«Семейное воспитание – основа становления нравственно-духовной личности».


Бауман  Айгуль  Кызыровна

учитель начальных классов Астана, школа-гимназия № 30

«Семейное воспитание – основа становления нравственно-духовной личности».

 

Бауман Айгуль Кызыровна

высшая категория

учитель начальных классов

школы – гимназии № 30

города Астаны

 

«Если есть любимый сын, ты люби.

Он достоин этого».

Абай  Кунанбаев

 

Как любая дорога начинается с первых шагов, любое здание с фундамента, так и становление человеческой  личности – с семьи. Семья – это первый коллектив, который даёт человеку представление о жизненных ценностях, раскрывает перед ребёнком общечеловеческие нормы нравственности и учит азбуке морали.

Между семьями существует такая же разница, как и между членами семьи. Большие, многодетные семьи, в которых родственники живут вместе, и маленькие, состоящие только из одного родителя и ребенка, семьи и те и другие оказывают ценное первичное влияние на развитие детей. Семья направляет сознание, волю, чувства детей. Она призвана, уже в домашних условиях обеспечить правильную организацию жизни ребенка. Ведь недаром народная мудрость гласит: «Кто без призора в колыбели, тот весь век не при деле!». Ребенок – это почва, в которую общество бросает семя человеческих качеств.

В успехе семейного воспитания важная роль принадлежит родителям. От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку  детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний ребенок. Каким он будет, зависит от воспитателей: первые уроки доброты малыш получает в семье. И поэтому мать и отец, естественные воспитатели. Велико их влияние на ребенка. Семья – это первая и важная школа, где ребенок  учится мыслить, чувствовать, жить среди людей. Слово, улыбка, взгляд, жест близких людей, их отношения к другим людям – все остро воспринимается и сразу подхватывается ребенком.

Кто из родителей не мечтает, чтобы его ребенок вырос самым, самым.… Для этого родители должны прежде учиться быть родителями, создавать пространство любви для ребенка. К.Д. Ушинский говорил: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях».

– Знать ребенка? Да и ещё раз, да! Одни спокойные, другие шумные, озорные, третьи плаксивые… Но все они проходят один и тот же путь развития (хотя и с определенными вариациями). Это и подводит к мысли о закономерности развития для всех детей, а полученные знания применять к каждому отдельному ребенку индивидуально. Очень полезно посмотреть вокруг глазами своего детства.

Ведь, детство – это особое психическое состояние, удивительная концентрация свободы, силы и энергии!

Родителям нужно создавать условия для развития каждого члена семьи. Общая цель всех членов семьи забота друг о друге. Путь к этому самый короткий: отец и мать, их поступки, мысли, чувства на виду у детей. Если они вызывают у детей глубокое уважение, восхищение, желание подражать – значит, плоды воспитания в такой семье будут завидными.

Но, к сожаленью, на сегодняшний день не все семьи справляются с нагрузкой по воспитанию детей. Среди основных трудностей на первом месте стоит самоустранение семьи. Родители, не владея в достаточной степени знанием возрастных и индивидуальных  особенностей ребёнка,  зачастую осуществляют воспитание вслепую, интуитивно, что является родительской безграмотностью. Родители ссылаются на нехватку времени. А ведь, многое, если не всё, зависит не от количества времени, а от того, каким содержанием оно будет наполнено. Время общения с ребёнком надо использовать не для нотаций и выговоров, а для дружеской беседы, для совместного труда и прогулок. Ведь арифметика воспитания проста, чем больше души вкладываешь в ребёнка, тем больше получаешь милосердия и любви.

Проблема духовно-нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Причин тому достаточно много и одна из них –абсолютная деидеологизация общества, ликвидация института воспитания. Отказ от идеологии прошлого привёл к распаду «связи времён», чувства сопричастности к истории своей родины. Тиражируемые на всю страну разные средства массовой информации ведут разрушительную антидуховную пропаганду, становятся причиной снижения критериев нравственности и даже угрожают психологическому здоровью человека.

Именно сейчас, школа становится основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. Учебный процесс должен быть тесно связан с нравственным воспитанием. Если человека учат  добру – учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу, в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу – всё равно будет зло, потому что Человека надо воспитать.

Формирование нравственности происходит в школе на всех уроках. И в этом отношении нет главных и неглавных предметов. Воспитывает не только содержание, методы и организация обучения, учитель, и его личность, знания, убеждения, но и атмосфера, которая складывается на уроке, стиль отношений педагога и детей между собой. Воспитывает  себя и сам ученик.

В процессе обучения происходит систематическое приобщение к нравственным знаниям. Важным источником их накопления является знакомство школьников с окружающей средой: туризм, экскурсии по городу, на производство, совместный отдых, этические беседы.  Для того, чтобы мероприятие было нравственной ценным, учитель создаёт в коллективе эмоциональный настрой, распределяет между школьниками задания, которые необходимы при подготовке к мероприятию. Чтение и разбор статей, рассказов, стихотворений, сказок из книг помогают понять и оценить нравственные поступки людей. Учитель создаёт в течение урока ситуации общения учеников друг с другом. А это возможно на всех уроках. Урок, на котором дети испытывают удовлетворение и радость от успешно выполненной работы, пробуждает самостоятельную мысль и вызывает совместные переживания учащихся, учит быть вежливыми и внимательными к другим людям, бережно относиться к труду –  способствует их нравственному воспитанию. А не это ли главное в становлении личности?