«Моя профессия – мое призвание»


Котляревская Наталия Леонидовна
преподаватель ГККП Детская музыкальная школа №2

Моя профессия – мое призвание.
Мой педагогический опыт более 20 лет. Свою профессию педагога по классу фортепиано я выбрала не случайно. С детства мне нравилось заниматься музыкой, подбирать любимые мелодии, музицировать и петь под аккомпанемент, разучивать и исполнять новые произведения. В музыку меня «привел» Макшаев Георгий Алексеевич. В нашем детском саду он вел музыкальные занятия, на которые мы приходили как на  сказку. Во время таких занятий Георгий Алексеевич играл нам  много музыкальных композиций, а мы сидели и слушали затаив дыхание. С нами он создал детский музыкальный оркестр, где я играла на клавишах. Показанные им мелодии я схватывала, как говорят «на лету». Разглядев мои музыкальные способности, посоветовал моей маме записать меня в музыкальную школу. Так с его «благословения» я попала в интересный, чарующий мир под названием Музыкальная школа. Моей первой учительницей была Панченко Татьяна Викторовна. Уроки в ее классе проходили всегда интересно и вдохновлено. Уже тогда я начала понимать как важно проявлять чуткость и подлинный интерес к ученику, так как от этого и шел контакт учителя с учеником. А вместе с этим и раскрывалось мое отношение к музыке. Ведь моя учительница и была для меня этим миром музыки. Я всегда показывала Татьяне Викторовне те песни и мелодии, которые пыталась подбирать по слуху, не все выходило сразу, но ее чуткость и неподдельный интерес, давали мне возможность двигаться дальше.

Окончив музыкальную школу, я решила поступать в музыкальное училище, сейчас оно имеет название колледж. Что меня подтолкнуло к такому решению? Я думаю, что моя любовь к музыке, без которой я не прожила бы и дня, а так же любовь к детям. Моя профессия соединила в одно целое две мои привязанности в жизни: музыка и дети.

Придя в музыкальную школу уже как педагог, я всегда помнила свои занятия с Панченко Татьяной Викторовной. Я стала пытаться находить контакт с учениками. Они все такие разные, но одно их обьединяет – это неподдельная любовь к музыке. Многое в жизни изменилось. Больше стало информационных технологий. Сейчас необязательно подбирать понравившуюся тебе мелодию, песню, достаточно зайти в интернет и  ты услышишь любую музыкальную композицию. Но мелодия подобранная самостоятельно, дает другое чувство, чувство гордости и радости за себя.

Так моя жизнь стала связана с двумя великими планетами – миром Детства, веселым, наивным и непредсказуемым, и миром Музыки, возвышенным, вечным, до конца непостижимым. Дети в музыкальную школу приходят с разными музыкальными способностями. В наш век технологического прогресса очень важно привить детям любовь к прекрасному, открыть для них мир музыкального языка. Необходимо воспитывать в них разносторонне развитую личность. Занятия музыкой воспитывают в ребенке много положительных качеств, таких как собранность, организованность, умение добиваться поставленной цели, помимо этого развивает память, сообразительность. Ведь музыка – это не только увлечение и приятное времяпрепровождение, но и занятия, которые развивают человека. Она учит мыслить, воспитывает трудолюбие, прививает вкус, расширяет кругозор.

Педагогу необходимо учитывать, что художественные задачи, стоящие перед учащимися  на каждой ступени его обучения, не должны превышать его возможностей, но в то же время должны постоянно вести его вперед, способствовать его художественному росту, окрылять на победу. Я обьясняю своим ученикам, что игра на инструменте – кропотливый труд. Помогаю им преодолеть все трудности и открыть для себя секреты мира музыки.

Роль педагога в процессе работы с учащимися над произведениями очень велика. Эта роль видоизменяется по мере одаренности ребенка, его развития и подвинутости. Ведь педагогический метод- это комплекс приемов, способствующих передаче от педагога ученику знаний, умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности. На всех этапах педагог помогает своему воспитаннику, всячески содействует правильному толкованию произведения, рационально организует процесс обучения и бережет его от ошибок. Но в то же время нужно поощрять самостоятельность учащегося в работе с произведениями.  Тогда музыка предоставляет детям возможность творчества, созидания, выражения чувств и эмоций.

За годы своей педагогической практики я убедилась, что одной из основных задач, заключающихся в воспитании юного пианиста- исполнителя является любовь самого педагога к своей профессии, к музыке и конечно же детям. Во время урока всегда вдохновляешься процессом обучения любого ребенка и продвинутого, и средними музыкальными данными. Углубляешься в нотный материал, в эпоху создания произведения, пытаешься найти способы и методы доступного изложения той или иной задачи и цели исполнения. А иногда твой воспитанник подкидывает тебе какую-нибудь новаторскую мысль, которая тебя поднимает на новую планку как педагога. Ведь процесс учебы в нашей профессии обоюдный. Педагог учит ученика, а ученик дает возможность реализовывать себя как наставника. И самое радостное когда на тебя поднимаются детские глаза, полные восторга и радости от того что у него получилось и он справился с поставленной задачей.

Думаю что мои ученики, благодаря занятиям музыкой вырастут целеустремленными людьми, достигнут больших успехов независимо от того, какую профессию они выберут. В них есть самое главное умение ставить себе цель и идти к ней. Музыка приучает ребенка к ежедневному труду, воспитывает в них терпение, силу воли и усидчивость, совершенствует эмоции, дает особое видение окружающего мира. Музыка учит не только слушать, но и слышать, не только смотреть, но и видеть, а видя и слыша, чувствовать. Она помогает стать богатым и эмоционально насыщенным, успешным, всесторонне развитым, целеустремленным, а значит счастливым человеком, который создает красоту в себе и вокруг себя.

В своей работе я пользуюсь многими методическими пособиями, но и конечно же использую свой педагогический опыт. Основным для меня являются: «Методика обучения игре на фортепиано» А. Д. Алексеева, «Воспитание ученика-пианиста» Б. Милича, «Об искусстве фортепианной игры» Г.Г.Нейгауза, а так же не заменимая в работе с малышами «Первая встреча с музыкой» А. Артоболевской и другие методические пособия, статьи. Постоянно повышаю свой профессиональный уровень, посещая курсы повышения квалификации.

Считаю, что использованные мною методы работы приносят свои «плоды».  Мои учащиеся выступают на различных концертных сценах, как на сценах нашей школы, так и других заведений. Принимают участие в городских, республиканских и международных конкурсах, где занимают места. Мне есть чем гордиться! А значит мой труд не проходит даром. Я с гордостью могу сказать, профессия педагога – музыканта – мое призвание.