«О необходимости развития навыка чтения с листа, как обязательной формы на уроке специальности»


Раимкулова Валентина Анатольевна
преподаватель ГККП Детская музыкальная школа №2

Одним из важнейших разделов предмета «Специальное фортепиано» является чтение нот с листа, как необходимый компонент практической работы учащегося. Теория и практика подготовки учащихся специального фортепиано свидетельствует о том, что способность к беглому чтению нотного текста является одним из важнейших факторов развития комплекса музыкальных способностей. Чтение нот с листа – это основной способ работы учащегося на этапе ознакомления с новым произведением.

А теперь назовите пять наиболее распространённых ошибок учащихся при чтении нот с листа. Как правило, ответы с удивительной и где-то даже настораживающей точностью повторяются из года в год. Наиболее часто они звучат так:

– элементарное незнание нот и типовых ритмических рисунков;

– игнорирование на протяжении произведения ключевых знаков;

– потактовое чтение, то есть чтение каждого такта с непременной остановкой перед следующим;

– невнимательность к динамическим знакам;

– пренебрежение знаками агогики.

Практически каждый преподаватель специальных дисциплин в ДМШ и ДШИ понимает, что редкий ученик способен сам, без помощи учителя разобрать произведение. Более того – без активного участия педагога процесс разбора пьеса растягивается порой на недели. Поэтому на уроке на чтение с листа зачастую просто не остаётся времени. В результате выпускник образовательного учреждения – это не редко практически беспомощный перед нотным текстом ребёнок, который вряд ли когда-нибудь сядет за инструмент. Причина – страх перед нотами. Это тем более досадно, поскольку год от года рынок нотной литературы пополняется оригинальными изданиями – популярной классикой, современными отечественными и зарубежными шлягерами.

Между тем наша фортепианная педагогика обладает колоссальной методической базой. Ещё сто лет назад чтение с листа было нормой домашнего музицирования, излюбленным времяпрепровождением людей из разных слоёв общества. Не будучи профессионалами они обладали высоким уровнем знаний в области искусства. Эти просвещённые любители, как известно, составляли основу интеллигенции.

В советское время в системе ДМШ чтение с листа находилось в числе обязательных форм работы, и, начиная с четвёртого класса, оценивалось отдельной отметкой на ежегодном техническом зачёте. Существовали специальные пособия и даже хрестоматии по чтению с листа с детальной и продуманной программой по усложнению этой формы работы.

Конечно, есть объективные причины сложившейся на сегодняшний день ситуации в сфере культурно-эстетического воспитания детей, рушится выработанная десятилетиями образовательная система, на смену ей приходят новые формы, жизнеспособность которых может проверить только время. Адаптируется к новой ситуации содержание и структура учебного процесса: дети принимаются в ДМШ и ДШИ без конкурсного отбора, а потому некоторые виды работы упрощаются. Можно привести такой пример. Снижаются требования к техническому зачёту или вовсе исчезают. Проблема усложняется ещё и тем, что здоровье современных детей серьёзно отличается от физических параметров их сверстников 60-80х годов прошлого века. Добавьте к этому всё возрастающую учебную нагрузку в общеобразовательной школе, наличие множества «отвлекающих» факторов в виде компьютерных игр, интернета и прочее. Как естественный результат – современному ребёнку очень трудно сосредоточиться на определённой задаче. А ведь это качество – умение продолжительно концентрировать внимание чтением с листа воспитывается в первую очередь. Для этой формы работы необходима способность быстро и синхронно считывать сразу несколько информационных слоёв текста: нотные, ритмические, динамические, агогические и др. Не секрет, что при разучивании нового произведения педагог осваивает и отрабатывает с учащимся эти элементы последовательно – сначала ноты, затем штрихи, динамику, темп. Понятно, что при отсутствии такого специфического зрительно-моторного навыка это задача часто вызывает у ребёнка затруднение, а порой и страх.

Хочу порекомендовать учебное пособие «Чтение с листа» Т. Камаевой, А. Камаева. Оно состоит из двух частей. Первая часть игрового курса состоит из заданий. Их порядок и расположение подчинены первоочередным задачам: снять психологический «зажим» у ребёнка перед чтением нот с листа и сделать это занятие по возможность увлекательным. Достигаются эти задачи с помощью определённых приёмов.

1 Увлекательная и дозированная форма подачи материала позволяется разделить сложную для ребёнка задачу комплексного восприятия нотного текста на ряд простых, и что очень важно, заведомо выполнимых задач.  Сам факт того, что ребёнок может решить эту задачу сам, часто является для него достаточным стимулом для движения вперёд. Кроме того, каждое задание сопровождается графой для оценки, которую выставляет педагог. Однако, оценка в данном случае не столько форма контроля, сколько дополнительный способ поощрить ребёнка, ведь ученики любят получать «пятёрки».

2 Задания усложняются очень постепенно. В первую очередь активизируется внимание ребёнка и постепенно автоматизируется исполнение отдельных элементов нотного текста, затем развивается его нотный глазомер и закладываются основы целостного восприятия текста. Для этого от задания к заданию перед учащимся ставятся разные задачи: в начале, например, точно следовать ключевым знакам, затем, после того как ученик самостоятельно фиксирует их, выполнять динамические оттенки, выдерживать единый темп произведения и так далее. Важно, чтобы ребёнок справлялся с заданиями, читая партии сразу обеих рук, и не разбирал партию каждой руки отдельно.

3 Все упражнения направлены на развитие навыка быстрого визуального считывания информации, зафиксированы в нотном тексте. Так, задания, направленные на зрительное восприятие и моторное освоение отдельных интервалов и созвучий, чередуются заданиями, иллюстрирующими разные принципы организации фактуры. Помимо сведений о графическом «портрете» того или иного интервала или аккорда приводится их типовая аппликатура, где это возможно.

4 Текст пособия в основном обращён непосредственно к учащемуся. Он состоит из заданий, которые ученику предстоит учить и помещённых в рамку правил. Комментарий для педагогов выделены более мелким шрифтом.

5 В качестве дополнительной формы работы рекомендуется использовать известный приём «слепой игры» на фортепиано. Для этого руки учащегося во время игры прикрываются листком бумаги. Тем самым у ребёнка развивается тактильное восприятие клавиатуры, снижается зависимость от визуального контроля за движением рук. Постепенно он отвыкает без конца переключать своё внимание с нот на клавиши и обратно.

Основная работа с пособием должна проходить на уроке. Важно, чтобы учащийся усваивал правила и отрабатывал необходимые навыки под контролем педагога. Пройденный таким образом материал может быть задан на дом с целью повторения и закрепления освоенных навыков. Необходимым условием успешного применения пособия является его систематичное использование.

Вторая часть пособия – хрестоматия, в которой пьесы подобраны в соответствии с порядком следования тем в первой части. Материал, представленный в хрестоматии, имеет своеобразный учебный ценз – он приближен к уровню сложности четвёртых – пятых классов ДМШ. Репертуар обладает некоторой спецификой. В большинстве своём это пьесы программные, с ярким образным содержанием, что вызывает дополнительный интерес ребёнка к «читаемому» произведению. Для того чтобы ребёнок не терял уже сформированные навыки произведения в хрестоматии выстроены с учётом пройденного материала. То есть, в каждой пьесе помимо навыка, который отрабатывает в данный момент, встречаются хорошо знакомые учащемуся элементы музыкальной ткани (интервалы, аккорды). Понятно, что в пьесах все они даны не в столь концентрированном виде, как в заданиях. Сделано это специально для того, чтобы ребёнок справлялся с текстом практически на все сто процентов и получал от процесса чтения удовольствие.

Порядок использования хрестоматии регламентирует таблицы – дневники, помещённые в конце каждого тематического блока игрового курса. В них же заносится результат исполнения – оценка с обязательной подписью учителя. Это дополнительно мобилизует внимание ученика. Пьесы рекомендуется исполнять по одной на уроке и в том порядке, который обозначен в таблице – дневнике.

Для развития у ребёнка навыка опережающего чтение нотного текста рекомендуется использовать бегунок.

Очень важно в процессе занятий постоянно апеллировать к слуховому и исполнительскому опыту учащегося: хорошо, если ученик всё время убеждается в полезности навыков чтения с листа при работе над основным репертуаром по специальности.