтезировал средства для остановки кровотечения.

5 ученик: Учеными Московского университета был синтезирован фермент тромбон – препарат для свертывания крови.

(13 слайд)

2 ученик: Важные исследования проводились под руководством академика Александра Ивановича Опарина в Институте биохимии и на кафедре биохимии растений МГУ: в трудных условиях военного времени была разработана технология получения ряда пищевых продуктов и витаминов.

Ведущий 2: Особой страницей в истории советской науки является та, где запечатлен вклад в нее ученых героического Ленинграда в период 900-дневной блокады, которые в тяжелейших условиях продолжали трудиться и помогать фронту и обороне города.

(14 слайд)

1 ученик: Известно, какое значение для блокадного Ленинграда имела Дорога жизни, проложенная на льду Ладожского озера. Но сколько подготовительных работ было проведено, прежде чем она начала действовать. Исследованием свойств льда занималась группа ученых под руководством члена-корреспондента АН СССР П.П. Кобеко. Они установили условия замерзания льда и металла (для «ремонта» дороги при нарушении ледяного покрова), рассчитали движение машин с любыми грузами.

6 ученик: В годы Великой Отечественной войны деятельность Ленинградского технологического института имени Ленсовета велась по различным направлениям в соответствии с требованиями военного времени. Одной из первых работ института было выполнение срочного задания Ленинградского фронта по производству специальных зажигательных средств для партизан Ленинградской области. В осажденном Ленинграде не прекращалась научная работа в 18 лабораториях и мастерских института, где трудились и студенты. Они готовили мины, гранаты и другие виды оружия, медикаменты, предметы военного снаряжения, средства связи для действующей армии и партизан. Так, в январе 1943 года был разработан запал для дымовых шашек, и началось производство дымовых средств маскировки военных кораблей, стоявших на Неве.

В лаборатории аналитической химии было создано производство наркозного эфира.

1 чтец: …Я говорю с тобой под свист снаряда,

Угрюмым заревом озарена.

Я говорю с тобой из Ленинграда,

Страна моя, печальная страна…

 

Над Ленинградом – смертная угроза…

Бессонные ночи, тяжек день любой.

Но мы забыли, что такое слезы.

Что называлось страхом и мольбой.

 

Я говорю: нас, граждан Ленинграда,

Не поколеблет грохот канонад,

И если завтра будут баррикады, –

Мы не покинем наших баррикад.

                                   (О. Берггольц)

 

Ведущий 1: Кроме ученых-химиков, которые внесли неоценимый вклад в победу над гитлеровской Германией, были и простые воины-химики: инженеры и рабочие, преподаватели и студенты. Памяти химиков-фронтовиков посвятил свое стихотворение старший преподаватель Днепропетровского химико-технологического института, бывший фронтовик З.И. Барсуков.

2 чтец: Кто про химика сказал: «Мало воевал»,

Кто сказал: «Он мало крови проливал?»

Я в свидетели зову химиков-друзей, –

Тех, кто смело бил врага до последних дней,

Тех, кто с армией родной пел в одном строю,

Тех, кто грудью защищал Родину мою.

Сколько пройдено дорог, фронтовых путей…

Сколько полегло на них молодых парней…

Не померкнет никогда память о войне,

Слава химикам живым, павшим – честь вдвойне.

Ведущий 2: Огромен вклад в победу над врагом всех людей. Но особо следует выделить учителей, простых и скромных работников просвещения. Ведь это они воспитали то поколение пламенных патриотов, которые, не щадя жизни, смело встали на защиту Родины. Одни педагоги ушли добровольцами на фронт, сражались с врагом в частях действующей армии и в партизанских отрядах, другие самоотверженно продолжали трудиться в тылу, возрождая из руин школы, отдавая детям весь жар своего сердца!

3 чтец: …У каждого была своя война,

Свой путь вперед, свои участки боя,

И каждый был во всем самим собою,

И только цель у всех была одна. (М. Алигер)

3 ученик: В грозные годы войны учителя выступали с патриотической инициативой: «Построим танковую колонну «Народный учитель». Пусть в рядах советских танков, беспощадно разящих врага, будут и наши танки, построенные на средства педагогов, которые отомстят врагу за невинную кровь советских детей, уничтоженных фашистами, за кровь учителей, павших смертью героев». Этот призыв нашел горячий отклик. Изо дня в день, из месяца в месяц на особый текущий счет непрерывным потоком поступали денежные взносы учителей. А через некоторое время танковая колонна «Народный учитель» вступила в бой с фашистскими захватчиками.

4 чтец: Имена ваши

Мы нанесем на гранитные плиты,

На бетон и на мрамор,

И вплавим в металл.

Повторим нашу клятву:

Никто не забыт и ничто не забыто,

И добавим:

Без вести никто не пропал!

                                 (Р. Рождественский)

 

Ведущий 1: Победа! Она была необходима человечеству, чтобы сохранить на Земле жизнь. Семь десятилетий прошло с того светлого майского дня, когда отгремели последние залпы орудий и над Европой вновь засияло чистое небо. Все отдаленнее становится эхо грозной войны. Но никогда не померкнет в памяти народной великий подвиг тех, кто отстоял честь, независимость, свободу своей Родины и избавил от «коричневой чумы» народы Европы. Мы помним, что вместе с солдатами в сорок пятом победу делили рабочие и колхозники, инженеры, доктора наук, медики, учителя и ученые-химики.

 

Викторина

  1. Назовите «крылатые» металлы. (алюминий, магний, бериллий)
  2. Какой металл и благодаря какому свойству используется в огнестрельном оружии? (свинец, высокая плотность)
  3. Назовите основные компоненты пиротехнических смесей. (бертолетова соль, нитрат калия, сера, уголь)
  4. Какое вещество являлось основой зажигательных смесей, применяемых особенно в первые годы войны? (фосфор)
  5. Какой металл используется в изготовлении осветительных сигнальных ракет? (магний)
  6. Как применялся водород в годы войны? (заполнение дирижаблей, в противовоздушной обороне)
Метки:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *