Статья на тему «Формирование межличностных отношений у детей с ЗПР старшего возраста через игру в условиях поликультурной образовательной среды»

Нигматова Сауле Казбековна
воспитатель г.Караганда, КГУ детский дом «Құлыншақ»

 Дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании, он является возрастом  первоначального становления личности ребёнка. В то время в общении ребёнка. В это время в общении ребёнка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом являющие на развитие личности ребёнка. Актуальность:

Изучение человеческих отношений, взаимоотношений, общения, ставшее по утверждению видных ученых «проблемой века», является для детской педагогики ключевой проблемой. С раннего возраста мы должны прививать детям чувство любви к Родине, ее многонациональности, уважению к родителям, старшим, сверстникам. Воспитывать подрастающее поколение в духе высокой ответственности за свое поведение.

Общение с детьми – необходимое условие полноценного развития ребенка. Оно является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявление и развитие начал коллективных взаимоотношений.

Данная проблема широко освещена в психолого-педагогической литературе. Т.А.Репина в своих исследованиях обращалась к вопросу развития отношений детей в группе детского сада. Т.В.Антонова рассматривала своеобразие проявления старшими дошкольниками инициативности в общении со сверстниками. А.А.Рояк оставила психологическую характеристику трудностей в межличностных отношениях у дошкольников. Р.А.Иванкова, Р.Л.Кричевский изучали влияние деятельности на взаимоотношения детей. Большое значение и актуальность проблемы приобретает изучение ребёнка в системе его межличностных отношений со сверстниками в группе детского дома, большое значение это приобретает, если в детском доме дети разных национальностей. Вырастая ребёнок свои детские навыки общения, модель взаимоотношений переносят во взрослую жизнь. Так у него в будущем на работе, в коллективе и в повседневной жизни строятся  доброжелательные отношения. Если у ребёнка недостаточно сформирована способность к общению в детстве с детьми разных национальностей, то в дальнейшем у него могут возникнуть межличностные конфликты на почве неприятия человека другой национальности, которые у взрослого человека решить очень сложно, а иногда невозможно. В детском доме дети разных национальностей и мы работаем по принципу «Один за всех и все за одного», стараемся быть единой семьёй, чтобы все себя чувствовали комфортно.

Особую значимость  для многонациональной страны приобретает постоянная потребность общества в воспитании личности, способной к жизнедеятельности  в современных полиэтнических условиях. Базовым учреждением поликультурного образования является дошкольное учреждение, так как именно здесь общей основой воспитания и обучения является овладение государственным и русским языками, становление основ мировоззрения, национально-культурной и гражданской идентичности, духовно-нравственное развитие с принятием моральных норм и национальных ценностей.

С самого раннего детства мы детям  прививаем чувство любви к Родине, её многонациональности, уважению к людям, старшим, сверстникам; воспитываем подрастающее поколение в духе высокой ответственности за своё поведение.

Постоянное общение с детьми– необходимое условие  полноценного развития ребенка. Оно является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявления и развития начал коллективных взаимоотношений.

Детская игра- вид деятельности, воспроизводимый детьми действий взрослых и отношений между ними в особой форме. Как мы уже знаем, игра- ведущая деятельность дошкольника, где происходят изменения в психике ребёнка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребёнка к новой ступени его развития. По определению А.Н. Леонтьева, игра – ведущая деятельность ребенка – дошкольника, т.е. такая деятельность, с развитием которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой ступени его развития. Н.К.Крупская отмечала, что игра для дошкольников – способ познания окружающего.

В игре дети учатся доброжелательному общению друг с другом, приобретают чувства  коллективизма, учатся действовать сообща, планировать, распределять роли, учитывать свои силы, время и возможности, заботиться о товарищах , помогать им.  В нашем детском доме, воспитываются дети разных национальностей. Мы должны стараться сделать наш дом действительно добрым, теплым, светлым для всех, кто по тем или иным причинам приехал в него и живет вместе с нами.

Детские игры многообразны по содержанию, характеру, организации, поэтому классификация их затруднительна. Проанализировала литературу и сделала подборку игр, касающихся формирования межличностных  отношений между детьми разных национальностей.  Игры, выделила  на творческие, которые различаются по содержанию (отражение быта, труда взрослых, событий  общественной жизни); по организации: количеству участников (индивидуальные, групповые, коллективные), по виду (игры, сюжет,  которых придумывают сами дети, игры- драматизации- разыгрывание сказок и рассказов, строительные) и игры с правилами, которые имеют готовое содержание и заранее установленную последовательность действий, главное в них- решение поставленной задачи, соблюдение правил. По характеру игровой задачи они делятся на две группы: подвижные и дидактические.

Подвижные игры – направлены на ориентировку в пространстве,  знанию стихов, песен, умению считать.

Дидактические игры- направлены на активную мыслительную деятельность, способствуют расширению кругозора, формированию дружеских отношений.

Народные игры – направлены на знания культуры  своего народа, о обычаях и традициях. Для углубления знаний по поликультурному развитию должно выделяться поликультурное игровое  пространство.

В работе с детьми по приобщению их к национальной культуре, традициям казахского народа в д/д проводятся развлечения, различные беседы об играх детей , активно используются в работе с детьми народные игры. Народные игры имеют важное значение в формировании этнического самосознания личности. В играх воспитывается любовь и уважение к своему народу, формируется стремление к постижению богатства национальной культуры.

Язык, который легко дается всем детям без исключения, не зависимо от национальной принадлежности- это язык игры. В игре они познают мир и усваивают систему отношений в обществе, развиваются, учатся премудростям, формируются как личности. Именно игра может скорректировать возникающие проблемы и сложности в отношениях. Через игру должны осуществляться задачи воспитания толерантности детского коллектива. Таким образом, игра содержит возможности построения наиболее высоких норм коллективных взаимоотношений, доступных детям старшего возраста, имеющую разную национальность. Благодаря работе по межличностному отношению, дети  независимо какой национальности играют вместе, в благоприятной и дружеской обстановке.

Через игру формируется устойчивое отношение к культуре родной страны, создается эмоционально-положительная основа для развития патриотических чувств.